Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Во второй статье Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита входят в обязанность государства. Основной Закон России также гарантирует государственную поддержку семьи и детства. В любом обществе особое значение имеет государственная защита основных прав и интересов несовершеннолетних, поскольку несовершеннолетние дети, как никто другой, подвержены риску различного рода посягательств, а в силу объективных причин не могут самостоятельно защитить себя как физически, так и юридически. Поэтому проблема обеспечения законности в сфере детства носит глобальный характер. Не исключением является и российское государство.
Создание новых гуманных правовых институтов защиты прав несовершеннолетних показывает особую заинтересованность руководителей государства в наведении порядка в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних, в профилактике преступности данной категории лиц.
В связи с этим в данной работе рассмотрены наиболее актуальные проблемы теории и практики прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних.
В деле защиты прав и свобод несовершеннолетних и в системе правоохранительных органов Российской Федерации органы прокуратуры исторически играют важную роль, реализуя функцию надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних в целях обеспечения законности и правопорядка в обществе, защиты их прав и свобод от преступных и иных посягательств. Поэтому данная функция должна являться одной из главных функций органов прокуратуры Российской Федерации и осуществляться в рамках общего надзора.
Необходимость дальнейшего государственного регулирования и повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних обусловлена и другой причиной дети, потерявшие родителей или ставшие сиротами при живых родителях, остаются также незащищенными в обществе. Многие из них не могут реализовывать свои права, например, право на образование; попадают под негативное влияние представителей преступного мира, вовлекающих их в антиобщественную и преступную деятельность, проявляющих к ним насилие, использующих их рабский труд, лишающих их имущества и т.д.
К сожалению, многочисленные нарушения прав несовершеннолетних допускаются работниками государственных учреждений органов опеки и попечительства, работниками детских домов, школ-интернатов, другими лицами, осуществляющими учёт и воспитание несовершеннолетних, то есть лицами, на которых лежит обязанность защиты прав детей.
Степень научной разработанности темы. Вопросам прокурорского надзора в сфере защиты основных прав и свобод несовершеннолетних в Российской Федерации, посвящены труды таких авторов, как: А.С. Арутюнян, Е.В. Баркалова, Д.И. Ережепалиев, Е.П. Кондратьева, М.Л. Огурцов, А.В. Паламарчук и др.
Объект исследования - прокурорский надзор.
Предметом исследования выступает прокурорский надзор за соблюдением законов о несовершеннолетних.
Цель исследования состоит в обосновании теоретических положений, организационно-правовых предложений, научных и методических рекомендаций по совершенствованию прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних с учетом современных задач, определенных институтами государственной власти и гражданского общества.
Исходя из обозначенной цели, в работе сформулированы следующие конкретные задачи научного исследования:
выявление характерных особенностей правового регулирования деятельности прокурора по надзору за исполнением законодательства в сфере защиты основных прав и свобод несовершеннолетних;
анализ, обобщение и оценка современного состояния законности и классификация типичных нарушений прав несовершеннолетних.
В процессе работы использовались такие методы, как формально- логический, сравнительно-правовой.
Нормативную базу работы составляют Конституция Российской Федерации, федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации», иные федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Правовые основы и организация прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних
1.1. Сущность прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних
Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи является комплексным направлением надзорной деятельности прокуратуры, поскольку при его осуществлении прокуроры используют в полной мере все полномочия, характерные для надзора за исполнением законов, надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзора за исполнением законов органами предварительного расследования и др., но с учетом специфики правового статуса несовершеннолетнего.
Генеральный прокурор Российской Федерации в целях комплексного решения задач по защите прав и законных интересов несовершеннолетних ориентирует нижестоящие структурные подразделения на то, чтобы надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, в том числе надзор за расследованием преступлений несовершеннолетних, был сосредоточен в отраслевых подразделениях, либо с учетом состояния законности и правопорядка на поднадзорной территории обязанности по осуществлению данного надзора закреплялись за наиболее квалифицированными и опытными сотрудниками .
Прокурорский надзор за законностью уголовного преследования несовершеннолетних включает в себя направления, регулирующие как общий порядок производства по каждому уголовному делу, а именно соблюдение общих норм уголовно-процессуального законодательства, так специальных, закрепляющих особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
В формировании социальной государственной политики немаловажное место отводится подрастающему поколению, молодежи, их занятости, и профилактике правонарушений и преступлений в этой области. Особенность государственного регулирования этого направления обусловлена тем, что несовершеннолетние в большей степени нуждаются в правовой защите, поскольку самостоятельно осуществлять действия по защите своих прав и свобод от различного рода посягательств не могут. В связи с этим проблема соблюдения законности в сфере прав несовершеннолетних актуальна во все времена. В российском государстве практическая реализация деятельности по обеспечению и защите прав и свобод несовершеннолетних возложена на ряд государственных структур, в частности, это Уполномоченный по правам ребенка, органы опеки и попечительства, Комиссия по делам несовершеннолетних, однако, особая роль отводится именно органам прокуратуры, поскольку на них возложены надзорные функции в отношении последних. Прокурорский надзор за исполнением законов представляет собой отдельный вектор деятельности органов прокуратуры, нацеленный на осуществление надзора за исполнением законов в сферах межотраслевого характера .
Надзор за законностью правовых актов в сфере реализации защиты прав несовершеннолетних призван обеспечить реальное и надлежащее исполнение законодательства об охране их прав и законных интересов, а также пресечение и предупреждение преступности. В этих целях, Генеральной прокуратурой РФ был издан приказ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», который заложил нормативный базис для организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних. На прокурора с принятием данного акта нормотворчества были возложены полномочия по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних практически во всех сферах жизнедеятельности, это образование, здравоохранение, уголовная сфера и ряд других.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования от 01.07.2020 // официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях [Текст]: Федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. – 2002. – 5 января.
3. Уголовный Кодекс Российской Федерации [Текст]: Федер. закон от 13.06. 1996 №63-ФЗ // Российская газета. – 1996. – 20 июня.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: Федер. закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Российская газета. – 2001. – 25 декабря.
5. О прокуратуре Российской Федерации [Текст]: Федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202-I // Российская газета. – 1992. – 25 января.
6. Об оперативно-розыскной деятельности Федерации [Текст]: Федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // Российская газета. – 1995. – 20 августа.
7. О полиции [Текст]: Федер. закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – №7. – Ст.900.
8. Агамов Г.Д. Практикум по прокурорскому надзору и методические рекомендации [Текст] / Г.Д. Агамов, А.К. Романов. – М.: Дело, 2018. – 160 c.
9. Агутин А.В. Организация прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела [Текст] / А.В. Агутин, Г.Л. Куликова, А.Н. Агеев. – М.: ИЛ, 2018. – 202 c.
10. Бегалиев К. Прокурорский надзор за расследованием дел о преступлениях несовершеннолетних [Текст] / К. Бегалиев. – М.: Юридическая литература, 2019. – 868 c.
11. Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор [Текст] / А.Ю. Винокуров, К.Ю. Винокуров, Ю.Е. Винокуров. – М.: Юрайт, 2018. – 432 c.
12. Григорьев В. Прокурорский надзор [Текст] / В. Григорьев, А. Победкин, В. Яшин. – М.: Эксмо, 2017. – 496 c.
13. Григорьева Н.В. Прокурорский надзор [Текст] / Н.В. Григорьева. – М.: РИОР, 2016. – 345 c.
14. Ендольцева А.В. Прокурорский надзор зарубежных стран: учебник [Текст] / А.В. Ендольцева. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 668 c.
15. Капинус О.С. Прокурорский надзор в 2-х томах: учебник [Текст] / О.С. Капинус. – М.: Юрайт, 2019. – 502 c.
16. Кириллова Н. П. Прокурорский надзор [Текст] / Н.П. Кириллова. – М.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2017. – 280 c.
17. Кириллова, Н. П. Прокурорский надзор [Текст] / Н.П. Кириллова. – М.: СПбГУ, 2019. – 280 c.