Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что лесной фонд Российской Федерации занимает значительную часть всех земель. В связи с этим российское лесное законодательство было в полной мере ориентировано на использование лесов как природных ресурсов. При этом в законодательстве содержались и нормы по соблюдению природоохранного принципа «о приоритете охраны природных объектов перед их использованием в качестве природного ресурса».
Правительство Российской Федерации осуществляет государственное управление в области использования, охраны, а также защиты лесного фонда и воспроизводства лесов напрямую путем издания соответствующей нормативной правовой базы или же через созданные им, специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Функции по государственному управлению в данной сфере выполняют и органы исполнительной власти субъектов Федерации - осуществляют собственные полномочия напрямую или же через свои территориальные органы управления лесным хозяйством, если передача лесных полномочий осуществлена соглашением между органами исполнительной власти субъектов РФ и органами исполнительной власти Российской Федерации.
Современный лесной сектор Пензенской области подвержен воздействию комплекса проблем, которые связаны с восстановлением и рациональным использованием лесов, технологией обработки древесины и низким уровнем инновационного внедрения.
Для решения комплекса проблем лесного хозяйства Пензенской области был проведен анализ инновационного развития в лесной сфере. Основной упор должен быть направлен на сохранение и приумножение лесистости, модернизацию производственных мощностей.
Степень научной разработанности проблемы. Основными источниками данной работы стали: лесной кодекс Российской Федерации, лесной план Пензенской области, утверждённый Правительством Пензенской области, отчеты об исполнении государственной программы «Развитие лесного хозяйства Пензенской области на 2014-2020 гг.».
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности государственного управления в области использования и сохранения лесов на примере Пензенской области.
Задачи:
- определить особенности государственной политики в области использования и охраны лесов в Российской Федерации.
- выявить сущность и функции государственного регулирования лесного фонда Пензенской области .
- проанализировать цель, программу, методику и объем выполняемых работ органами государственной власти области.
- исследовать структуру государственного управления в области использования и сохранения лесов в Пензенской области.
- проанализировать результаты курсовой работы и предложения по оптимизации (совершенствованию) государственного управления в области использования и сохранения лесов в Пензенской области.
Объектом исследования является лесной комплекс Пензенской области.
Предметом исследования являются перспективы и факторы использования и сохранения лесов Пензенской области.
Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы и методы в обеспечении защиты и сохранения лесов и безопасности государства, системный, сравнительный, геополитический и конкретно-исторический подходы, структурно-функциональный анализ и др.
Глава 1. Литературный обзор государственного управления в области использования и охранения лесов на примере Пензенской области
1.1 Особенности государственной политики в области использования и охраны лесов в Российской Федерации
Правительство Российской Федерации осуществляет государственное управление в области использования, охраны, а также защиты лесного фонда и воспроизводства лесов напрямую путем издания соответствующей нормативной правовой базы или же через созданные им, специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
Функции, компетенция и полномочия органов исполнительной власти в сфере использования и охраны лесов приведены в Лесном кодексе РФ и положениях о названных министерствах и ведомствах Правительства РФ. Кроме приведенных органов, управленческой, надзорно-контрольной деятельностью в сфере использования и охраны лесов и земель лесного фонда занимаются органы субъектов РФ и иные специально уполномоченные органы, например, осуществляющие распоряжение государственными лесными ресурсами, ведущие учет государственного лесного фонда, лесной кадастр, мониторинг и другие лесоохранные действия .
Общее и конкретное управление лесоустройством включает в себя и организацию мероприятий в системе обеспечения рационального использования леса, повышения эффективности ведения лесного хозяйства, а также внедрения наилучших доступных технологий в условиях технологического развития страны. Управление охраной лесов от пожаров имеет исключительно государственное значение, поскольку лесные пожары относятся не только к природным факторам, но и человеческим действиям, что предполагает осуществление комплекса важнейших мероприятий, направленных на предупреждение, обнаружение, а также тушение пожаров в лесах. Это влияет на установление ограничений прав и расширение обязанностей лесовладельцам и лесопользователям.
Противопожарную функцию в лесах выполняют все лесовладельцы и лесопользователи и Министерство по чрезвычайным ситуациям России. Наиболее важной задачей охраны лесов от различных пожаров является выполнение системных мер в сфере предупреждения возникновения лесных пожаров, а также ограничения их распространения и создания условий для того, чтобы была обеспечена наиболее успешная борьба с ними. Наиболее полное, а также эффективное сохранение лесов может обеспечиваться и путем введения специального правового режима для особо охраняемых природных территорий. В пределах такого рода территорий в полной мере налагается запрет на использование лесов, а также запрещается любая деятельность, которая является несовместимой с целями охраны животных и растительности.
Организационно-правовые методы регулирования охраны, а также использования лесов предусматривают: государственный учет; ведение лесного кадастра; государственный мониторинг лесного фонда, нормирование и лицензирование в сфере использования и охраны лесов; разработка программ по охране лесов; экологическая экспертиза проектов использования и охраны лесов, лесоразведение и лесовосстановление.
Охрана лесов крайне важна не только по причине простого их сохранения в составе охраны окружающей среды, но еще и по той причине, что лесные ресурсы являются важнейшим продуктом экономического развития страны. При этом не следует забывать о том, что социально-экономическое развитие общества осуществляется в условиях одновременного удовлетворения как экологических, так и природоресурсных потребностей и интересов, реализация которых постоянно находится в «единстве и борьбе противоположностей». Это должно обязательно учитываться в политике реформирования законодательства и структуры управления, контроля и надзора в лесных правоотношениях .
Российское государство установило новую экологическую политику до 2030 г. и определило сохранение лесов, а также улучшение окружающей среды одной из наиболее приоритетных целей деятельности общества и государства. Здесь окружающая природная среда была включена в систему социально-экономических отношений как один из наиболее важных компонентов национального достояния.
Особое место в политике правового механизма лесных отношений отводится государственному управлению лесами, которое представляет собой основанную на лесном законодательстве деятельность уполномоченных на то государственных органов по организации рационального использования и охраны лесов .
В настоящее время на федеральном и региональном уровнях имеются многочисленные органы управления, деятельность которых неэффективна и требует изменений по структуре и исполняемым функциям, компетенциям и полномочиям. Для того чтобы государственное управление использованием и охраной лесов осуществлялось наиболее эффективным образом, на современном этапе развития общества и государства крайне важно реализовать целый комплекс мер, которые бы были направлены на совершенствование всех форм и видов лесных отношений.
Фрагмент для ознакомления
3
1 Нормативные источники
1.1 Конституция Российской Федерации: офиц. текст: (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2016, № 31, ст. 4398.
1.2 Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. II) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с изменениями 18.03.2019) // Собр. законодательства РФ. - 2019.-№30
1.3 Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 01.05.2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 50, ст. 5278 ; Об охране окружающей среды : федер. закон от 10.01.2002 №7-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 12, ст. 6502.
1.4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) // «Российская газета» от 31 декабря 2016 г.
1.5 Земельный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 2 августа 2019 года) // «Российская газета» от 4 августа 2019 г.
1.6 Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219 (ред. от 25.12.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 47, ст. 6586.
1.7 Об утверждении Положения об аренде участков лесного фонда: постановление Правительства РФ от 24 марта 2018 года № 345 [Электронный ресурс] Дата обновления: 14.12.2021 Доступ из системы ГАРАНТ
1.8 Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах: постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2017 года № 417 [Электронный ресурс] Дата обновления: 18.08.2017 Доступ из системы ГАРАНТ-2018
1.9 Об утверждении стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года: приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 октября 2008 года № 248. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.rii/dociiment/420345251 (дата обращения: 14.12.2021)
1.10 Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах и лесопарках: приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13 сентября 2016 года № 474 [Электронный ресурс] Дата обновления: 11.12.2021 Доступ из системы ГАРАНТ
1.11 Постановление от 18 июля 2019 года N 84. О внесении изменений в Лесной план Пензенской области, утвержденный постановлением Губернатора Пензенской области от 29.12.2018 N 161 (с последующими изменениями)
2 Научная литература
2.1 Абанина, Н.Н. Правовая охрана лесов Российской Федерации: Дис.... канд. юрид. наук / Н.Н. Абанина- Саратов, 2014.- 160 с.
2.2 Боголюбов, С. А. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный) / С. А. Боголюбов, М. И. Васильева, Ю. Г. Жариков. — М.: ТК Велби ; Изд-во Проспект, 2018. – 102 с.
2.3 Быковский, В. К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование: монография. — М.: Волтере Клувер, 2019. – 38 с.
2.4 Васильева, М.И. Правовое регулирование лесных отношений в новом Лесном кодексе Российской Федерации / М.И. Васильева // Журнал российского права. - 2017. - №1- С. 44-58
2.5 Головач, В.П. Проблемы правового регулирования пользования лесом в культурно-оздоровительных целях: Дис.... канд. юрид. наук / В.П Головач. - Свердловск, 2014. - 206 с.
2.6 Зиновьева, О.А. Актуальные проблемы лесного законодательства / О.А. Зиновьева // Lex Russia: научные труды Моск. гос. юрид. академии - 2016. - №6.- С. 665-670
2.7 Зиновьева, О.А. Правовое регулирование использования лесов в новом Лесном кодексе РФ / О.А Зиновьева // Аграрное и земельное право. - 2017. - №3. - С. 78-81
2.8 Инякина, М.М. Роль нового Лесного кодекса Российской Федерации в правовой охране лесов и земель лесного фонда / М.М. Инякина // Аграрное и земельное право. - 2017. - №3. - С. 44-49
2.9 Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации / под ред. С.А. Боголюбова. - М.: Инфа-М-Норма, 2020. - 384 с
2.10 Краснов, И.О. Отношения собственности на леса: чему учит зарубежный опыт / И.О. Краснов // Законодательство и экономика. - 2019. - N3 - С. 251-256.
2.11 Крассов, О.И. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации / О.И Крассов. - М.: Норма, 2018. - 416 с.
2.12 Мазуров, А.В. Комментарий к новому Лесному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» / А.В. Мазуров. - М.: Частное право, 2019. - 296 с.
2.13 Петрунин, В.В. Лесной кодекс Российской Федерации: что изменилось, что нового? // Лесной кодекс Российской Федерации. Комментарий нового документа по главам. Приложение к «Российской газете». - 2018. - №48. - С 44.
2.14 Романов, В.И. Заметки юриста о новом Лесном кодексе Российской Федерации / В.И. Романов // Аграрное и земельное право. - 2020. - №3 - С 134-138.
2.15 Федорова, Ю.Н. Правовой режим земель, предоставленных для пользования недрами / Ю.Н. Федорова // Право и экономика. 2017. - №1. - С 371-375.
2.16 Шувалов, Ю.Н. Анализ мер по совершенствованию лесного законодательства / Ю.Н. Шувалов // Устойчивое лесопользование. 2020. - №3 -С 15-28