Фрагмент для ознакомления
2
На современном этапе развития начального образования одной из главных задач является овладение обучающимися грамотной речью, соответствующей нормам орфографии, так как именно в начальной школе ребенок начинает овладевать письменной речью.
Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, так как именно здесь закладываются основы всех лингвистических знаний, умений и навыков, от правильности и прочности которых во многом зависит весь ход дальнейшего образования ребёнка.
Как показывает практика, усвоение теоретического материала курса русского языка вызывает у учащихся некоторые затруднения. Одна из причин в том, что материал представлен в большом объёме. Причём его нужно не только усвоить, но и применить на практике. Объём этот определён Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования [48]. На основании него составлены примерные образовательные школьные учебники русского языка.
При изучении материала учащиеся должны научиться находить орфограммы, выделять их опознавательные признаки, в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило и контролировать орфографическую сторону письма [50, c. 12]. Очень часто бывает так, что учащиеся заучивают правило, не понимая его. В результате, они не могут применить это правило на практике. Поэтому и ученые, и учителя ищут новые, более эффективные подходы в организации процесса работы над формированием орфографических навыков.
Итак, проблема формирования навыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе остается одной из центральных проблем обучения.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема формирования навыков грамотного письма в начальной школе занимает важнейшее место в образовании младших школьников, т.к. именно с поступлением в школу ребенок начитает овладевать всеми сторонами письменной речи, в том числе и орфографической.
Современная методика обучения орфографии опирается на положение о целесообразности сознательного усвоения правописания, обоснование которого отражено в трудах Д. Н. Богоявленского [6], С. Ф. Жуйкова [20], Н. С. Рождественского [37] и др. Особенности усвоения грамотного письма изучались методистом М. Р. Львовым [23], Т. Г. Рамзаевой [36], М. С. Соловейчик [42] и др.
Исходя из вышесказанного, цель исследования состоит в том, чтобы теоретически обосновать и разработать комплекс упражнений, направленный на формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка у учащихся младшего школьного возраста.
Объект исследования - процесс формирования навыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования - комплекс упражнений, направленный на формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка у детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику орфографическим умениям;
2. Изучить психолого-педагогическую, лингвистическую и научно-методическую литературу по проблеме формирования орфографических умений младших школьников;
3. Подобрать и провести диагностику по выявлению исходного уровня сформированности грамотного письма младших школьников;
4. На основе результатов диагностики разработать комплекс упражнений, направленный на формирование орфографических умений младших школьников.
Методы исследования: изучение и анализ литературы по проблеме исследования, анализ педагогической документации, наблюдение, диагностические задания, количественная и качественная обработка полученных данных.
Практической значимостью исследования является разработка комплекса упражнений, направленных на формирование орфографических умений младших школьников.
Базой исследования является
Структура работы: работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие об орфографии. Классификация орфографических умений
Проблема грамотного письма с давних пор волновала многих отечественных ученых. Они выделяли различные психологические факторы, от которых зависит успешное формирование грамотного письма.
Психолог Ф. И. Буслаев, который в 40 – 50-е годы XIX столетия изложил психологические основы усвоения русского языка в начальной школе, считал важным условием усвоения грамматики и орфографии изучение лингвистики при параллельном развитии мышления и речи учащихся. Он говорил, что необходимо «постигнуть законы мысли, чтобы уразуметь язык» [8, с. 90].
В числе педагогов, поддерживающих идеи Ф. И. Буслаева во второй половине XIX века, были И. И. Срезневский, К. Д. Ушинский, В. Я. Стоюнин и др. И. И. Срезневский считал необходимым развивать мышление и речь ребенка путем осмысленного изучения явлений языка и письма, а не путем заучивания правил и определений. «И все работы во время уроков, – говорил он, – должны состоять в постоянных упражнениях наблюдательности, внимательности и осмысленности, обращенных на родной язык» [44, c. 90].
К. Д. Ушинский подчеркивал, что орфографический навык должен основываться на знании грамматики и орфографических правил, а также опираться на работу мысли, на усвоение необходимых закономерностей.
Лингвист В. Ф. Иванова даёт такое определение орфографии.
Орфография – это:
1) исторически сложившаяся система единообразных написаний, которую принимает и которой пользуется общество;
2) правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны разные написания;
3) соблюдение принятых написаний, частных и подчиняющихся определенным правилам;
4) часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая написание и устанавливающая их единообразие [16, c. 57].
В основу изучения орфографии и формирования орфографических навыков в школе положена работа над орфограммами. Обучающиеся должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило [28, c. 134].
Правила орфографии определяют выбор написаний в следующих пяти областях письма, в соответствии с которыми различаются пять разделов орфографии:
1) при обозначении звуков буквами в словах: правила правописания безударных гласных в корнях слов, в приставках и других морфемах; звонких и глухих согласных в слабых позициях, в корнях слов и других морфемах; двойных согласных на стыке морфем и тому подобное;
2) при выборе слитного или раздельного написания слов, а также так называемого полуслитного (дефисного) написания;
3) при употреблении прописных и строчных букв в начале предложения и в именах собственных;
4) при переносе слов, их частей с одной строки на другую;
5) при аббревиатуре, то есть неграфическом сокращении слов [17, c. 69].
Начиная с первого класса, учащиеся начинают овладевать умениями и навыками в области орфографии. М. Р. Львов говорит о том, что «умение» –это вид опыта личности, этап овладения новым способом деятельности [24, c. 112]. Он считает, что умение формируется на основе теории, правила, инструкции, а также на основе подражания по принципу «делай, как я». Закрепленное, автоматизированное умение принято называть навыком, что особенно важно для правописания.
Сформировать орфографический навык у школьников непросто. Для этого ученик должен обладать следующими орфографическими умениями [11, c. 35]:
1) умение ставить орфографическую задачу, т.е. умение находить орфограмму. Поэтому нужно у детей развивать орфографическую зоркость;
2) умение определять тип орфограммы и соотносить её с определённым правилом. Для этого учащиеся должны хорошо понимать, в какой части слова находится орфограмма, чтобы правильно подобрать правило;
3) уметь применять правило. Для большинства орфографических правил применяется алгоритм действий, который требует чёткого его выполнения;
4) умение осуществлять орфографический самоконтроль. Учащиеся выполняют проверку своих письменных работ или других записей.
Для осуществления самоконтроля у учащихся должны быть сформированы предыдущие три умения. Хотя формирование орфографического контроля происходит ещё до изучения правил. Например, проверить, нет ли в слове пропуска букв или соотносить свою работу с образцом [43, c. 42].
Среди перечисленных орфографических умений базовым является умение находить орфограмму. Так как, для того чтобы определить тип орфограммы, применить правило и осуществить самоконтроль, учащийся сможет только после того, как обнаружит орфограмму [12, c. 96].
1.2 Особенности формирования орфографических умений детей младшего школьного возраста
Основной единицей правописания в современной методике служит орфограмма, т.е. написание, требующее проверки. И обучение нахождению орфограмм в словах, в тексте нужно проводить с детьми с первых шагов письма в 1 классе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арямова, О.С. Обучение решению орфографических задач / О.С. Арямова // Начальная школа. –1988. – № 4. – С. 17.
2. Айдарова, Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку / Л. И. Айдарова. – М.: Педагогика, 1978. – 240 с.
3. Аристова, Т.А. Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму / Т.А. Аристова //Начальная школа , 2012 - №1. - С. 24.
4. Бакурина, Т. Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне / Т. Н. Бакурина // Начальная школа. – 2002. – № 2. – С.56.
5. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова. – М.: Академия, 2001. – 368с.
6. Богоявленский, Д. Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии / Д.Н. Богоявленский // Начальная школа. –1976. – № 4. – С.17
7. Булохов, В. Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся В. Я. Булохов // Начальная школа. –1991.– № 1. – С.90.
8. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка// Избр. пед. соч. М.,1992.
9. Волина, В. В. Занимательное азбуковедение / В. В. Волина– М.: Просвещение, 1998. – 276с.
10. Грабчикова, Е. С. Работа над безударными гласными на уроках русского языка / Е. С. Грабчикова // Начальная школа. – 1999. – № 3. С. 17 – 19.
11. Граник, Г. Г. Психологические закономерности формирования орфографической грамотности / Г. Г. Граник // Вопросы психологии. – 1995. – № 3. – С. 35.
12. Гранник, Г. Г. Секреты орфографии / Г.Г. Гранник. – М.: Просвещение, 1991. – 250 с.
13. Двухжилова, Л. В. Обучение правописанию безударных гласных в корне слов / Л. В. Двухжилова // Начальная школа. – 1998. – № 2. – С, 45-49.
14. Дьячкова, Г. Т. Диктанты 1-4 классы / Г. Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 399с.
15. Ераткина, В. В. Работа над непроверяемыми написаниями / В. В. Ераткина Начальная школа. – 1999. – № 6 – С.13-17
16. Иванова, В. Ф. Современная русская орфография: учеб. пособие / В.Ф. Иванова. – М.: Высшая школа, 1991. – 192 с.
17. Иванова, В. Ф. Трудные вопросы орфографии / В.Ф. Иванова. – М.: Просвещение, 1975. – 176 с.
18. Иванов, С.В. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: В 2 ч. Ч. 2 / М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В. Ю. Романова – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2017. – 176 с.
19. Жедек, П. С. Методика обучения орфографии / Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах // Под ред. М. С. Соловейчик. – М.: Просвещение. 1992. – 302с.
20. Жуйков, С. Ф. Формирование орфографических действий / С. Ф. Жуйков. - М.: 1965 – 241 c.
21. Кузьмина, С. М. Теория русской орфографии / С. М. Кузьмина. – М.: Наука, 1981. – 265 с.
22. Купров, В. Д. Словарная работа на уроке русского языка / В.Д. Купров // Начальная школа. –1990. – № 3. – С. 30.
23. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М.: Академия, 2007. – 462с.
24. Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студентов / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловекая. – М.: Просвещение, 1987. – 408 с.
25. Львов, М. Р. Правописание в начальных классах / М. Р. Львов. – М., 1998. – 256 с.
26. Матвеева, А. Н. Контрольные работы по русскому языку / А.Н. Матвеева. – М.: Дрофа, 2000. – 192 с.
27. Мишина, Т. И. Упражнения с выборочным ответом при повторении орфографии / Т. И. Мишина // Начальная школа. – 1996. – № 9. – С.34
28. Моисеев, А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография / А. И. Моисеев. – М.: Просвещение. 1980. – 240с.
29. Моисеенко, Е.С. Возможности использования проблемного обучения при изучении ряда орфографических правил / Е. С. Моисеенко, В. И. Макарова // Начальная школа, 1996 - №3. - С. 16 - 20
30. Морозова, М. Я. Грамматические игры для начальных классов / М. Я. Морзова, Е. Н. Петрова. – М.: Просвещение, 1963. – 144 с.
31. Никитина, Л. А. Правописание непроизносимых согласных в корне слова / Л. А. Никитина // Начальная школа. –1987. – № 5. – С.12.
32. Парамонова, Л. Г. Как научить ребенка правописанию / Л. Г. Парамонова. - М.: Дельта, 1997 - 428 с.
33. Поль Е. С. Приём списывания как средство формирования орфографического навыка / Е. С. Поль // Начальная школа. – 1997. –№ 1. –С.29.
34. Романова, В. Ю. Русский язык в начальной школе: контрольные работы, диктанты, изложения / Л. В. Петленко, В. Ю. Романова. – М.: Вентана - Граф, 2018. – 272с.
35. Разумовская, М. М. Методика обучения орфографии в школе: Книга для учителя / М. М. Разумовская. – М.: Просвещение, 1992. – 190 с.
36. Рамзаева, Т. Г. Совершенствование содержания и методов обучения младших школьников русскому языку / Т. Г. Рамзаева. — СПб.: Образование, 1992 — 246 с.
37. Рождественский, Н. С. Обучение орфографии в школе / Н.С. Рождественский. – М.: Владос, 1992. – 280 с.
38. Савельева, Л. В. Значение умения различать орфограммы в овладении младшими школьниками орфографической грамотностью / Л. В. Савельева // Начальная школа. – 2003. – № 12. – С. 28-32.
39. Салина Е. Ю. Развитие орфографических умений на уроках русского языка / Е.Ю. Салина // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 1. – С. 64-65.
40. Селезнева Л. Б. Русская орфография: Алгоритмизированное обучение / Л. Б. Селезнева. – СПб.: Спец. Лит. – 1997. – 232с.
41. Синицын, В. Путь к слову: Пособие по русскому языку для учителей начальных классов и учеников / В. Синицын. - М.: Столетие, 2007 - 412 с.
42. Соловейчик, М. С. Русский язык в начальных классов: Теория и практика обучения: учеб. Пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика начального обучения» / П. С. Жедек., Н. Н. Светловская, М. С. Соловейчик и др.; под ред. Соловейчик М.С. – 3-е изд. – М: «Академия», 1997г. – 302с.
43. Соловьева, З. И. Приемы работы по предупреждению орфографических ошибок у учащихся / З. И. Соловьева // Начальная школа. – 1995. – № 3. – С.42.
44. Срезневский, И. И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте / И. И. Срезневский // Избр. произв. М., 1996.
45. Тутаришева, М. К. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография / М. К. Тутаришева. – Майкоп, 1996. – 271с.
46. Трубицына, Г.Д. Орфографическая пропедевтика на уроках обучения грамоте/ Г.Д. Трубицына // Начальная школа. –2000. -№3.- С. 31.
47. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения (комплект из 2 книг) / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 2012. - 946 c.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. На 2011 г. / М-во образования и науки Рос. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
49. Фролова, Л. А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников / Л. А. Фролова // Начальная школа. — 2005 — N 3 — С. 103–115.
50. Чистякова, Л. Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок / Л. Н. Чистякова // Начальная школа. –2007.- №2.- С.12.