Фрагмент для ознакомления
2
записался. Посетив поликлинику, можно услышать огромное количество жалоб и недовольных высказываний. Например, такие как: «Мне плевать, что вы тут уже пять часов сидите, – я по электронной регистратуре на это время записан». И в настоящее время вопрос стоит даже не в том, что есть очереди, а в том, что электронная регистратура работает не должным образом. Система создана, но работает с трудом, ввиду чего необходим четкий контроль со стороны органов власти и налаженное взаимодействие между структурами, обеспечивающими функционирование «Электронной регистратуры».
К примеру, в Кировской области эту проблему пытаются решить, разделяя регистраторов по функциям: есть человек, который занят только приемом звонков, а есть тот, кто общается с пациентами, пытаясь понять, к какому именно специалисту ему нужно обратиться.
Таким образом, проведя анализ области и выявив ряд проблем, можно сделать вывод, что есть значительные успехи в деятельности Министерства здравоохранения, но есть и ряд нерешенных проблем, основные из которых: нехватка финансовых ресурсов, нехватка кадров в сельской местности, нехватка средств бюджета области на льготное обеспечение больных орфанными заболеваниями, не отлаженность механизма «электронной регистратуры», старое медицинское оборудование, отсутствие ФАПов в населенных пунктах области.
Глава 2. Организация сферы здравоохранения Тверской области
2.1. Организация государственной политики в сфере здравоохранения на примере Тверской области
Главным государственным органом субъекта в сфере здравоохранения в Тверской области является министерство здравоохранения. Министерство здравоохранения Тверской области – это орган исполнительной власти Тверской области, наделенный полномочиями и осуществляющим функции в установленных сферах деятельности. Министерство также осуществляет в пределах своей компетенции координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении учреждений.
Финансирование расходов по содержанию и обеспечению деятельности Министерства, а также по реализации возложенных на него полномочий осуществляется за счет средств областного бюджета и за счет субвенций на осуществление переданных полномочий в области охраны здоровья граждан, предоставляемых из федерального бюджета.
Осуществление полномочий по предметам совместного ведения может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с государственными программами Российской Федерации, в порядке и случаях, устанавливаемых федеральным законодательством.
Министерство реализует функции по осуществлению подготовки расчетов и обоснований для выделения ассигнований из федерального бюджета на финансирование мероприятий по охране здоровья, выполняет функции государственного заказчика при осуществлении закупок товаров и работ, услуг для обеспечения государственных нужд области в целях реализации полномочий, возложенных на Министерство. Также осуществляет взаимодействие с федеральными органами власти, органами государственной власти области, органами местного самоуправления области, общественными и иными объединениями независимо от их организационно–правовой формы в пределах своей компетенции по подведомственных министерству вопросов.
В структуру министерства здравоохранения Тверской области в соответствии с приложением №2 входит 1 комитет, 3 управления и 8 самостоятельных отделов. Штатная численность министерства здравоохранения области составляет 99 единиц, в том числе 1 государственная должность и 98 должностей государственной гражданской службы.
Система организации оказания медицинской помощи населению области состоит из 165 медицинских организации, в том числе 110 государственных и 55 муниципальных учреждений. В структуре сети медицинских организаций 74 больничных учреждения с общим коечным фондом по оперативным данным 18 432 круглосуточные койки и 42 амбулаторно–поликлинических учреждения.
Систему организации оказания медицинской помощи населению так же обеспечивают 5 станций СМП, станция переливания крови, 2 санатория, 3 дома ребенка, 13 учреждений особого типа и 6 медицинских колледжей.
Медицинскую помощь сельским жителям оказывают 37 районных больниц, в структуре которых функционируют 822 ФАПа, 68 сельских врачебных амбулаторий, 23 участковые больницы и 87 врачей общей практики.
Таблица 2 – Основные показатели здравоохранения Тверской области
на конец года
2012 2013 2014 2015 2016
Число больничных учреждений, единиц 94 83 83 80 80
Число амбулаторно–поликлинических учреждений (самостоятельных и входящих в состав других учреждений), единиц 145 137 140 125 130
Мощность амбулаторно–поликлинических учреждений (посещений в смену), единиц 29444 29633 29690 28649 28786
на 10 тысяч населения, единиц 220,7 223,6 225,8 219,6 222,0
Численность врачей всех специальностей, всего, тыс. чел. 7,2 6,3 6,3 5,7 5,7
на 10 тысяч населения, человек 53,7 47,5 47,7 43,4 44,1
Численность среднего медицинского
персонала, всего, тыс. человек 14,0 13,7 13,5 13,2 13,1
на 10 тысяч населения, человек 104,9 103,2 102,5 101,2 101,0
Число больничных коек круглосуточных стационаров, всего, тыс. 14,1 13,3 12,9 12,4 12,2
на 10 тысяч населения, единиц 105,6 100,5 97,8 95,3 93,9
По предварительным данным Росстата в 2017 году средняя продолжительность жизни населения в Тверской области составила 71,7 лет. По данным Тверьстата, показатель младенческой смертности составил 7,2 на 1000 родившихся живыми, что на 5,9% выше уровня прошлого года (2013 г. – 6,8‰) и на 2,9% выше целевого ориентира (7,0 промилле). Показатель младенческой смертности в области ниже среднероссийского уровня (РФ – 7,4‰), но выше, чем по Приволжскому федеральному округу (ПФО – 7,1‰). По данному показателю Тверская область занимает 7 место в ПФО (из 14 регионов) и 46 место в Российской Федерации (из 85–х регионов).
Также министерство здравоохранения развивает информационную работу по направлениям профилактики заболеваний, просветительской работе и вовлечению СМИ в процесс пропаганды ЗОЖ среди населения. Сотрудниками центров медицинской профилактики и здоровья регулярно проводятся тематические мероприятия (диспансеризация взрослых и детей, профилактические осмотры) с привлечением СМИ. За 2015 год проведено более 500 массовых мероприятий, посвященных здоровому образу жизни, в которых приняли участие более 25000 человек. С 2013 г. в регионе проводятся летняя и зимняя Спартакиады медицинских работников.
На протяжении ряда лет Тверская область уделяет большое внимание диспансерными осмотрами населения. В 2014 году диспансеризацию прошли более 423,7 тыс. человек. По результатам диспансеризации 82 тысячи человек взяты под диспансерное наблюдение участковыми терапевтами по поводу различных заболеваний.
На территории области осуществляет работу региональный информационно–методический центр медицинского патроната детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на базе ГУЗ «Тверская областная детская клиническая больница». Центр обеспечивает маршрутизацию детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На всех ФАПах организован личный прием граждан главными врачами районных больниц. Для приближения квалифицированной медицинской помощи сельским жителям организуются выездов врачебных бригад районных больниц в села.
В частности, в 2015 году достигнуты следующие целевые значения:
– смертность от новообразований снизилась на 15,2% и составила 173,9 человека на 100 тыс. населения;
– смертность населения от туберкулеза снизилась на 40,5% и составила 4,4 на 100 тыс. населения;
– показатель младенческой смертности снизился на 17,4% и составил 5,7 на 1000 родившихся живыми.
В целях снижения смертности населения от основных причин взята на особый контроль работа первичного звена. Получила дальнейшее развитие специализированная медицинская помощь. Завершена модернизация онкологической службы с установкой современных комплексов оборудования для лучевой терапии в онкологических диспансерах (4 линейных ускорителя в 2–х профильных диспансерах).
В настоящее время политика Министерства здравоохранения Тверской области направлена на решение следующих задач:
обеспечение прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Тверской области на 2016 и 2017 год;
реализация Указов Президента РФ от 7 мая 2012 года;
реализация Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Тверской области»;
государственной программы «Развитие здравоохранения Тверской области до 2020 года»;
завершение строительства нового корпуса ГУЗ «Тверская областная детская клиническая больница»;