Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность.
Современный мир характеризуется значительным распространением конфликтов на этнической почве. Такие конфликты способны нанести огромный человеческий, политический и материальный ущерб. Они создают угрозу безопасности граждан как участвующих, так и не участвующих в конфликте, подвергают риску само существование этнических и религиозных меньшинств, отчуждают народы, втянутые в конфликт, ослабляют государство и угрожают его целостности, дестабилизируют обстановку в регионе и мире. Страшным итогом этнонациональных конфликтов и связанного с ними насилия является то, что «с 1945 г. этническое насилие играло главную роль в половине всех войн, обратив 12 миллионов человек в беженцев и лишивших жизни, по крайней мере, более 10 миллионов человек» [1, с. 457]. В настоящее время свыше 40 стран затронуты насильственными этнонациональными конфликтами [2, с. 169]
На территории бывшего СССР зафиксировано 6 региональных войн (карабахский, абхазский, таджикский, юго-осетинский, приднестровский и чеченский конфликты), около 20 кратковременных вооруженных столкновений (ферганский, ошский, осетино-ингушский конфликты, а также бакинский и сумгаитский погромы), более 100 невооруженных конфликтов, имеющих признаки межгосударственной, межэтнической, межконфессиональной или клановой конфронтации.
Только в результате одного из этих вооруженных конфликтов - чеченского - погибло не менее 40 тысяч человек и почти 450 тысяч человек стали вынужденными переселенцами.
По мнению одного из зарубежных исследователей этнонационализма, этнонациональные конфликты в конце ХХ в. вызывали серьезные опасения. Многие современные наблюдатели считают, что они являются самым большим вызовом миру во всем мире. Урегулировать такие конфликты оказалось особенно сложным и трудным делом для политиков. Ситуация не изменилась и в XXI веке.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса этнонациональных конфликтов и их предупреждения.
Задачи:
- описать причины возникновения этнонациональных конфликтов;
- изучить национализм как причину этнонациональных конфликтов;
- рассмотреть способы предупреждения этнонациональных конфликтов, мультикультурализм;
- изучить вопрос ассимиляции мигрантов как способа предупреждения этнонациональных конфликтов.
Объект исследования – этнонациональные конфликты.
Предмет исследования – способы урегулирования и предупреждения современных этнонациональных конфликтов.
Глава 1 Сущность и характеристика этнонациональных конфликтов
1.1 Причины возникновения этнонациональных конфликтов
Для начала рассмотрим, что представляет собой этнос. Ю. В. Бромлей говорит о важности социальной природы этноса как продукта человеческого социогенеза. Самые ранние этносы, по мнению Ю. В. Бромлея – это образования племен, но не род на доплеменной стадии развития [3, с. 72]. Согласно автору, этнос – это не что-то «первородное» в человеческой истории.
Согласно Ю. В. Бромлею, этнос сочетает в себе две группы характеристик:
1) Собственно этнические свойства (этнический язык, народно-бытовая культура, обрядовая жизнь, этническое самосознание). Этноним – самоназвание этноса.
2) Свойства и характеристики, которые рассматриваются как условия формирования и бытия собственно этнических сторон (природно-географическо-территориальные, экономико-социальные, государственно-правовые и т.п.)
Этнокультурные связи описываются как потоки информации, при помощи которых реализуется трансляция культуры и воспроизводятся традиции. Важной такой концепции этноса заключается в том, что она обращается к теме человеческой жизни в трансформирующейся среде. В таких обстоятельствах этнос является для человека способом защиты от информационного усложнения мира.
Защитные функции этноса заключаются в создании своей картины мира, совокупности ценностей, понятий и символов. Значит, этничность становится важной частью отдельного человека, по мере усиления давления информации.
Существование этнических групп не является само по себе источником межэтнических конфликтов. «Мы, - пишет известный американский политолог Фред Риггс, - часто думаем об этническом конфликте и национализме как историческом остатке, основанном на конфликтах между общинами, члены которых долгое время жили в состоянии напряженности в отношениях друг с другом. Хотя это правда, что все цивилизации, по определению, включали города и отдаленные районы, в которых сосуществовали культурно различающиеся народы, фактом является то, что их этнические различия обычно не были средоточием конфликта, хотя, несомненно, между ними были напряженные отношения» [4, с. 36].
Безусловно, полиэтническое общество имеет свои проблемы и не всегда те, которые ему приписываются. Не сама полиэтничность общества как таковая, а пренебрежение этническими интересами в таком сложном по составу обществе вызывает отмеченные автором серьезные негативные последствия. Кроме того, питательной почвой для названных идеологий и движений вполне могут стать и социальные причины не этнического характера.
Всегда были люди, которые отказывались от поддержки конфликтных действий «своих» соплеменников, осуждая насилие как способ разрешения межэтнических противоречий или по другим причинам. И даже те, кто участвует в конфликте, могут не разделять цели, преследуемые большинством других участников или политическими лидерами группы. Поэтому нужно отличать действительно этнические конфликты, в которые вовлечены этнонации или их значительные части, от конфликтов между отдельными представителями этнических групп, возникающих на бытовой почве, т. е. от конфликтов между индивидами, имеющих этническую мотивацию.
В межэтническом конфликте по общему правилу участвуют две стороны в виде этнических групп. Межэтнические конфликты называют горизонтальными. Но это могут быть и вертикальные конфликты, одной из сторон которых являются этнические группы, а другой стороной - государственная власть. Однако возможны межэтнические конфликты с участием нескольких сторон. Например, в бывшей Югославии в конфликте, который привел к распаду государства, участвовали сербы, хорваты, боснийцы и другие этнические группы, а также иностранные державы. Каждую из сторон этого конфликта отличали взаимоисключающие интересы, ценности, цели и установки.
Этнические конфликты отличаются также по предмету, по поводу которого они возникают. Они могут затрагивать экономические, политические, социальные или духовные интересы, в том числе государственные, но всегда в них присутствует этническая составляющая, придающая конфликту особую остроту и колорит. Предметом этнического конфликта всегда выступают материальные и духовные блага, что не всегда можно назвать, как предлагается в литературе, дефицитными ресурсами. Например, когда имеют место дискриминационные посягательства на статус языка этнического меньшинства, предмет конфликта - прежде всего, духовное благо, но не ресурс.
В целом предметом этнического конфликта могут быть самые разнообразные вопросы. Меньшинства и большинство все более сталкиваются по таким вопросам, как лингвистические права, региональная автономия, политическое представительство, программы образования, притязания на землю, политика в области иммиграции и натурализации, даже национальные символы, а также по таким вопросам, как выбор национального гимна или государственных праздников. Нахождение морально защитимых и политически жизнеспособных ответов на эти вопросы является величайшим вызовом, стоящим сегодня перед демократиями. Нет простых ответов или магических формул, чтобы разрешить эти вопросы.
Для межэтнических конфликтов характерны два способа внешнего выражения. С одной стороны, каждая из участвующих в конфликте этнических групп может в полной мере использовать черную пропаганду, не стесняясь в оскорблениях и навешивании ярлыков на противника. С другой стороны, конфликтные отношения выражаются в конкретных действиях сторон против друг друга. Это могут быть ограничение или отказ от культурных и бытовых контактов, демонстрации, уличные стычки, локальные и масштабные силовые акции. В конфликтах каждая из сторон стремится приобрести определенные блага за счет другой стороны. До тех пор пока конфликт не выразится в конкретных действиях пропагандистского или физического характера, он остается в латентном состоянии и, скорее всего, должен называться противоречием [5, с. 25].
Этнические конфликты могут возникнуть как результат дискриминации этнической группы, посягательств на ее жизненно важные интересы. Они могут выразиться в стихийных выступлениях части лиц, принадлежащих к данной группе, но часто подобные конфликты разжигаются в первую очередь небольшими националистически настроенными группками людей или этнократической верхушкой этнической группы в корыстных целях.
В литературе ставился вопрос, как небольшому числу людей удается поднять и вовлечь этническую группу, к которой они принадлежат, в конфликт с другой (или другими) этнической группой, какие властные, идеологические или психологические ресурсы эти люди используют. Любой межэтнический конфликт имеет под собой какое-то основание. Трудно представить себе, что кто-то может разжечь его из ничего. Такой подход к объяснению межэтнического конфликта является слишком поверхностным. К сожалению, этот подход к объяснению этнического конфликта ставит вопрос, почему несколько лидеров способны провоцировать такое насилие. Одно дело возбудить короткое расовое восстание, совершенно другое - убедить людей прибивать гвоздями своих соседей к дверям.
Причины этнонациональных конфликтов усматриваются в конкуренции за обладание природными ресурсами, притязаниях этнических групп на одну и ту же территорию, недовольстве ослаблением
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Berneo N. Conclusion: The Merits of Federalism // Federalism and Territorial Cleavages — L.: John Hopkins University Press, 2004
2) Гулиев М.А., Коротец И.Д., Чернобровкин И.П. Этноконфликтология. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н /Д: Издательский центр «МарТ», 2019.
3) Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. — М.: Наука, 1983
4) Riggs F. Globalization, Ethnic Diversity and Nationalism // Annals of American Academy of Political and Social Science, 2002, No. 581, P. 36
5) Зазнаев О. И., Этнический конфликт и форма правления: современные дискуссии // Полис: Политические исследования. — 2021. — № 1. — С. 25-40.
6) Млечко М. Е., Этнополитические процессы на постсоветском и постъюгославском пространстве // Обозреватель. — 2018. — № 3 (338). — С. 58-71.
7) Фарукшин, М.Х. Этничность и федерализм / М.Х. Фарукшин. — Казань: Центр инновационных технологий, 2019. — 348 с
8) Шумилин А.И. Европейский выбор: от падения Берлинской стены до Brexit. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, №5, 2019. URL: http://vestnikieran.instituteofeurope.ru/images/Shumilin52019_.pdf.
9) Nairn T. The Break-up of Britain: Crisis and Neo-Nationalism. London, New Left Books, 1977.
10) Брубейкер Р. Мифы и заблуждения в изучении национализма. Мифы и заблуждения в изучении империи и национализма. М., Новое издательство, 2016.
11) Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма , М.: Канон-Пресс-Ц, 2001.
12) Арендт Х. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. И. В. Борисовой, Ю. А. Кимелева, А. Д. Ковалева, Ю. Б. Мишкенене, Л. А. Седова. - М.: ЦентрКом, 1996.
13) Brubaker R. Nationalism Reframed: Nationhood and the National Question in the New Europe. Cambridge, 1996.
14) Калхун К. Родство, этничность и категориальные идентичности / Калхун К. Национализм. - М, 2006.
15) Мамедзаде И. О философии мультикультурализма // Вопросы философии, 2016. №10. С. 203-210
16) Иванов А.Г. Канадский опыт формирования имиджа страны и строительства институтов Soft Power // Дискурс-Пи. 2014. Т. 11. № 2–3. С. 123–128
17) Нарочницкая Е.А. Мультикультурализм как философско-политическая концепция//www.perspektivy.info/print.php?ID=259962 (дата обращения: 07.12.2021)
18) Tully J. The illiberal liberal. P. Kelly, ed. Multiculturalism Reconsidered. – Cambridge: Polity, 2002. p. 102
19) Смирнов А., Баг мультикультурализма // Эксперт. — 2020. — № 24. — С. 13-20
20) Атаян В. В., Ценностные векторы западного и незападного мультикультурализма // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2020. — № 1. — С. 35-40
21) Аполлонов И. А., Проблема оснований этнокультурной идентичности в контексте глобализации // Вопросы философии. — 2017. — № 8. — С. 30-42.
22) Этнополитология: политические функции этничности: Учебник для вузов / Тишков В.А., Шабаев Ю.П. — М.: Издательство Московского университета, 2011. — 376 с.
23) Найденко В. Н., Этноконфликтность в контексте национальной безопасности России // Полис: Политические исследования. — 2020. — № 1. — С. 150-162
24) Санакоев И. Б., Этнический конфликт идентичностей в контексте национального самоопределения : на примере Южной Осетии и Грузии // Вестник Московского университета. Сер. 12, Политические науки. — 2014. — № 2. — С. 72-79.
25) Hechter M. Containing Nationalism. Oxford, 2000. P. 134.