Фрагмент для ознакомления
2
использовать медицинские ресурсы и обеспечивать удовлетворённость пациента его взаимодействием с системой здравоохранения .
Необходимо обозначить, что на сегодняшний день в законодательных нормах отсутствует такое нормативное определение, как «дефект медицинской помощи», что значительно усложняет определение пациентом и его родными качества оказанной медицинской услуги. В «Порядке организации и проведения контроля объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» содержится перечень действий, результатом которых может быть возникновение дефектов медицинской помощи: несоответствие оказанной медицинской помощи состоянию здоровья застрахованного лица; невыполнение (неправильное выполнение) порядков оказания медицинской помощи или стандартов медицинской помощи и медицинских технологий.
Как уже указали ранее, в Конституции РФ, закреплено, что каждый гражданин РФ обладает гарантированным уровнем социальной защиты и правом на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В связи чем, деятельность медицинских учреждений постоянно контролируется органами управления здравоохранения РФ. Однако анализ полученных ими данных свидетельствует об увеличении заболеваемости населения, об имеющих место неэффективных, а иногда и незаконных расходах бюджетных средств, что говорит о недостаточной эффективности контроля.
Для начала необходимо рассмотреть, каким образом осуществляется контроль, за качеством оказанной медицинской помощью медицинскими учреждениями.
Контроль качества оказания медицинской помощи проводится во всех организациях, которые осуществляют медицинскую деятельность, и его задачами являются:
- поиск дефектов оказания конкретным пациентам медицинской помощи, определение причин их возникновения и степени их влияния на здоровье;
- оценка технологий организационного характера оказания медицинской помощи, оптимальности использования кадровых и материально-технических ресурсов медицинского учреждения;
- организация и проведение контроля качества оказания медицинской помощи по различным уровням;
- оценка выводов о качестве оказания медицинской помощи, которые сделаны на нижестоящих уровнях контроля;
- составление анализа тех данных, которые получены при проведении мониторинга показателей качества оказания медицинской помощи, в медицинском учреждении;
- оценка удовлетворённости пациентов оказанной им медицинской помощью;
- осуществление подготовки предложений для руководства медицинского учреждения, которые ориентированы на устранение причин возникновения дефектов оказания медицинской помощи, повышение качества и эффективности оказываемой медицинской помощи.
Обозначим, в каких формах осуществляется контроль качества и безопасности медицинской деятельности:
1) Государственный контроль. Он осуществляется органами государственного контроля в соответствии с их полномочиями, его порядок организации и проведения устанавливается Правительством РФ;
2) Ведомственный контроль. Он осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Его порядок организации и проведения устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
3) Внутренний контроль. Он осуществляется органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в то порядке, который устанавливается руководителями указанных органов, организаций.
В современный период времени одной из главных задач администрации медицинского учреждения, является достижение по максимуму высокого уровня качества оказания медицинской помощи, увеличение степени удовлетворённости потребителей, достижение которого осуществляется за счёт эффективного управления, на основе анализа с использованием системы внутреннего контроля качества.
В связи с тем, что отсутствуют нормативные акты федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения в части порядка организации внутреннего контроля качества оказания медицинской помощи, каждое медицинское учреждение формирует свои направления стратегического плана по реализации внутреннего контроля .
Внутренний контроль относится к обязательным лицензионным требованиям для ведения медицинской деятельности. Ниже рассмотрим более подробно, каким образом осуществляется внутренний контроль в медицинских учреждениях.
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
2.1. Общая характеристика внутреннего контроля качества оказания медицинской помощи
В научной медицинской литературе, вопросам организации и опыту осуществления внутреннего контроля качества оказания медицинской помощи, посвящены десятки статей. При этом, А.Л. Линденбратен считает, что увлечение контролем качества оказания медицинской помощи привело к созданию в медицинских учреждениях огромных дорогостоящих механизмов, которые не дают необходимого эффекта . В основном, авторы, предлагая своё видение понятия и организации внутреннего контроля, руководствуются нормативными требованиями, которые относятся к иным видам контроля, а именно, таким как государственный, ведомственный контроль, или контроль в соответствии с законодательными нормами РФ об обязательном медицинском страховании. Также стоит и заметить, что проводятся исследования, по вопросам требований, относящиеся к внутреннему контролю. В дополнение к этому отсутствие в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» определения для данного вида контроля делает затруднительным понимание его сути для руководителей медицинских учреждений. С одной стороны, порядок реализации внутреннего контроля не может быть идентичен в учреждениях субъектов РФ и у индивидуального предпринимателя в силу несопоставимости показателей их деятельности. С другой стороны, в соответствии с ч. 1 ст. 1 Конституции РФ Россия является правовым государством, и, это значит, при осуществлении внутреннего контроля должен быть обязательно соблюдён принцип законности. Другими словами, вне зависимости от того, какой является форма собственности, ведомственной принадлежности или иных параметров, которые характеризуют медицинское учреждение, структура внутреннего контроля должна находиться в соответствии с требованиями законодательных норм. Всё же обозначим, что согласно ч. 1 ст. 87, внутренний контроль является одной из форм контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Обозначим цель внутреннего контроля качества, которой является достижение стабильных показателей качества оказываемой медицинской помощи, поддержания их на высоком уровне и обеспечения непрерывного процесса повышения качества.
Задачами внутреннего контроля в силу требований п. 3 ч. 1, п. 1, 4 ч. 2 ст. 87, ст. 90 ФЗ №323 являются:
1) обеспечение контроля, за соблюдением обязательных требований к качеству медицинской деятельности;
2) обеспечение контроля, за соблюдением обязательных требований к безопасности медицинской деятельности;
3) обеспечение персонифицированной оценки деятельности медицинских работников, которые принимают участие в оказании медицинской помощи.
Характеризуя перечень мероприятий, которые соответствуют первой из установленных задач контроля, нужно учитывать следующие моменты.
Согласно вышеуказанному понятию «качество медицинской помощи» (п. 21 ст. 2 ФЗ № 323) можно сказать, что внутренний контроль, за соблюдением обязательных требований к качеству медицинской деятельности должен содержать оценку: своевременности оказания медицинской помощи; правильности выбора профилактических методов (диагностики, лечения, реабилитации); степени достижения результата, который был изначально запланирован.
Законодательными нормами не регламентировано такое понятие, как «своевременность оказания медицинской помощи». Но, согласно положению ч. 3 ст. 37 ФЗ №323, требования к этапам оказания медицинской помощи, а
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, N 5, ст. 410; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 05.12.2017.
3. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 01.05.2017) // «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, N 3, ст. 140; СПС «Консультант-плюс».
4. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // «Российская газета», N 263, 23.11.2011; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 29.12.2017.
5. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 28.12.2016), (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017) // «Собрание законодательства РФ», 06.12.2010, N 49, ст. 6422; СПС «Консультант-плюс».
6. О введении в действие отраслевого стандарта «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении»: Приказ Минздрава РФ от 22.01.2001 N 12 // СПС «Консультант-плюс».
7. О введении в действие Отраслевого стандарта «Протоколы ведения больных. Общие требования»: Приказ Минздрава РФ от 03.08.1999 N 303 // СПС «Консультант-плюс».
8. Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2011 N 19614): Приказ ФФОМС от 01.12.2010 N 230 (ред. от 22.02.2017) // «Российская газета», N 20, 02.02.2011; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 05.05.2017.
9. О направлении Рекомендаций по способам оплаты медицинской помощи: Письмо Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2009 N 20-0/10/2-5067 // «Здравоохранение», N 10, 2009.
Литература
10. Гайдаров Г.М. Опыт организации внутреннего контроля качества медицинской помощи (на примере факультетских клиник ИГМУ) / Г.М. Гайдаров, Н.Ю. Алексеева, Н.Г. Сафонова, И.В. Маевская // Acta Biomedica Scientifica. – 2017. – Т. 2. – № 3. – С. 63-69.
11. Гончаров Н.Г. Практика внедрения системы внутреннего контроля качества в ЦКБ РАН / Н.Г. Гончаров, Ю.Я. Бойченко, О.В. Оранская // Вестник Росздравнадзора. – 2013. – № 6. – С. 47-59.
12. Гурьева Н.А. Оперативный контроль качества организации медицинской помощи / Н.А. Гурьева, В.И. Орел, О.В. Попова, О.В. Орел // Педиатр. – 2012. – Т. 3. – № 1. – С. 41-43.
13. Куранов В.Г. Понятие качества медицинской услуги: гражданско-правовой аспект / В.Г. Куранов // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2014. – № 4 (26). – С. 128-135.
14. Линденбратен А.Л. Один из подходов к статистической оценке качества медицинской помощи / А.Л. Линденбратен // Управление качеством в здравоохранении. – 2014. – № 3. – С. 35–37.
15. Никонова Е.В. Контроль качества оказания медицинской помощи в многопрофильной больнице / Е.В. Никонова, Л.В. Лактионова // Клиническая практика. – 2010. – № 3 (3). – С. 9-14.
16. Окрепилов В.В. Управление качеством / В.В. Окрепилов. – М.: Просвещение, 1998. – 308 с.
17. Пузырев В.Г. Создание эффективной системы контроля качества медицинской помощи в лечебно-профилактическом учреждении / В.Г. Пузырёв, В.А. Глущенко // Медицина и организация здравоохранения. – 2016. – Т. 1. – № 1 (1). – С. 12-20.
18. Трепель В.Г. Правовые основы структуры внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности / В.Г. Трепель, М.А. Шишов // Вестник Росздравнадзора. – 2014. – № 6. – С. 5-8.
19. Шешунов И.В. Способ контроля качества оказания медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях / И.В. Шешунов, Д.А. Курдюмов, А.Г. Тукмачев, Н.В. Манжаров, С.В. Большаков // Вятский медицинский вестник. – 2014. – № 1. – С. 31-33.