Фрагмент для ознакомления
2
Общий курс дрессировки (далее - ОКД) — это программа дрессировки собак, разработанная отечественным кинологом Языковым Всеволодом Васильевичем в 1920-х годах. С того времени курс практически не изменялся, были внесены лишь отдельные правки. В том или ином объеме общий курс дрессировки необходим любой собаке. В процессе занятий у животного вырабатывается послушание и ряд других полезных навыков, которые пригодятся как в повседневной жизни, так и в служебной деятельности. В большинстве случаев собаки, не прошедшие ОКД не допускаются до других видов дрессировки. Общий курс дрессировки необходим так же и служебным собакам, в частности собакам, используемых для розыскной службы. Розыскных собак используют главным образом для борьбы с преступными элементами, во время охраны границ и личной собственности граждан.
Актуальность темы данной курсовой работы связана со значимостью вопроса о общего курса дрессировки на дрессировочный процесс собак во всей системе подготовки служебных собак, в частности и дрессировки служебно-розыскных собак. Знание материала, связанного с общим курсом дрессировки собак, позволяют специалисту-кинологу осуществлять качественную подготовку служебных собак, допуская при этом наименьшее количество ошибок.
Актуальность темы обоснована так же тем фактором, что служебная собака должна первоначально пройти общий курс дрессировки и только после полученных навыков проходить дрессировку по специальному курсу, в частности к розыскной деятельности. Команды из цикла общего курса дрессировки используются при работе в розыскной деятельности и выявление взаимосвязи между ОКД и специальным курсом подготовки розыскной деятельности обуславливает актуальность выбранной тематики.
Цель курсовой работы – изучить анализ отличительных приёмов в дрессировки для собак породы бельгийская овчарка (малинуа) и немецкая овчарка.
Для достижения указанной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1. Приемы и методы дрессировки служебных собак.
2. Особенности собак породы немецкая овчарка.
3. Особенности собак породы бельгийская овчарка.
4. Организация и методы исследования.
5. Результаты исследования.
Объект курсовой работы – общий курс дрессировки в подготовке служебных собак.
Предметом курсовой работы является особенности дрессировки собак немецкая и бельгийская овчарка.
Методология. Для написания курсовой работы были использованы такие научные методы как анализ, синтез и метод научного познания, а также метод сравнения.
Теоретическая основа курсовой работы представлена научными трудами отечественных ученых в области кинологии, такими, как Арасланов Ф.С., Алексеев А.А., Шигорин В.И. «Дрессировка служебных собак», Бочаров В. И. «Всё о собаках», Варлаков В.С., Затевахин И.И. «Системные принципы дрессировки», Высоцкий В. Б. «Общий курс дрессировки собак разных пород».
Структура работы представлена совокупностью введения, двух глав, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Теоретические особенности методики и техники дрессировки служебных собак
1.1 Приемы и методы дрессировки служебных собак
Общий курс дрессировки курс предназначен для выработки у собаки навыков дисциплины, послушания и должного поведения в различных ситуациях.
Для успешного выполнения оперативно-служебных задач кинолог со своим четвероногим помощником должен вызывать у населения доверие, стремление помочь. Недисциплинированное, бросающееся на людей или чрезмерно возбудимое животное вызывает у окружающих страх и неприязнь, что не способствует эффективному использованию собаки . Кроме того, отсутствие дисциплины может привести также к травмам дрессировщика и животного, покусам посторонних людей и другим нештатным ситуациям.
То есть, без обучения собаки навыкам общей дисциплины специалист-кинолог не может обойтись.
В отличие от подготовки по приемам специальных курсов дрессировки, которые отрабатываются на базе заинтересованности животного в каком-либо действии, обучение приемам ОКД основывается больше на принуждении (за исключением «подноски предмета», «подачи лая» и частично «переползания»).
ОКД включает в себя одиннадцать приемов:
− подход к дрессировщику;
− движение рядом с дрессировщиком;
− посадка;
− укладка;
− стояние;
− возвращение на место;
− подноска предмета;
− переползание;
− подача лая;
− прекращение нежелательных действий и отказ от корма;
− преодоление препятствий.
Иногда к приемам общего курса дрессировки добавляют двенадцатый пункт – плавание.
Контакт дрессировщика с собакой. Лучше всего налаживать отношения с животным при длительных прогулках, играх, кормлении. Все это возможно, когда пес дружелюбен и расположен к человеку. Но зачастую кинологу приходится находить контакт с сидящей на цепи крупной и злобной собакой, которая бросается на каждое движение. В таком случае рекомендуется несколько дней ее не кормить, а затем подойти с кусочками мяса в руках. Первой реакцией такого животного будет попытка броситься на человека. Поэтому не стоит подходить к ней близко и делать резкие движения, а следует спокойно стоять, не провоцируя животное . Агрессия собаки несколько снижается, но она внимательно наблюдает за незнакомцем. При этом дрессировщик спокойно разговаривает с животным, называет его кличку, уговаривает съесть лакомство (хотя эти уговоры вовсе не требуются). Затем он уходит и вновь возвращается через 15-20 минут с новой порцией. Периодические «визиты» человека с лакомством вызывают у собаки положительные эмоции, и она перестает видеть в нем врага. Во время таких подходов важно не перейти границу, за которой цепь позволит псу достать человека. Лучше сначала проходить по касательной, чуть наклоняясь и выкладывая кусочки лакомства на землю. Не следует задерживаться возле положенного кусочка, так как собака, защищая пищу, может напасть на человека.
После того, как животное позволит подходить к себе, не нужно спешить прикасаться к нему. Лучше сесть рядом с ним и положить кусочек мяса на грунт. Когда собака съест его, плавно достать еще один и протянуть ей на ладони. Нельзя подавать лакомство пальцами, так как голодная собака может прихватить их вместе с пищей. При подаче следующего кусочка надо стремиться, чтобы животное съело его, соприкасаясь с человеком. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем собака позволила спокойно себя поглаживать. Когда данная цель достигнута, дрессировщик пристегивает поводок, отстегивает цепь и, подав команду «Гуляй», выводит животное на прогулку. Доверие завоевано. Прогулки укрепляют контакт все больше .
Но прежде, чем начинать процесс дрессировки, надо суметь надеть на собаку намордник. Обычно используется жесткий объемный намордник с одним ремешком, длину которого регулируют так, чтобы его легко можно было перебросить за уши. В намордник кладется кусочек лакомства, собаке позволяют достать и съесть пищу. После нескольких подобных упражнений животное перестает бояться намордника. Остается только перебросить ремешок за уши и сразу вести пса выгуливаться. Прогулка несколько отвлечет собаку от надетого намордника, хотя попытки снять его будут. Эти попытки пресекаются командой «Фу», рывком поводка или дачей лакомства. На первых занятиях не стоит долго держать животное в наморднике.
После того, как кинолог установил контакт с собакой, он приступает к дрессировке. Первые приемы, которым обучают в ОКД, - подход к дрессировщику и движение рядом.
«Движение рядом» – прием, позволяющий дрессировщику удерживать собаку у левой ноги как в движении, так и на месте, не применяя физических воздействий. Другими словами, собака по команде «Рядом» и жесту – хлопку кистью руки по левому бедру – без поводка следует рядом с дрессировщиком, не обгоняя и не отставая, независимо от поворотов и смен темпа движения, а при остановках садится возле ноги. Для отработки этого приема можно применять механический и контрастный методы дрессировки.
Животные с крепкой нервной системой легко дрессируются механическим методом, а при наличии ослабленной нервной системы
Фрагмент для ознакомления
3
Арасланов Ф.С., Алексеев А.А., Шигорин В.И. Дрессировка служебных собак. – М: Досааф, 2017 – С. 126.
2. Бочаров В. И. Всё о собаках. – Дрессировка служебных собак. – М: Досааф, 1995 (ред.2018) – С. 101.
3. Бочаров В., Орлов А. Дрессировка служебных собак. – М.: ДОСААФ, 1981 (ред. 2018).
4. Варлаков В.С., Затевахин И.И. Системные принципы дрессировки. М.: Патриот, 2019, 174 с.
5. Высоцкий В. Б. Общий курс дрессировки собак разных пород. — М.: АСТ, Сталкер, 2018. 254 с.
6. Заводчиков П.А., Курбатов В.В. Справочная книга по собаководству. М.: Сельхозгиз, 1960 (ред. 2019).150 с.
7. Иньков Н. М. Основы служебного собаководства. — М.: Сельхозгиз, 1958 (ред. 2017). 182 с.
8. Крузеpман Г. В. Справочник. Дрессировка собак. – М: Мир, 2016. – С.142.
9. Крушинский Л. В. и др. Служебная собака. М.: Сельхозгиз, 2016
10. Московкин В. В. Основы служебного собаководства – Чебоксары: «Руссика», 2019. – С. 286.
11. Орлов А. Методика дрессировки служебных собак. // Клуб служебного собаководства. – М.: Знак почета, 2016.-191с.
12. Сахаров Н. А. Техника дрессировки служебных собак. Сельхозгиз, М., 2020, 200 с.