Фрагмент для ознакомления
2
Аспекты становления личности подростков, проблематика их внутреннего мира, школьных конфликтов в данном возрасте и путей их предупреждения являются одними из наиболее злободневных и актуальных тем в психологической науке на современном этапе её развития (Е.А. Бауэр [2], Е.В. Киржой [11], И.Ю. Кулагина [13], О.А. Карабанова [10], Е.Г. Семенова [23], Ф. Райс [21], О.И. Шмырев [27] и др.).
Особенности школьного социума, возросшая напряженность в межличностных отношениях, сложности взаимодействия с взрослеющими детьми, а зачастую и неумение, порождают востребованность проблемы и необходимость её разрешения [13].
Современными исследователями в большинстве случаев обозначаются специфические особенности подростков, в числе которых безразличие, холодность к окружающим людям, либо жестокость ко всему, повышенная конфликтность личности.
В силу сложности возраста конфликтность становится постоянным спутником подростков, а, следовательно, важно через разрешение конфликтной ситуации повлиять на ребенка, мотивировать его пересмотреть собственные взгляды на себя, других, мир в целом, привести его поведение к социальной норме. Обозначенное выше инициирует решение проблемного вопроса: как воздействовать, какие методы и тактики применять для регулирования поведения молодых людей в конфликтах.
Объект исследования: поведение молодых людей в конфликте.
Предмет исследования: стратегии поведения в конфликте молодых людей 14-18 лет.
Цель: определение стратегии поведения в конфликте молодых людей 14-18 лет.
Задачи:
1.Теоретически обосновать проблемы конфликтности подростков в психолого-педагогической литературе;
2.Провести практико-инструментальное решение регулирования поведения молодых людей в конфликтах.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- опрос;
- количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическая и практическая значимость показывают проблемные области, изучение которых должно быть продолжено.
Базой экспериментальной работы выступила группа подростков, занимающихся танцами, в количестве 27 человек.
Глава 1 Теоретические аспекты стратегии поведения в конфликте молодых людей 14-18 лет
1.1 Стратегии поведения в конфликте в психолого-педагогической литературе
В данном параграфе дадим определение понятиям - конфликт, стадия конфликта
Проведя анализ психологической литературы, неоспоримым является тот факт, что понятие конфликта трактуется учеными по-разному, в зависимости от подхода, направленности, поэтому существует большое многообразие характеристик, которые стараются раскрыть это явление с разных сторон. Приведем лишь некоторые.
Слово «conflictus» с латинского языка буквально означает «столкновение» [20]. Вопрос о детерминированности столкновений решается в науке разнопланово [1].
В частности, сторонники психодинамических концепций трактуют конфликт через актуализацию двух и более мотивов, побуждений, проявляющихся одновременно. К.А. Абульханова-Славская анализ дефиниции «конфликт» представляет, как некоторое средство самоутверждения; обозначает понимание конфликта процессуально как поиск выхода, активность в направлении стабилизации отношений [1].
В области конфликтологии (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов) конфликт «наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [5].
Б.И. Хасан трактует конфликт, как характеристику взаимодействия, где действия «взаимодетерминируют» и «взаимозаменяют» друг друга [25].
Представители бихевиористкой теории при анализе конфликта исходят из альтернативных возможностей реагирования альтернативного порядка [17]. В то время, когда когнитивисты указывают на столкновение феноменов сознания [28].
Итак, резюмируя, отметим, что в приведенных выше определениях, рассматриваются три наиболее значимые категории в ситуации противоречия: мотив-действие-образ, которые органически совмещаются в каждой определенной ситуации (рис.1). Углубляя далее психологический анализ, укажем, что конфликт порождается разнообразными видами противоречий. Однако, важно заметить, что они являются необходимыми, но недостаточными условиями конфликта. Сам конфликт инициируется действиями конкретных людей, групп и др. [25].
Рис.1. Формула конфликта
Есть пять основных типов конфликтов: внутриличностный; межличностный; между личностью и группой; межгрупповой; социальный.
Наш интерес сосредоточен на социально-психологическом конфликте, под которым понимается «резкое обострение противоречий, возникающих, протекающих и развивающихся в сфере общения людей» [19]. Следствием, являются следующие типы конфликтов: личность-личность; личность-группа; группа-группа.
Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: предконфликтную (нарастание), конфликтную (реализация) и после конфликтную (затухание):
Первая стадия — накопление обострения противоречий из-за резкого расхождения интересов, ценностей, установок; фрустрация, неудовлетворенность, угрозы (нарастает напряженность между двумя участниками).
Вторая стадия — острые разногласия, разрушение прежней структуры, нормальных связей; атака одной из сторон своего противника через открытое противоборство (страсти бушуют, участники возбуждены и всячески демонстрируют «силовые приемы»).
Третья стадия — тенденция к нормализации конфликта и ликвидации его как такового. Однако настроение участников некоторое время еще подогревается воспоминаниями о причиненных друг другу неприятностях. Отсюда — необходимость профилактических мер для снятия стресса (конфликтная ситуация реализовалась, конфликт исчерпал свои силы и энергию, наступает стадия затухания).
Конфликт считается завершенным, если устранена его причина – конфликтная ситуация; устранение инцидента еще не означает ликвидации конфликта.
Конфликт может закончиться или субъективно (по инициативе одного из оппонентов), или объективно (в результате изменения конфликтной ситуации).
В своем развитии конфликт проходит пять основных стадий.
Первая стадия характеризуется появлением условий, создающих возможности для возникновения конфликта в будущем, а именно:
- проблем, связанных с общением (неудовлетворительный обмен информацией, отсутствие взаимопонимания в коллективе);
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова-Славская К.А. Проблема индивидуальности в психологии / Психология индивидуальности: новые модели и концепции // Коллективная монография под ред. Е.Б. Старовойтенко, В.Д. Шадрикова. М.: МПСИ, 2009. С.14-63.
2. Бауэр Е.А. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков: Германия и Россия // Педагогика, 2010. N 8. С. 105-108.
3. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. М.: Академия, 2014. 382 с.
4. Гомелаури М.Л. Конфликты в подростковом возрасте и социальные ожидания. СПб: Феникс, 2016. 269 с.
5. Данилова Е.А. Взаимосвязь конфликта самооценки и поведения младших подростков. Ярославль: СКМ, 2013. 355 с.
6. Дейч М. Конфликт: социально-психологическая перспектива / М. Дейч, М. Шикман; пер. Н.Н. Вахатов // Социальный конфликт: современные исследования: реферативный сборник. М., 1991. С.70-74.
7. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2016.№2. С.21-26.
8. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. Серия: Мастера психологии Издательство: Питер, 2008 г. ISBN 978-5-91180-837-2
9. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. СПб: Питер, 2016. 297 с.
10. Карабанова О.А. Развитие личностной автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками / О. А. Карабанова, Н. Н. Поскребышева // Вестник Московского университета, Сер. 14. Психология, 2011. N 2. С. 36-47.
11. Киржой Е.В. Особенности процесса социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации // Воспитание школьников, 2012. N 6. С. 34-39.
12. Крыжановская Л.М. Артпсихология как направление психолого-педагогической реабилитации подростков: учебное пособие. Москва: Пед. об-во России, 2004. 160 с. ISBN 5-93134-255-9.
13. Кулагина И.Ю. Подростки с проблемами развития: специфика мотивации в условиях социальной депривации // Дефектология, 2011. N 1. С. 80-86.
14. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности: учебное пособие для студентов и преподавателей. Москва: Сфера, 1999. 192 с. ISBN 5-89144-062-8.
15. Лейн Д. Детская и подростковая психология. СПб: Сфера, 2014. 381 с.
16. Леонов Н.И Индивидуальный стиль поведения в конфликтной ситуации. М.: Академия, 2014. 271 с.
17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2015. 261 с.
18. Олпорт Г. Становление личности: избранные труды. М.: Смысл, 2012. 361 с.
19. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: «Высшая школа», 2014. 289 с. ISBN 995-102-57356-2.
20. Петровский А.В., Петровский В.А. Введение в психологию. М.: «Высшая школа», 2017. 512 с. ISBN 5-32636-5042-2.
21. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: учебное пособие для вузов по напр. 050700 «Педагогика» / Ф. Райс, К. Долджин; пер. с англ. под науч. ред. проф. Е.И. Николаевой. - СПб.: Питер, 2012. 816 с. ISBN 978-5-496-01067-1.
22. Романова Е.С. Психодиагностика: учебное пособие. СПб.: Питер, 2009. 400 с. ISBN 978-5-388-00305-8.
23. Семенова Е.Г. Особенности развития активной личности подростка // Среднее профессиональное образование, 2010. N 8. С. 37-39.
24. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 26-32.
25. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. Москва: Издательство Юрайт, 2018. 204 с. ISBN 978-5-534-06474-2.
26. Хухлаева Психология подростка. М.: Генезис, 2012. 349 с.
27. Шмырев О.И. Эмоциональный компонент в творческом по строении себя во временном пространстве в подростковом возрасте // Мир психологии, 2011. N 3. С. 175-185.
28. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М: Академия, 2013. 462 с.