Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты профессиограмм и должностных инструкций 5
1.1 Понятие профессиограмм 5
1.2 Понятие должностных инструкций 7
Глава 2. Разработка должностных инструкций специалистов 15
2.1 Стандарт должностной инструкции 15
2.2 Технология разработки должностной инструкции 18
Глава 3. Разработка должностных инструкций специалистов государственной службы 21
Заключение 30
Список использованных источников 31
Приложения 33
+ презентация 9 слайдов
Фрагмент для ознакомления
2
Должностная инструкция — это локальный документ, в котором отражены обязанности конкретного работника, занимающего определенную должность.
Разработку должностных инструкций не всегда можно подвести под шаблон. От этого документа во многом зависят отношения сторон трудового договора. Вот почему следует учесть все нюансы профессии и зафиксировать их в инструкции.
Актуальность описанной в курсовой работе темы заключается в том, что в настоящее время с появлением управленческих и бизнес-технологий многократно возрастает роль должностной инструкции, являющейся документом, регламентирующим производственные полномочия каждой должности и содержащим требования к работнику, занимающему эту должность.
Целью курсовой работы является разработка должностных инструкций специалистов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты профессиограмм и должностных инструкций;
- проанализировать разработку должностных инструкций специалистов;
- рассмотреть стандарт должностной инструкции;
- проанализировать технологию разработки должностной инструкции;
- рассмотреть разработку должностных инструкций специалистов государственной службы.
Проанализировав учебную литературу, можно сделать вывод о том, что тема не является достаточно изученной и требует дальнейшего исследования.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования:
- анализ литературы;
- анализ нормативно-правовой документации по теме курсовой работы;
- изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;
- теоретический анализ и синтез;
- классификация.
Научная новизна курсовой работы состоит в теоретико-методологическом обосновании авторской концепции особенностей разработки должностных инструкций специалистов.
Работа состоит из следующих структурных элементов: введение, три главы, четыре параграфа, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты профессиограмм и должностных инструкций
1.1 Понятие профессиограмм
Профессиограмма — инструкция, описывающая технологические характеристики профессии, отображающая функциональные обязанности работника. Описывает психологический портрет индивидуального кандидата на данную специальность.
Профессиограмма выглядит следующим образом:
1) Название специальности. Раздел содержит основную информацию о профессии, ее специфические особенности, перспективы развития.
3) Описание трудового процесса. Раскрывает специфику работы, должностные обязанности, рабочее место.
4) Знания и навыки. Инструкция указывает перечень задач, которые работник должен уметь выполнять. Анализ профессиональных и личностных качеств для данной специальности.
5) Квалификация. Минимальный уровень образования, который делает доступной работу по данной профессии. Указываются возможности профессионального роста.
6) Санитарно-гигиенические условия. Указываются условия труда (необходимый уровень освещенности, максимально допустимый уровень шума и пр.). Рассматриваются предпосылки профессиональных рисков (монотонность труда, повышенный уровень травматизации). Описывается ответственность за получение травм на производстве, выплаты в форс-мажорных ситуациях.
7) Физиологические и психологические требования к кандидату на должность. В инструкции указываются требования к физическому и психическому здоровью. Раскрываются требования к личностным качествам: интеллекту, внимательности, конфликтности.
Документ уникален для каждой организации.
В зависимости от сферы применения разрабатываются различные виды профессиограмм:
- информационные — используются психологами для профориентации клиента, информации об интересующей специальности;
- ориентировочно-диагностические — дают оценку реальных результатов деятельности, проводят анализ причин аварийных ситуаций, низкой производительности труда;
- конструктивные — помогают внедрению новых технологий, разработке улучшений условий труда;
- методические — подбирают методики изучения динамики изменений специализации, способствуют оптимизации рабочего процесса; диагностические — подготовка и переподготовка рабочих кадров.
Разработке документа предшествуют два подготовительных этапа:
Первый этап включает в себя проведение экспертной оценки требуемой профессии.
Используются различные методы:
- изучение квалификационных справочников;
- наблюдение за работой профессионалов, проведение хронометража работ;
- опрос квалифицированных специалистов;
- проведение экспериментов, тестов с использованием современной аппаратуры;
- исследования травмоопасности и вредности производства.
Второй этап — анализ полученной информации. В результате составляется профессиограмма — полная характеристика специальности в данной компании и психограмма — описание психологических параметров, которыми должен обладать работник.
Составляя профессиограмму, в документ включают следующие разделы:
1) Суть специальности, общая характеристика, название по официальной номенклатуре. Указывается диапазон квалификаций: разряды, классы.
2) Описание трудового процесса, профессиональные требования к работнику, перечисление основных обязанностей. Описываются средства для выполнения работы, конечная цель деятельности.
3) Профессиональные качества, знания и навыки, необходимый уровень образования и подготовки специалиста. Указывается необходимое физическое состояние работника и болезни, являющиеся противопоказаниями к данному виду деятельности.
4) Описание условий труда, плюсы и минусы специальности. Профессиональные вредности и возможность травматизма на производстве. В разделе указывается оплата труда, льготы, количество дней оплачиваемого отпуска.
5) Предъявляемые требования к личностным качествам работника согласно специализации: ответственность, быстрота реакции, коммуникабельность, стрессоустойчивость. Сведения о возможности получения профессии, методики подготовки, переподготовки, повышения квалификации.
Профессиограмма разрабатывается для конкретной компании. Требования, предъявляемые к работнику, должны быть ориентированы на перспективы развития фирмы в целом.
1.2 Понятие должностных инструкций
С развитием системы управления на российских предприятиях возник вопрос о необходимости использования должностных инструкций, составленных для сотрудников. Мнения управленцев расходятся: одни считают, что должностные инструкции вовсе не нужны, другие – что они определяют всю работу сотрудника и являются необходимым документом [1].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами: Учебник / М. Амстронг. - Издательство «Питер», 2018. - 824 с.
2. Жданкин, Н.А. Инновационный менеджмент: учебник / Н.А. Жданкин. - Москва: КНОРУС, 2017. - 316 с.
3. Зарецкий, А.Д. Менеджмент: учебник / А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. - М.: КНОРУС, 2016. - 268с.
4. Литвак, Б.Г. Стратегический менеджмент: учебник для бакалавров / Б. Г. Литвак. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 507 с.
5. Мальцева, С.В. Инновационный менеджмент: учебник для академического бакалавриата / под ред. С. В. Мальцевой. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 527 с.
6. Мардас, А.Н. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева, И. Г. Кадиев - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 205 с.
7. Маслова, В.М. Управление персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.М. Маслова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 492 с.
8. Мордвинникова, А.С. Идентификация товаров и услуг: методическое пособие для вузов / А.С. Мордвинникова. - М.: Терра, 2018. - 78 с.
9. Памбухчиянц, О.В. Технология розничной торговли: Учебник / О.В. Памбухчиянц. - 9 е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 288 с.
10. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 415 с.
11. Разумов, И.В. История менеджмента/ И.В. Разумов. - Ярославль: ЯрГУ, 2018. – 120 с.
12. Семиглазова, В.А. Инновационный менеджмент: учебное пособие / В.А.Семиглазов. - Томск: ЦПП ТУСУР, 2019. - 172 с.
13. Сидоров, М.Н. Стратегический менеджмент: учебник для СПО / М. Н. Сидоров. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 158 с.
14. Степанова, И.П. Инновационный менеджмент/ И.П. Степанова. - Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». - Саратов, 2018. - 124 с.
15. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. - M.: Аспект Пресс, 2019. - 415 с.
16. Тебекин, А.В. Стратегический менеджмент: учебник для прикладного бакалавриата / А.В. Тебекин. - 2-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 333 с.
17. Финансовый менеджмент: учебник [Текст] / Латышева Л.А., Склярова Ю.М., Скляров И.Ю., Фролко С.В., Глушко А.Я., Кулешова Л.В., Скребцова Т.В., Шамрина С.Ю., Собченко Н.В., Нестеренко А.В., Башкатова Т.Н., Урядова Т.Н., Капустина Е.И.; под общ. редакцией Л.А. Латышевой. - М.: МИРАКЛЬ, 2018. - 340 с.
18. Финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. Е. В. Маркиной. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2016. - 432 с.
19. Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент. Учебник, 4-е изд./ Р.А. Фатхутдинов - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
20. Финансовая отчетность за 2020 год компании ООО «РИО»/ Финасовая отчетность, 2020. – 5с.
21. Юдин, А.П. Инновационный менеджмент. Учебное пособие/ А.П. Юдин. - ВШТЭ СПбГУПТД. - СПб., 2018. - 129 с.