Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы обусловлена тем, что необходимость изучения сферы культуры возрастает с каждым днем.
В современном мире и принятым условиям модернизации, организации повседневной жизни горожан возникает большая потребность в формирование досуга и социокультурного пространства общества, региона, города. Такое высокое развитие социокультурных сообществ, направлено на организацию не только досуга общества и общественных институтов, но и на само воспроизводство социума и всего базиса общественной и государственной жизни.
Мозаичность, поликультурность, многонациональность российских регионов требует все наибольшего интереса к культуре с учетом разнообразных конфигураций местных культурных пространств.
Впервые термин «культурная политика» появился во Франции, когда правительство де Голля организует в 1959 году свое министерство, он ставит на эту должность известного писателя и поэта, участника Сопротивления Андре Мальро. Во Франции в период Мальро культура понималась как универсальная ценность, доступность к которой государство должно обеспечить всем гражданам республики. То, что было доступно только носителям «высокой» культуры, должно было стать доступным для каждого француза.
Главная цель была в формировании у граждан универсальную культурную чувствительность, социальные навыки, которые были бы более или менее однородными.
Культурная политика отличается самостоятельностью, а руководители отрасли учатся брать на себя бремя ответственности за инициативы и региональные проекты, поддерживая инновационные площадки. Культура выступает и как самоценность и как ресурс социально- экономического развития, что отвечает одобренным международным сообществом процессам и не противоречит тенденциям саморазвития отечественной культуры.
Цель работы – изучить особенности государственного управления в области культуры в РФ.
Для достижения цели определены следующие задачи работы:
изучить значение управления сферой культуры;
раскрыть сущность сферы культуры как объекта управления;
рассмотреть государственное управление культурной сферой;
охарактеризовать экономические и социальные последствия COVID-19 в социально-культурной сфере.
Объектом исследования представляемой работы является культурная сфера.
Предметом исследования является проблемы развития сферы культуры.
В процессе исследования применялись следующие методы исследования: теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования, систематизация, обобщение, описание.
Теоретической основой послужили труды отечественных ученых. Информационной базой исследования послужили действующие нормативные акты и официальные данные, представленные в сети интернет.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы особенностей государственного управления в области культуры в РФ
1.1. Значение государственного управления в области культуры в РФ
Управление сферой культуры – это направление внутренней политики Российского государства и соответствующая ему деятельность органов публичного управления федерального, регионального и местного уровней, имеющих своей целью создание благоприятных условий социально-культурной среды для всестороннего развития личности и удовлетворения культурных потребностей населения конкретной территории и государства в целом, реализуемые за счет методов стратегического и программно-целевого управления.
Конституционные гарантии демократического устройства государства и общества, обеспечения всестороннего развития личности ставят перед государством задачу не только обеспечения экономического благополучия личности, но и создания необходимой социально-культурной среды для ее всестороннего развития. Управление сферой культуры позволяет не только удовлетворить культурные потребности населения, но и решить задачи государственной и общественной важности, поскольку только через формирование необходимых социально-культурных условий происходит реализация интеллектуального потенциала населения, развитие духовной жизни общества .
В связи с вышесказанным крайне важно теоретическое осмысление технологий управления сферой культуры и модернизация системы такого управления на практике. В самом общем виде социальное управление можно охарактеризовать как управление социальной сферой общественной жизни. Управление сферой культуры – это имманентно присущее общественной системе свойство, такое управление направлено на сохранение целостности общества, его духовное обогащение и культурное развитие.
При этом, как всякая управленческая деятельность, управление сферой культуры предполагает властное воздействие субъекта управления на объект управления для упорядочения социально-культурных отношений и, как следствие, наиболее полной реализации прав населения на культурное и духовное развитие. Однако необходимо понимать, что в современных условиях общественного развития такое властное воздействие не должно реализовываться исключительно «сверху», напротив, оно должно формироваться и осуществляться посредством совместных усилий на основе партнерства системы публичного управления и институтов гражданского общества, в том числе общественных объединений, а также инициативных граждан.
1.2. Сущность государственного управления в области культуры
Социально-культурная сфера представляет собой подсистему общественного устройства, где формируются и сохраняются культурные традиции конкретного общества, организуется их передача от поколения к поколению и прогрессивное развитие духовного и культурного характера на конкретном этапе исторического развития. Здесь необходимо отметить, что социально-культурная сфера как часть общественной системы – это незакрытая структура, находящаяся в состоянии интенсивного обмена с иными областями общественной жизни политикой, экономикой и пр. Социально-культурная сфера претерпевает влияние как внешних, так и внутренних факторов .
Потому процесс управления сферой культуры не может ограничиваться целенаправленным воздействием на социально-культурные общественные отношения. Напротив, эффективное развитие сферы культуры требует активных мер в области экономики и политической жизни. Иными словами, социально-культурная сфера зависит от экономического благосостояния, политической стабильности и обеспечения демократических прав и гарантий участия населения в управлении публичными делами.
В демократическом обществе управление сферой культуры представляет собой сочетание управленческих технологий, реализуемых органами публичного управления законодательной и исполнительной власти, действующими на федеральном, региональном и местном уровнях, и институтами гражданского общества, в том числе представителями общественных объединений, и отдельными гражданами. Это налагает на государство обязанность по формированию эффективных каналов связи с населением для привлечения его к решению вопросов социально-культурного характера. Эффективная технология управления сферы культуры требует организации управленческого воздействия на следующих принципах:
1. Становление развития партнерской модели взаимоотношений государства и общества, в том числе при решении управленческих задач в социально-культурной сфере;
2. Эффективная проработка управленческих целей, которые должны быть ориентированы на потребности населения в сфере культуры и духовного развития;
3. Определение оптимальной организационной структуры и специальных методов и инструментов управления, отвечающих задачам развития сферы культуры;
4. Привлечение для управления в социально-культурной сфере высококвалифицированных кадров, которые способны обеспечить прогрессивное социально-культурное развитие общества на конкретном этапе исторического развития .
Оптимизация управления сферой культуры должна производиться по следующим направлениям:
1. Управленческие решения, принимаемые на государственном и на местном уровнях, должны быть ориентированы на решение социально-культурных задач;
2. Должен быть установлен баланс поддержки организаций сферы культуры за счет бюджетных и внебюджетных источников, а также обеспечено развитие инструментов и создание среды для их самофинансирования;
3. Использование современных менеджмент-инструментов для модернизации организаций сферы культуры и приспособления ее к условиям современного рынка;
4. Формирование эффективных каналов обратной связи между системой публичного управления и населением, институтами гражданского общества;
5. Открытость управленческих процессов в социально-культурной сфере, доступность информации относительно управленческих процессов для населения.
2. Государственное управление в области культуры в РФ: состояние и перспективы развития
2.1. Государственное управление культурной сферой
Государственное управление культурной сферой – это деятельность органов государственного управления по реализации государственной культурной политики на федеральном и региональном уровне, осуществлению контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны культурного наследия. Государственные органы, ответственные за управление культурной сферой Функции государства по управлению культурной сферой возложены на Министерство культуры России, а также подведомственные ему службы надзора за соблюдением законодательства в сфере охраны культурного наследия, архивное агентство.
Министерство культуры России – это федеральный исполнительный орган, призванный вырабатывать государственную политику в области культуры, историко-культурного наследия, искусства, архивного отдела, кинематографии, авторских и смежных прав, а также осуществлять нормативно-правовое регулирование указанных сфер, управление государственным имуществом в этой сфере и оказание государственных услуг .
Полномочия Министерства культуры России в сфере управления культурой включают в себя: внесение проектов федеральных законов и нормативно-правовых актов, призванных осуществлять регулирование культурной сферы, на рассмотрение Правительства России, российского Президента; самостоятельное принятие нормативно-правовых актов, призванных осуществлять регулирование культурной сферы, в пределах установленных законодательством полномочий; размещение заказов на товары, услуги, работы, научно-исследовательские работы для целей
Фрагмент для ознакомления
3
1. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) // Российская газета. – 1992. - № 248.
2. Исаева, Т.З. Проблемы региональной культуры: поиск путей решения / Т.З. Исаева // Актуальные вопросы экономики, управления и права: сборник научных трудов (ежегодник). – 2019. – № 6. – С. 117-122.
3. Лимонов, Л.Э. Региональная экономика и пространственное развитие. Учебник. В 2 томах. Том 2. Региональное управление и территориальное развитие / Л. Э. Лимонов. – М.: Юрайт, 2020. – 464 с.
4. Мигунова, М.Г. Проблемы развития региональной культуры в культурологическом аспекте / М.Г. Мигунова // Kant. – 2019. – № 1. – С. 102-104.
5. Назаренко, Н.Ю. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / Н. Ю. Назаренко. – М.: Приор, 2018. – 160 с.
6. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / С.Ю. Наумов. – М.: Дашков и К, 2018. – 556 с.
7. Орешин В.П. Региональная экономика и управление. Учебное пособие / В.П. Орешин, Г.Г. Фетисов. – М.: РИОР, 2019. – 155 с.
8. Перцик, Е.Н. Территориальное планирование. Учебник / Е.Н. Перцик. – М.: Юрайт, 2020. – 390 с.
9. Попов, Р.А. Региональное управление и территориальное планирование. Учебник / Р.А. Попов. – М.: Инфра-М, 2019. – 288 с.
10. Рукина, И. М. Региональная экономика и управление. Учебное пособие / И. М. Рукина, А. Ю. Анфимова. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2019. – 250 с.
11. Сенникова, И.Л. Проблемы развития государственной культурной политики в регионах России / И.Л. Сенникова // В сборнике: Трансформация социальных отношений в региональном социуме. VI Сухаревские чтения материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2020. – С. 497-501.
12. Скульмовская, Л.Г. Особенности развития региональной культуры в мировом социальном пространстве в условиях глобализации / Л.Г. Скульмовская // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2019. – № 12-1. – С. 79-84.
13. Фетисов, Г.Г. Региональная экономика и управление. Учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. – М.: Инфра-М, 2019. – 416 с.
14. Фетисова, Л.Е. Актуальные проблемы истории региональной культуры в диалоге исторической науки и культурологии / Л.Е. Фетисова // Россия и АТР. – 2018. – № 3. – С. 170-180.
15. Хмелева Г.А. Региональное управление и территориальное планирование: Учебное пособие / Г. А. Хмелева, В. К. Сенычев. – М.: Инфра-М, 2020. – 224 с.
16. https://culture.gov.ru – Официальный сайт Министерства культуры
Российской Федерации (Минкультуры России).