Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Создание эффективной системы уголовно-правового воздействия, позволяющей максимально индивидуализировать уголовную ответственность с учетом принципов экономии репрессии, актуально в той или иной степени для всех государств. Особенно острой эта проблема является для России, где современное состояние системы уголовных наказаний нередко характеризуется как кризисное.
Вызвано это, в частности, наличием серьезных пробелов в системе альтернатив лишению свободы, что ведет к фактически полному господству в правоприменительной практике последнего (в его реальной или условной форме). Уже ряд десятилетий на фоне общемировой тенденции расширения и обогащения альтернатив реальному лишению свободы во многих странах осуществляется поиск и закрепление мер, способных создать конкуренцию наказанию.
Нередко видное место здесь отводится бесплатным общественным работам, которые в отношении, сравнительно менее опасных преступников, рассматриваются как эффективная превентивная и воспитательная мера, лишенная отрицательных качеств, присущих лишению свободы, и в отличие от последнего не требующая каких-либо существенных затрат для реализации.
Сходное уголовное наказание закреплено в УК РФ под названием «исправительные работы».
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются нормативные основы реализации уголовного наказания в виде исправительных работ в России, а также общественные отношения, которые возникают и могут возникать при исполнении данного наказания.
Предмет исследования – нормы отечественного права, относящиеся к наказанию в виде исправительных работа.
Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является комплексный научный анализ уголовного наказания в виде исправительных работ.
Для достижения поставленной цели предполагалось достижение следующих задач:
-выявление понятия и содержания исправительных работ по УК РФ;
-проведение историко-правового анализа и правильных работ в истории российского уголовного законодательства;
-изучение соотношения исправительных и обязательных работ как видов уголовного наказания. Проблемы применения исправительных работ.
Методологическую основу Методологическую основа исследования: диалектико-материалистический метод познания, сущность которого заключается в связи теории с практикой, современные апробированные общенаучные методы познания: анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение, аналогия.
Из специальных методов в ходе исследования применялись методы: формально-юридический, историко-правового, сравнительно-правового и системно-структурного анализов.
Нормативную базу исследования составили: Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, а также ряд других нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы назначения и исполнения такого вида наказания, как исправительные работы.
Теоретической основой настоящей работы послужили источники разного рода литературы по истории отечественного государства и права, а также научные изыскания российских авторов.
Структура работы является весьма традиционной и состоит из: введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. В заключении отражены итоги проведенного исследования и выводы по выявленным проблемам.
1. Понятие и содержание исправительных работ по УК РФ
Назначение и исполнение наказания в виде исправительных работ, предусмотренных ст. 50 УК РФ, не отстраняет осужденного от личностных и деловых связей, не отрывает его от общества, несмотря на исполнение уголовного наказания, а также оказывает на осужденного исправительное и карательное воздействие.
В соответствии с действующим законодательством наказания в виде исправительных работ отбываются осужденными по основному месту работы, а осужденными, не имеющими основного места работы, – в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но по месту жительства осужденного.
Администрациями городских округов и главами сельских поселений выносятся постановления об определении мест для отбывания наказаний в виде исправительных и обязательных работ. Данные постановления благодаря работе, проводимой сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции, постоянно обновляются, в них добавляются предприятия различных форм собственности.
Проблема нехватки рабочих мест для трудоустройства данных осужденных остается в связи с резким увеличением их численности. В то же время в случае отказа в трудоустройстве по причине отсутствия вакантных мест у уголовно-исполнительной инспекции имеется такой «рычаг воздействия», как обращение в прокуратуру1.
В свою очередь прокуратура принимает меры реагирования, предусмотренные законодательством (внесение представлений, требований об устранении нарушений закона). Кроме того, сотрудниками УИИ постоянно проводятся рабочие встречи с представителями органов местного самоуправления, в результате которых вопросы, связанные с отсутствием рабочих мест, на данный момент становятся менее актуальными. Основная проблема в трудоустройстве осужденных зачастую связана с выдвигаемыми требованиями предприятий при устройстве на работу (квалификация, образование, опыт работы, состояние здоровья и т.д.).
А если учесть, что наказание в виде исправительных работ назначается лицам социально дезадаптированным, не имеющим даже минимума документов, необходимых для трудоустройства, а в некоторых случаях и места жительства, не принимаются во внимание данные, характеризующие осужденных, которые не работали продолжительный период времени и потеряли трудовые навыки, злоупотребляют спиртными напитками, не берется в расчет состояние здоровья и возможность отбывать данный вид наказания, то проблема исполнения данного вида наказания существенно возрастает.
Основная масса осужденных к исправительным работам отличается устойчивой антиобщественной направленностью. На данный момент каждый пятый осужденный злостно уклоняется от отбывания наказания, в результате чего неотбытый срок исправительных работ по представлению уголовно-исполнительной инспекции заменяется судом на реальное лишение свободы.
В связи с тем, что наказания в виде исправительных работ назначаются в основном неплательщикам алиментов, то это, как правило, означает наличие у них крупных сумм задолженностей.
Зарплата людей в сельской местности сама по себе невелика, а когда из нее производятся удержания по исправительным работам (от 5 до 20 %), а также по алиментам, то денег на проживание у осужденных фактически не остается и некоторые лица сознательно делают для себя альтернативный выбор в пользу лишения свободы, тем более что в ряде случаев срок лишения свободы невелик (замена наказания производится из расчета один день лишения свободы за три дня исправительных работ, а срок наказания в виде исправительных работ составляет от двух месяцев до двух лет)1.
В данном случае вопрос с выплатой алиментов так и остается открытым и задолженность зачастую не уменьшается, а только растет. Как показывает практика, неплательщики алиментов состоят на учете от одного до четырех и более раз и возможность попасть в места лишения свободы на незначительный срок их, как правило, не пугает.
На протяжении последних трех лет число осужденных, снятых с учета ФСИН России по причине замены неотбытого срока наказания лишением свободы, превышало число снятых с учета в связи с отбытием срока наказания, и лишь в 2019 году показатели изменились: за девять месяцев из снятых с учета 358 осужденных 18 % сняты в связи с заменой неотбытого срока наказания лишением свободы, 27 % – в связи с отбытием наказания2.
Как нам представляется, наказания, связанные с трудовым воздействием на осужденного без изоляции от общества, достаточно эффективны для достижения исправления осужденного.
К их очевидным достоинствам относятся: – возможность сохранить или усовершенствовать трудовые навыки осужденного; – экономическая выгода в виде финансовых отчислений в бюджет и сокращения расходов на общественно полезные работы; – привитие и поддержание трудовой дисциплины осужденного; – сохранение социальных связей осужденного, возможность поддерживать связи с родственниками, вступать в брак, воспитывать детей, заниматься другой социализирующей осужденного деятельностью; – отсутствие негативного влияния осужденных – носителей криминальной субкультуры, гораздо меньшая степень социальной стигматизации осужденного, чем при лишении свободы .
Таким образом, наказание в виде исправительных работ предусмотренно ст. 50 УК РФ.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах // http://base.garant.ru/2540295/
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
Научная литература
6. Аммосова, В.И., Казаченко, Б.П. Некоторые особенности правового закрепления карательного содержания исправительных работ в России и других-участницах Содружества независимых государств. Уголовно-исполнительное право. [Текст] – 2016. – № 4 (26). – с. 34-38.
7. Борсученко ,С.А. Проблемы исполнения наказания без изоляции от общества: Курс лекций. М.: Флинта, 2019.
8. Гарнаев, Р. Н., Зарипов Р. Р., Шайхисламов Р. З. Проблемы исполнения наказаний в виде обязательных и исправительных работ в юридической практике // Казанский педагогический журнал. 2015. № 3. С. 193–198.
9. Горбань, Д. В. Прогрессивная система исполнения и отбывания исправительных работ // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 4. С. 176–183.
10. Дровосеков, Г.В. Наказание: содержание, функции, цели. Цели уголовного наказания / под ред. Дровосекова Г.В. Рязань 2010.
11. Комиссаров, В.С. Курс Уголовного права. Том 3 Особенная часть / под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комиссарова М.: Эксмо. 2002.
12. Кузнецова, Н.Ф. Курс уголовного права. Общая часть. Том 2 / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. 2002.
13. Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. В.М. Лебедева. Изд. 12-е, перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2010.
14. Магомедов Т.М. Соотношение и эволюция уголовно-правовых норм о наказаниях в виде обязательных и исправительных работ // Российский судья. 2017. № 9. С. 18.
15. Марков В. П. Механизм реализации основных уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, в Российской Федерации (уголовноправовой анализ): дис. … д-ра юрид. наук. СПб., 2006.
16. Мейер, Д.И. Русское гражданское право: В 2-х ч. Ч. 1. По исправленному и дополненному 8-му изданию. М., 1997.
17. Орлов, В. Н. Режим обязательных работ и некоторые проблемы их исполнения и отбывания // Труды юридического факультета Северо-Кавказского государственного технического университета. Выпуск 2. Ставрополь: 2004. С. 176-198.
18. Официальный сайт Федеральной службы исполнения наказаний России [Электронный ресурс]: http://фсин.рф.(Дата обращения: 11.12.2021)
19. Примаченок, А.А. Совершенствование уголовно-правовой системы мер борьбы с правонарушениями несовершеннолетних / под ред. Примаченок А.А. Минск. 2010.
20. Пуминова, А.А. Исправительные работы: значение, проблемы применения // Молодой ученый. 2017. № 15. С. 300.
21. Таганцев, Н. С. Курсъ русскаго уголовнаго права. Часть Общая. Книга 1-я. Ученiе о преступленiи / Н. С. Таганцев. – СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича, 1874.
22. Цанева, А.Н. Возникновение и развитие уголовного наказания в виде исправительных работ [Текст] // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 5. – С. 297-300.
23. Чучаев, А.И. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации // под ред. А.И. Чучаева. Издательство Проспект 2020.