Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Пенсионное обеспечение традиционно является одной из наиболее социально-значимых функций государства и вместе с тем его обязанностью перед гражданами.
Одним из самых актуальных вопросов в рамках реформирования российской экономики является пенсионное обеспечение населения. Эффективная пенсионная система - доминирующий фактор социально-экономической безопасности граждан страны. Её главным связывающим звеном выступает Пенсионный фонд РФ, от финансовой стабильности которого зависит социальное благосостояние всего населения в целом.
На сегодняшний день основным государственным институтом, деятельность которого направлена на финансовое обеспечение пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Проблемы, возникающие в деятельности Пенсионного фонда РФ, в отечественной пенсионной системе обуславливаются необходимостью образования форм и систем социальной защиты, которые адекватно отражают социально-экономические условия на современном этапе развития, новому соотношению государственных интересов, а также интересов каждого конкретного работника и предприятия.
Обеспечение пенсией, к проблемам которой на данный период времени приковано пристальное внимание не только на территории Российской Федерации, но и в большинстве государств, выступает в качестве одной из главных системообразующих механизмов социальной защиты населения.
Повышенный интерес к системе пенсионного обеспечения можно объяснить некоторыми причинами, основная из которых – радикальные преобразования демографической системы населения в большинстве государств с развитой экономикой, которая выражается в существенном постарении населения, что изменяет соотношение активного в экономическом плане населения и пенсионеров в пользу последних, значительно сокращая количество принимающих участие в образовании национального дохода государства.
Деятельность Пенсионного фонда РФ в пределах механизма распределения пенсий должна быть основана на достаточно точном представлении о том, какой хотелось бы ее видеть в дальнейшем и какие меры последовательного характера следует предпринять для практического осуществления задуманного, учитывая стартовые условия социально экономического характера.
На сегодняшний день пенсионная система России имеет ряд недостатков: неспособна к адаптации кризисных условий в экономике, опирается на среднеоплачиваемых и низкооплачиваемых работников, базируется на основе страхового принципа, не стимулирует сокращение рабочих мест с вредными условиями производства и формирует условия для легализации заработных плат.
Это в первую очередь говорит о том, что пенсионное обеспечение имеет две главные проблемы - постоянно растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ и низкий уровень пенсионного обеспечения.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с деятельностью Пенсионного фонда РФ.
Предмет исследования – правовое регулирование деятельности Пенсионного фонда РФ: задач и функций.
Цель данной работы – комплексное исследование Пенсионного фонда России на современном этапе: состояния, проблем и перспективы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть историю создания Пенсионного фонда РФ;
2) исследовать правовое положение и задачи Пенсионного фонда РФ;
3) изучить функции Пенсионного фонда РФ;
4) рассмотреть основные направления деятельности Пенсионного фонда РФ;
5) изучить проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ.
Методологическую основу составили общенаучные и специальные методы исследования: исторический, юридический, структурно-функционального анализа, системного анализа, формально-логический и другие методы научного познания.
Структура работы весьма состоит из введения, двух глав основной части, заключения и библиографического списка.
Глава 1.Общая характеристика Пенсионного фонда РФ
1.1.История создания Пенсионного фонда РФ
Пенсионный фонд РФ был создан 22 декабря 1990 года на основании постановления ВС РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для финансового государственного управления обеспечением пенсией на территории России. Его образование позволило претворить в жизнь принципиально новую структур финансирования и выплаты пособий и пенсий.
Средства выводились в независимый механизм бюджета и начали формироваться за счет поступления страховых взносов обязательного характера. Положение о Пенсионном фонде России, который был утвержден 27.12. 91 года, установило целевое назначение денежных средств Пенсионного фонда России, в дальнейшем был установлен запрет на их изъятие из бюджета Пенсионного фонда России на иные цели.
Первоначально главной функцией Пенсионного фонда России был сбор соответствующих страховых взносов на финансирование выплаты пенсией по случаю потери кормильца, старости и инвалидности.
Однако еще в некоторых регионах государства в 1992 году стартовал эксперимент по образованию единых пенсионных служб, которые осуществляли в это же время назначение и выплату пенсий государства. Дальнейшим развитием данного процесса стад Указ Президента Российской Федерации от 27.09.00 года № 1709 № «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» . Данный указ рекомендовал органам власти регионов заключить с Пенсионным фондом Российской Федерации договоры о передаче компетенции территориальным органам Пенсионного фонда России по установлению и выплате пенсий, которые находятся к тому моменту времени у органов соцзащиты каждого из регионов.
После этого механизм страховых взносов был установлен ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» , согласно которому установлено новое правовое положение Пенсионного фонда России, в качестве страховщика и учреждения государства, а также произошло регулирование системы уплаты страховых взносов на пенсионное страхование обязательного характера, комплекс прав и обязанностей субъектов правовых отношений в области обязательного пенсионного страхования.
Вместе с тем базовая часть подлежит финансированию за счет средств бюджета федерации, страховая часть компенсируется за счет сумм взносов страхового характера, которые подлежали уплате страхователем за застрахованных лиц для финансирования страховой части трудовой пенсии, в то время как накопительная часть подлежала компенсации за счет сумм страховых взносов, которые уплачивались страхователями за застрахованных лиц на часть пенсии накопительного характера и последующего дохода от их инвестирования. Инвестирование средств накопления пенсий подлежит осуществлению Пенсионным фондом РФ посредством управляющих компаний, которые были выбраны гражданами либо пенсионными фондами негосударственного характера.
В дополнение к основной деятельности, с 2000 года Пенсионный фонд России осуществляет финансирование социальных программ в регионах Российской Федерации. В 2008 году на данные цели Пенсионным фондом России было выделено 1 миллиард рублей, в 2009 году – 1,2 миллиарда рублей.
С 2005 года на Пенсионный фонд России были возложены полномочия по начислению гражданам ежемесячных выплат в денежном эквиваленте и практической реализации их прав на получение социальной помощи от государства в виде набора услуг социального характера.
Из-за принятия летом 2009 года некоторых актов законодательного характера, которые в существенной мере с 1 января 2010 года преобразовали отечественную систему пенсий, область деятельности Пенсионного фонда России значительно расширилась. Главным образом, Пенсионный фонд России осуществил валоризацию пенсий, то есть переоценку расчетного капитала пенсий. К еще одному значительному нововведению 2010 года следует отнести замену единого социального налога страховыми взносами в ПФР, Фонд соцстрахования РФ, а также фонды обязательного медицинского страхования.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» еще более увеличил функции Пенсионного фонда России и внес конкретные изменения в механизм возникновения и практической реализации прав граждан на получение пенсий. Таким образом, размер страховой пенсии теперь был составлен из трех частей, куда входили: базовая, страховая и накопительная.
Подводя итог данному параграфу, можно отметить, что Пенсионный фонд РФ прошел продолжительный период собственного исторического развития и продолжает путь собственного совершенствования в настоящее время.
1.2.Правовое положение и задачи Пенсионного фонда РФ
Пенсионный фонд Российской Федерации представляет из себя централизованный механизма аккумуляции и перераспределения средств денег, которые применяются по большей части для осуществления выплат разным категориям нетрудоспособного населения в качестве военных, социальных трудовых пенсий, пенсий по инвалидности, пособий, связанных с уходом за ребенком до достижения полуторагодовалого возраста, пособий при потере кормильца, а также выплат компенсационного характера.
По мнению профессора Е. Ю. Грачевой, Пенсионный фонд РФ – это фонд средств денег, создаваемый вне бюджета федерации, который предназначен для финансового обеспечения гражданской защиты от особенного вида риска в социальной сфере – утраты заработка либо иного постоянного дохода из-за потери трудоспособности в случае наступления инвалидности, старости, в отношении нетрудоспособных членов семьи – смерти своего кормильца; для определенных категорий трудящихся – продолжительного исполнения конкретной профессиональной деятельности.
Пенсионный фонд Российской Федерации представляет из себя независимое учреждение финансово-кредитного характера, которое осуществляет управление государственными финансами в области обеспечения пенсией.
Структуру Пенсионного фонда РФ и его органов по территориальному принципу обладает трехуровневым механизмом:
1)центральный аппарат, куда входит ревизионная комиссия и исполнительная дирекция Пенсионного фонда России;
2)отделения Пенсионного фонда России в субъектах РФ;
3)независимые органы Пенсионного фонда России в городах и районах.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020
2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 30.04.2021) О страховых пенсиях// Российская газета, N 247, 20.12.2001
3. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 19.11.2021) Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации //Российская газета, N 247, 20.12.2001
4. Указ Президента РФ от 27.09.2000 N 1709 О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации // Российская газета, N 189, 30.09.2000
5. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)) // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 30.01.1992, N 5, ст. 180
Научная и учебная литература:
6. Балашев Н. Б., Конивец А. Д. Проблемы функционирования Пенсионного Фонда РФ // Журнал «Экономика и бизнес: теория и практика». – 2019. – С.73-74
7. Бобков В.Н. Пенсионная реформа: простота тактических решений чревата стратегическим провалом // Российский экономический журнал. - 2019. - № 1. - С. 31-40.
8. Винокуров В.В. Проблемы функционирования Пенсионного фонда России // Научные исследования молодых ученых. Сборник научных статей. - В 2-х частях. - 2020. - С. 116-118.
9. Грачева, Е. Ю. Финансовое право: учебник / Е. Ю. Грачева, Э. Д. Соколова. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2019. — 272 с
10. Жилкина Н. А. К вопросу о правовом статусе Пенсионного Фонда Российской Федерации / Н. А. Жилкина // Вестник науки. 2018. Т. 2. № 9 (9). С. 82–84.
11. Ибрагимов С. С. А. Проблемы Пенсионного Фонда России в современных реалиях / С. С. А. Ибрагимов // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 2–6 (46). С. 73–79.
12. Иванова С. В., Киреев Ю. А., Киреева К. А. История развития пенсионного обеспечения в России [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 84-85
13. Исмагилов А. Н. Пенсионный фонд Российской Федерации, современные проблемы его функционирования // Журнал «Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки». – 2017. – № 12 (60). – С. 428-429
14. Казанкова Т. Н. К вопросу о правовом статусе Пенсионного Фонда РФ / Т. Н. Казанкова, А. Д. Ванюшина // Аллея науки. -2018. -Т. 2. -No 3 (19).- С. 113–118.
15. Ким А.Е. К вопросу о правовом статусе Пенсионного фонда РФ // Журнал «Молодой ученый». -2020. - № 45 (335). - С. 102-104.
16. Мальцев, В.А. Финансовое право : учебник / Мальцев В.А. — Москва : КноРус, 2018. — 237 с.
17. Олейников А. А. Административно-правовой статус Пенсионного Фонда Российской Федерации / А. А. Олейников, Ю. И. Чернов // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 8 (16). С. 402–405.
18. Пучкова Л.М. Проблемы Пенсионного фонда России. // Вестник Российского университета кооперации. – 2017. - №3. С. 59-61.
19. Семенова М.С. Роль Пенсионного Фонда в реализации социальной политики // Журнал «Социально-экономическое развитие России и регионов». – 2017. – С.318-320
20. Свирская К. В., Берг Н. А. Правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 393-398
Материалы правоприменительной практики:
21. Определение Верховного Суда РФ от 03.11.2018 N 308-КГ18-13671 по делу N А63-4730/2017 //Документ официально опубликован не был, СПС Консультант Плюс