Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Ускоренный темп развития нашего общества требует творческих личностей, которые имеют профессиональную компетенцию, мобильность, открыты всему новому и умеют находить нестандартный подход к решению любых ситуаций. Для того чтобы общество двигалось вперед необходимы люди, которые обладают творческими способностями, нестандартным мышлением. Обладая развитыми творческими способностями личность может себя эффективно реализовать в любой сфере деятельности. Развивать творческие способности необходимо начинать с детства, так как дети всегда открыты чему-то новому, они любознательны, склонны к импровизации и обладают желанием создавать, что-то свое. Формирование творческой личности является важной педагогической задачей. Творчество включает в себя наличие способностей, знаний, и умений, которые способствуют созданию продукта отличающегося своей новизной, оригинальностью и уникальностью.
Актуальность развития творческих способностей человека была отмечена в Федеральном законе от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Где указано, что образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, который способствует интеллектуальному, духовно-нравственному, творческому, физическому и профессиональному развитию. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образование прописано, что образовательная программа должна быть направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное развитие обучающихся, что поможет создать основу для развития творческих способностей, саморазвитию и самосовершенствованию школьников. Также согласно Федеральному закону «Об образовании Российской федерации» ст. 48 п.4 указано, что педагог обязан развивать у обучающихся творческие способности. Вопрос о развитии творческих способностей у школьников, так до конца не изучен. До сих пор не существует единого мнения о том, как определить наличие творческих способностей, либо это данность, либо результат огромных усилий личности. Исследователи склоняются к мнению, что успешность творческой деятельности заключается в наличии имеющихся творческих способностей у человека.
Л.С. Выготский считает, что творчество – это не только удел избранных или гениев, которые создали великое художественное произведение или смогли сделать научное открытие. Он утверждает, что творчество проявляется везде, где человек проявил фантазию, смог изменять, комбинировать и создавать что-то новое, внезависимости от объема.
Творческий процесс может проявляться уже в раннем детстве, например в играх детей, которые сопровождаются творческой переработкой полученных впечатлений, которые после комбинации и построения новой действительности соответствуют запросам и увлечениям данного ребенка. Основа творчества заключается в умении сочетать старое и новое для воспроизведения чего-то особенного.
А.Н. Лук считает, что задатки творческих способностей есть у каждого человека, они присущи любому ребенку. Необходимо раскрыть их и развивать. Если ребенок в начале своей учебной деятельности будет подготовлен к тому, что он должен придумать, создать и найти оригинальное решение представленной перед ним задачи, то процесс формирования личности школьника будет отличаться от нынешних стандартов обучения, где необходимо повторять всё сказанное учителем.
С.Л. Рубинштейн в своих трудах отмечал, что изучая необходимые знаниями, навыками и умениями, помогают сформировать творческие способности школьника. Он утверждал, что творческие способности человека проявляются в результате освоения изученных материалов и развития своей творческой культуры.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей школьников.
Предмет исследования: педагогические способы и методы по развитию творческих способностей школьников.
Цель исследования: выявить уровень развития творческих способностей школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «творческие способности» и особенности их развития у школьников.
2. Организовать экспериментальную работу изучению уровня развития творческих способностей у школьников.
3. Выявить уровень развития творческих способностей у школьников.
4. Провести анализ результатов эксперимента
5. Разработать программу по развитию творческих способностей у школьников.
Практическая ценность результатов исследования: результаты исследования можно использовать для разработки учебных конспектов, методических рекомендаций и для подбора педагогических методов для проведения мероприятий для школьников, это позволит корректно организовать учебный процесс развития творческих способностей школьников.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (30 источников).
Глава 1
Теоретические основы развития творческих способностей школьников
1.1.Понятие «творческие способности»
Исследования, посвященные изучения детского творчества отмечают, что у школьников проявляются черты, характерные творцу. А именно, инициативность и активность в применении уже знакомых приемов в работе, а также проявление оригинальности в решении поставленной задачи.
Л.С. Выготский считает, что основной принцип детского творчества заключается в процессе данной деятельности, а не в его результате. Творческая деятельность очень специфична, особенно в младшем школьном возрасте, так как определенные творческие компоненты только начинают развиваться [10, с.42].
А.В. Петровский утверждал, что творчество – это механизм, который способствует накоплению опыта и личностного роста ребенка.
Большой вклад в изучение концепции творчества внес Я.А. Пономарев. Изучая умственное развитие детей, он выделил определенную схему, которая состоит из трех составляющих:
Мышление;
Бессознательность (творческий талант);
Сознание.
Развитие творческих способностей зависит от знаний педагога, так как сначала идет подражание педагогу, а после уже проявление инициативы и самостоятельности ученика. Полученные навыки и умения помогут ребенку сделать эксклюзивную работу.
Для того чтобы дать полное определение термину «творческие способности» необходимо понять, что же такое способности.
С.Л. Рубинштейн считает, способности – это ряд качеств, без которых невозможно заниматься, какой-либо деятельностью.
К.К. Платонов утверждает, что способности – это качество личности, которое определяет успешность овладения определенной деятельностью [30, с.19].
По мнению Д.Б. Богоявленского, способности не объединяют в себе умения, знания и навыки, но способствуют ускоренному приобретению, действенному использованию и закреплению новых знаний и умений в практической деятельности.
В.Н. Дружинин определяет способности как индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность в выполнении им деятельности и ее освоении. Способности включают в себя свойства, которые отличают людей друг от друга, а также помогают в усвоении знаний и формировании умений, навыков. Полученные знания и умения приводят к развитию способностей [10, с.61].
Большой вклад в изучение способностей внес Б.М. Теплов. Его идею включают:
- индивидуальные особенности, которые отличают людей друг от друга;
- способностями считаются только те особенностями, которые способствуют успешному выполнению определенной деятельности;
- способности не являются знаниями или умениями человека;
- способности находятся в постоянном процессе развития.
Л.А. Большаков утверждает, что творческие способности - это увлеченность, интеллектуальная активность и познавательная самодеятельность человека [5, с.83].
О.И. Мотков считает, что творческие способности – это умение познавать и удивляться, способность найти решение при нестандартной ситуации.
Б.М. Теплов понимает под творческими способностями индивидуальные особенности человека, которые отличают его от других, и сопровождается быстротой и легкостью приобретения знаний.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агеева Л. В., Шелякина Н. А., Астафьева Е. А., Герус В. Л., Вахнина И. Ю. Развитие творческих способностей младших школьников//Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). Чита: Издательство Молодой ученый. 2017 - 186 с.
2. Андреев В.И. Педагогика творческого развития. [Текст] / В.И. Андреев. Казань: АСП, 2019. - 76 с.
3. Асмолов А.Г. Творчество и личность в изобразительном искусстве. [Текст] / А.Г. Асмолов. – М: Смысл, 2019. – 54 с.
4. Богоявленский Д.Б. Творческое направление, нетрадиционные техники рисования. [Текст] / Д.Б. Богоявленский. – М: Просвещение, 2020. – 98 с.
5. Большаков Л.А. Творческие способности у младших школьников. [Текст] / Л.А. Большаков. – М: Просвещение, 2019. – 115 с.
6. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2018. - 320 c.
7. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
8. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2016. - 352 c.
9. Варламова Е.П. Психология творческой универсальности. [Текст] / Е.П. Варламова. – М: Просвещение, 2020. – 127 с.
10. Волков И.П. Учим творчеству. [Текст] / И.П. Волков. – М: Просвещение, 2019. – 113 с.
11. Григорьев Д.В. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности. [Текст] / Д.В. Григорьев. – М: Феникс, 2019. – 67 с.
12. Зимняя И.А. Педагогическая психология. [Текст] / И.А. Зимняя. – М: «Логос», 2019. – 124 с.
13. Ильин Е.П. Мотивы и мотивация. [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2019. – 198 с.
14. Кравченко, А. Психология и педагогика: Учебник / А. Кравченко. - М.: Проспект, 2019. - 400 c.
15. Корчаловский Н.В. Способности и творчество. [Текст] / Н.В. Корчаловский. – Спб: АСТ, 2019. – 56 с.
16. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 471 c.
17. Островский, Э.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. - М.: Вузовский учебник, 2016. - 160 c.
18. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности. [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – Спб: АСТ, 2019. – 77 с.
19. Савенков А.И. Детская одаренность. [Текст] / А.И. Савенкова. – М: Просвещение, 2018. – 39 с.
20. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методики его преподавания. [Текст] / Н.М. Сокольникова. – М: Академия, 2018. – 115 с.
21. Теплов Б.М. Способности и одаренность. [Текст] / Б.М. Теплов. – М: ВАКО, 2019. – 56 с.
22. Терехов В.Т. Творчество в начальной школе. [Текст] / В.Т. Терехов. – М: Просвещение, 2019. – 85 с.
23. Фромм Э.З. Творчество младших школьников. [Текст] / Э.З. Фромм. – М: Просвещение, 2019. – 151 с.
24. Березекова О.Ю. Творческие способности детей в младшей школе [Электронный ресурс] / О.Ю. Березекова - Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://www2.bigpi.biysk.ru (дата обращения 13.12.2021).
25. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебник / В.А. Сластенин. - М.: Academia, 2019. - 400 c.
26. Сардаева М.В. Творческие способности младших школьников [Электронный ресурс] / М.В. Сардаева – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://elar.uspu.ru (дата обращения: 13.12.2021).
27. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: учебник / Л.Д. Столяренко. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 228 c.
28. Ходусов, А.Н. Педагогика воспитания: теор., метод., технол., метод.: Уч. / А.Н. Ходусов. - М.: Инфра-М, 2017. - 56 c.
29. Хуторской, А.В. Педагогика: Учебник / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2017. - 112 c.
30. Чупахина А.Э. Развитие творческих творческих способностей детей на уроках изобразительного искусства [Электронный ресурс] / А.Э. Чупахина – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: https://nauchkor.ru ( дата обращения: 13.12.2021).