Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема формирования у дошкольников представлений о народном искусстве принадлежит к числу приоритетных образовательных задач. Необходимость приобщения человека к культурному наследию России, начиная с дошкольного возраста, а также значение этого процесса для личностного развития ребенка подчеркивается во многих трудах российских и зарубежных педагогов, психологов, таких как: Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского, Т. С. Комаровой и др.
Современные концепции дошкольного образования подчеркивают актуальность мировоззренческого развития детей на подлинных образцах народного искусства, особенно в процессе формирования ценностных ориентаций личности (А. И. Катинене, О. П. Радынова, Р. М. Чумичева и др.)
В последнее время все чаще перед дошкольной образовательной организацией формулируется задача дальнейшего совершенствования эстетического воспитания, которое является неотъемлемой частью формирования всесторонне развитой гармоничной личности.
Современный государственный федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) ориентирует педагогов на обязательность реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» [27, п. 2.6]. Задачи здесь ставятся широко, и в их числе: «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; … становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства, … стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений…» (цитата из п.2.6.).
Важную роль народного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие) [4, 9, 14]. По их мнению, ознакомление с произведениями народного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствуют воспитанию патриотических чувств. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства (радости, восхищения, восторга). Формируются образные представления, развивается мышление, воображение. Восприятие произведений декоративно-прикладного искусства побуждает стремление ребёнка передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы, которые ему понравились, способствует развитию созидательной активности, эстетических чувств и художественного вкуса, эстетической оценки результатов труда народных мастеров, становлению художественных и интеллектуальных способностей.
На сегодняшний день, в педагогической практики дошкольного учреждения мало изучены инновационные методы работы. Проектная деятельность дошкольников инициирует познавательные способности дошкольников, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию гибкости, оригинальности, беглости мышления дошкольников. Однако среди многочисленных исследований по проектной деятельности детей мы не находим достаточного количества работ, в которых был бы представлен
метод проектов как средство формирования представлений о народном искусстве у дошкольников
Решение данной проблемы составляет цель исследования: теоретически обосновать проблемы исследования и разработать проект по формированию у дошкольников представлений о народном искусстве.
Объектом исследования является процесс формирования представлений о народном искусстве у дошкольников.
Предмет исследования – проектная деятельность.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраухова, В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО / В. В. Абраухова. – Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 117 с.
2. Аверьянова, А.П. Изобразительная деятельность в детском саду / А.П. Аверьянова - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 114 с.
3. Акулова, Т. А. Актуальность вопроса формирования целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста / Т. А. Акулова // Психология и педагогика дошкольного и начального общего образования: преемственность и новаторство : Сборник научно-методических статей. – Челябинск : Издательский центр «Титул», 2020. – С. 12-16.
4. Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 218 с.
5. Ганошенко, Н.И. Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности [Текст] / Н.И. Ганошенко, С.Ю. Мещерякова. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 58 с.
6. Геленда, Н. О. Использование народных художественных промыслов России в художественно-эстетическом воспитании дошкольников / Н. О. Геленда, Т. Ф. Иванова, Н. Н. Кравченко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 1 (11). — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/77/3050/ (дата обращения: 11.12.2021).
7. Горина, Л. В. Проектирование содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования // Современная наука: теоретические и прикладные аспекты развития / гл. ред. И. В. Романова. -Чебоксары: 2014. - Вып. 1. - С. 61-64.
8. Гогоберидзе, А. Г., Солнцева, О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. - СПб.: Питер, 2019. -464 с.
9. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 425 с.
10. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности./ Г.Г. Григорьева: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: «Академия», 2016. – 39 с.
11. Дмитриева, Н.Ю. Общая психология: учебное пособие / Н.Ю. Дмитриева. – 2-е изд. – Саратов: Научная книга, 2019. – 127 c.
12. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие : учебник и практикум для вузов / Е. А. Дубровская [и др.] ; под редакцией Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 179 с.
13. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла: учеб. пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 111 с.
14. Забельская, Т. В. Роль народного искусства в нравственном воспитании детей дошкольного возраста // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки, 2013. № 1(25). — С. 165–171.
15. Изотова, Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 частях. Часть 1. - М.: Юрайт, 2020. - 223 с.
16. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой (ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. - М.: Мозаика – Синтез, 2020.
17. Козлова, С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. - М.: Юрайт, 2017. - 202 с.
18. Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. - М.: Юрайт, 2020. - 97 с.
19. Куликовская, И. Э. Теоретические основы дошкольного образования : Учебник / И. Э. Куликовская, Р. М. Чумичева, А. Ю. Белогуров. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2021. – 170 с.
20. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. - М.: Academia, 2018. - 640 c.
21. Народное искусство в воспитании дошкольников : учеб. пособие к Программе воспитания и обучения в дет. саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой : учеб. пособие по Программе эстет. воспитания дошкольников / [Т. С. Комарова и др.] ; под ред. Т. С. Комаровой. - М. : Пед. о-во России, 2005.- 246 с
22. Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии./Р.С.Немов - М.: Издательский центр «Юрайт», 2012. – 42 с.
23. Педагогический проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русской народной культуре» / Ю. В. Ботвинко, Ю. П. Грецкая, И. Ф. Кривальцевич [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 10 (37). — С. 1-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5784/ (дата обращения: 11.12.2021).
24. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / Е. И. Изотова [и др.] ; под ред. Е. И. Изотовой. - М.: Юрайт, 2019. - 222 с.
25. Резепов, И.Ш. Общая психология: учебное пособие / И Ш. Резепов. – 2-е изд. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 110 c.
26. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. - 3 е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2014.
27. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
28. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева; под ред. О. В. Хухлаевой. - М.: Юрайт, 2019. - 367 с.
29. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для СПО / И. В. Шаповаленко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 575 с.
30. Шпикалова, Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования [Текст] / Т. Я. Шпикалова.- М.: Просвещение, 1979 – 160 с.