Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Становление России как правового социального государства на основе новых экономических отношений происходит достаточно сложно и противоречиво. К числу вопросов, наиболее остро выдвинувшихся в последнее время в России, относится вопрос о социальной защите наименее защищенных слоев населения при наступлении различных факторов социального риска. В современных социально-экономических условиях одной из важнейших задач социальной политики является поддержка и социальная защита нуждающихся, а так же взаимосвязанных организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению их положения и упрочнения социальной защищенности с учетом современной демографической и социально-экономической ситуации.
Законодательство о пенсионном обеспечении продолжает подвергаться корректировке, ежегодно в них появляются и совсем новые правовые нормы. Тем не менее, российское законодательство о пенсионном обеспечении, в том числе, и по случаю потери кормильца страдает непоследовательностью, разобщенностью, нестабильностью, наличием коллизий правовых норм. Следствием этого является отсутствие единообразия в правоприменительной практике, а зачастую и ее противоречивость, что, в свою очередь, влечет поток жалоб со стороны граждан, которые считают нарушенным их конституционное право на пенсионное обеспечение.
В настоящее время в России насчитывается около 2 млн. получателей страховых пенсий по случаю потери кормильца, 3 млн получателей государственных пенсий по потере кормильца и 8 млн получателей социальных пенсий по потере кормильца.
Таким образом, можно сделать вывод, что изучение пенсионное обеспечения по потере имеет большое теоретическое и практическое значение.
Объектом исследования выступают общественные отношения, обусловленные пенсионным обеспечением по случаю потери кормильца.
Предметом исследования является законодательство в сфере регулирования пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца.
Целью данного исследования является комплексное изучение пенсиями по случаю потери кормильца.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- Раскрыть общие положения и основания пенсионного обеспечения семей по случаю кормильца;
- Изучить правовое регулирование обеспечения семей по случаю потери кормильца на примере страховых, государственных и социальных пенсий по случаю потери кормильца.
- Раскрыть отличие пенсии по случаю потери кормильца от страховой пенсии.
Методологическую основу исследования составляют анализ нормативно правовой базы, исторический метод и системный метод при формулировки выводов исследования.
Большое методологическое значение для исследования данной темы имели работы отечественных ученых К.Н. Гусова, И.В. Гущина, В.В. Лазарева, Л.А. Ломакиной, А.М. Лушникова, М.В. Лушниковой, Е.Е. Мачульской, Т.К. Мироновой, и др. Нормативную базу исследования составили положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов и подзаконных нормативных актов.
Практическая значимость. Результаты проведённого исследования и новые теоретические подходы могут быть использованы в процессе анализа правового регулирования пенсионного обеспечения по потере кормильца.
Структура работы обусловлена ее целями и задачами. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОСНОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА
1.1 Понятие пенсии по случаю потери кормильца
Справедливость требует, чтобы призрение со стороны общества возмещало пострадавшему на войне или при исполнении обязанностей военной службы все то, чего он лишился вследствие ранения или увечья, полученного при исполнении служебных обязанностей. Она требует также и того, чтобы забота со стороны общества возмещала материальные потери семье военнослужащего, убитого на войне или умершего от ран и увечий. На этом основании призрение должно распространятся не только на самих раненых при их жизни, но и на семьи, оставшиеся после убитых на войне или погибших при исполнении служебных обязанностей, равно как и после умерших от ран и увечий.
С введением христианства развивается благотворительность, прежде всего частная, а потом государственная, распространявшаяся независимо на все сословия в государстве. Владимир Святославович обращал внимание на развитие призрения со стороны монастырей и духовенства, которые пользовались большими доходами и владели многими волостями и селами. Десятая часть доходов князя назначалась, как правило, на помощь больным, бедным, вдовам и сиротам, и раздавалась им под надзором духовенства. Тогда же игумен Киево-Печерской Лавры Феодосий устроил при своей обители особый двор (богадельню) с церковью для убогих и увечных [28, с. 350]. Увеличение числа богаделен в последующее время осуществлялось очень медленно. Очевидно, что свое истинное предназначение и развитие богадельни получили в начале XIII столетия. В это время увечные и бедные поселялись при церквях и монастырях и получали от них содержание.
Одним из видов социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение - это государственная система правовых, экономических, организационных и административных мер по поддержке и защите лиц от материальной необеспеченности вследствие старости, инвалидности или потери кормильца.
Пенсионное обеспечение выступает как процесс материального обеспечения, непосредственно связанный с трудовой деятельностью физического лица, размер, срок и условия которого определяются размером его заработной платы, условиями труда, стажем работы и т.д.
Через эту государственную систему выплачиваются пенсии, и условия их исчисления основаны на фактических суммах обязательных или добровольных пенсионных взносов, полученных в период работы.
В действующем законодательстве, а также научной литературе отсутствует единое определение понятия «пенсии».
По мнению одних авторов, пенсия является «денежным обеспечением, получаемым гражданином из пенсионных и иных фондов по окончании работы, при достижении пенсионного возраста или в иных случаях, предусмотренных законом» [16, с. 109].
По мнению других - денежной формой материального обеспечения людей, которые стали нетрудоспособными по различным причинам [22 с. 117].
По мнению третьих, пенсия представляет собой сумму денежных выплат, получаемую индивидуумом после прекращения им трудовой деятельности [23 с. 91].
Пенсия по потере кормильца является особой пенсией, право на получение которой принадлежит лицам, относящимся к определенным категориям после смерти родственника и при достижении определенного законом возраста.
Целью данной выплаты - оказание финансовой помощи членам семьи умершего лица.
Общее понятие рассматриваемой пенсии позволяет выделить все основные признаки, характерные для пенсий в целом, включая и пенсию по потере кормильца. Пенсия устанавливается исключительно для нетрудоспособных и строго при наступлении условий, которые дают право на получение пенсии. Пенсия по случаю потери кормильца базируется на трудовом вкладе будущих пенсионеров и строго регламентируется исходя из объема и качества этого вклада. Данное социальное пособие назначается только в денежной форме, чем подтверждается мнение о том, что пенсия является частью отложенной заработанной платы, выплачивается для индивидуальных целей конкретным пенсионерам. Пенсия носит постоянный характер. Может быть предусмотрена только в случаях появления оснований или дополнительных сведений об участии или неучастии в трудовой деятельности пенсионера.
Итак, пенсия по случаю потери кормильца представляет собой ежемесячную денежную выплату, производимую нетрудоспособным членам семьи, которые потеряли кормильца, по установленным законодателем условиям и нормам.
Общее определение этой пенсии может быть уточнено, принимая во внимание социальную категорию, к которой принадлежал кормилец, и по какому закону назначается пенсия.
В частности, в дефиниции пенсии можно указать ее назначение. Например, в определении пенсии по случаю потери кормильца говорится, что она предоставляется в случае смерти застрахованного лица членам его семьи в целях компенсации или сведения к минимуму последствий изменения их материального и (или) социального статуса, произошедшего в результате потери кормильца [24, с. 177].
Очевидно, что цель социальной пенсии иная и заключается в обеспечении источника средств к существованию, размер которого несоизмерим с заработком кормильца.
Пенсия по случаю потери кормильца носит производный характер от пенсии по инвалидности. Это заключается в том, что обеспечение семьи, потерявшей кормильца данной пенсией будет осуществляться на основании того закона, на основании которого кормильцем могла бы получаться пенсия по инвалидности в случае признания его инвалидом [18, с. 27].
Кроме того, производный характер пенсии по случаю потери кормильца выражается также в том, что механизмом определения ее размера используются нормы, которые позволяют соизмерять его с размером пенсии по инвалидности.
Так, например, пенсией по случаю потери кормильца воспроизводится структура пенсии по инвалидности.
Существуют следующие выплаты по потере кормильца. Страховая пенсия
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.10.2021)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.07.2021)
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
5. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 19.11.2021).
6. Федеральный закон от 23.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 30.04.2021).
7. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (ред. от 26.05.2021)
8. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 22.12.2020).
9. Федеральный закон от 30.11.2011 N 360-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений.
10. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 22.12.2020) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
11. Постановление Правительства РФ от 30.07.2014 N 711 (ред. от 06.02.2020) «Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов»
12. Постановление Правительства РФ от 30.07.2014 N 710 (ред. от 06.02.2020) «Об утверждении Правил выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионных счетах накопительной пенсии».
Научная литература
13. Азарова Е.Г. Пенсионное обеспечение детей, потерявших кормильца: особенности правового регулирования// Журнал российского права. №1.2017
14. Афтахова, А. В. Право социального обеспечения. Учебное пособие для СПО / Афтахова А. В. — М. 2018. С. 76
15. Бочарова О.В. Право социального обеспечения. Новочеркасск: ЮРГТУ. 2018. 152 с
16. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения: учебник. М. : 2018
17. Гусев А.Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение: дисс. Канд. Юрид. наук. М. 2017 г.
18. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. О Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России // Трудовое право в России и за рубежом. 2016. № 4. С. 26 - 32
19. Зрелов А. П. Современные проблемы межотраслевого применения понятия «член семьи» // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 6.
20. Карпунина Н.А. Юридические факты в пенсионном обеспечении Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. – М., 2016. - 29 с
21. Кувшинова О. Бедность работающего населения // Ведомости. 2017. 16 марта.
22. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения: учебник. М. : 2017.
23. Миронова Т.К. Право социального обеспечения: учебное пособие. М.: 2016. С. 112
24. Пенсионное обеспечение: учебник под общ.ред. Ю. П. Орловского. М. 2018
25. Право социального обеспечения России: учебник М. О. Буянова [и др.]. ; ред. К. Н. Гусов ;Моск. гос. юрид. акад. М. 2016.
26. Право социального обеспечения: учебник под ред. М. В. Филипповой. М. 2017
27. Роик, В. Д. Пенсионное страхование и обеспечение: учебное пособие. М. Издательство Юрайт, 2018. — 350 с
28. Сатторкулов О. Т., Тошбоев Б. Б. Сущность пенсионного страхования // Молодой ученый. 2017. №13. С. 363-364.
29. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения: учебник. М. 2018
30. Определение Конституционного Суда РФ от 03.10.2006 N 407-О «По жалобам граждан Вандарьевой Марии Карповны, Журбы Нины Александровны, Кондрашовой Валентины Александровны и Марченко Зои Ивановны на нарушение их конституционных прав пунктом 8 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»// [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru – – 09.12.2021.
31. Определение КС РФ от 23 апреля 2015 г. № 757-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Тыхеевой Марии Александровны на нарушение ее конституционных прав подпунктом 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru – – 09.12.2021.
32. Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 25 октября 2017 г. по делу № 2-2014/2017[Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru – 10.05.2019
33. Решение Майкопского городского суда от 16 августа 2016 по делу № 2-5486/2016[Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru – 09.12.2021.
34. Решение Московского городского суда от 1 декабря 2017 г. по делу № 2-2556/2017[Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru – 09.12.2021.
35. Размеры социальной пенсии нетрудоспособных граждан[Электронный ресурс]: официальный сайт Пенсионного фонда РФ. – Режим доступа: www.pfrf.ru – 09.12.2021.