Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время при широком ассортименте предоставляемых услуг и товаров, в рыночной экономике, важную роль для преуспевающей деятельности предприятия составляет ее конкурентоспособность. Вследствие чего руководители предприятий постоянно должны находить новые инструменты управления предприятиями и путей повышения конкурентного положения.
Исследование потребителей и конкурентов, а также условий конкуренции дает возможность предприятию выявить его преимущества и недостатки перед конкурентами, создать перспективные конкурентные стратегии и сохранять конкурентные преимущества.
С развитием конкуренции во всех областях деятельности человека возрастает интерес к управлению конкурентоспособностью предприятий. Достаточно часто в отечественной и в зарубежной печати публикуется большое количество научных работ в данной области.
Процесс экономического развития сегодняшней России находится под сильнейшим влиянием глобализации мировой экономики. В России это привело к падению ее конкурентных позиций на мировых рынках, а также ослабление позиций отечественных производителей на собственном рынке. В этом состоянии, очевидно, требуется более глубокое осмысление определения «конкурентоспособность».
В современных условиях развития рыночных отношений в нашей стране выпуск конкурентоспособной продукции не является универсальным средством в борьбе за конкурентоспособность предприятия. В настоящий момент проблема повышения конкурентоспособности предприятий становится все более значимой и актуальной, а также требует совершенствования и адаптации к постоянно изменяющемуся рынку.
Анализ конкурентоспособности предприятия является непременным условием рыночного преимущества. Тема является весьма актуальной, поскольку только конкурентоспособная организация способна эффективно действовать в рыночной экономике.
Объект исследования – ООО КСК «Резерв».
Предметом исследования является конкурентоспособность ООО КСК «Резерв» на отраслевом рынке «Строительство» в Курске и Курской области
Цель – разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятия ООО КСК «Резерв» на отраслевом рынке «Строительство» в Курске и Курской области.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
раскрыть понятие и сущность конкурентоспособности предприятия;
раскрыть понятие и сущность отраслевого рынка;
обобщить основные методы оценки конкурентоспособности;
проанализировать системы повышения конкурентоспособности предприятия;
проанализировать отраслевой рынок «Строительство»;
разработать пути по повышению конкурентоспособности предприятия ООО КСК «Резерв» на отраслевом рынке «Строительство» в Курске и Курской области.
Теоретико-методологической основой исследования послужили научные труды и публикации по проблемам конкурентоспособности, методам оценки конкурентоспособности таких ученых, как Чайникова, Л.Н., Чайников В.Н., Виханский О.С., Азоев Г.Л., Портер М..
Вопросы формирования стратегии повышения конкурентоспособности предприятия рассматривались в трудах И. Ансоффа, М. Мескон, Г. Саймона и др. Различные аспекты конкурентоспособности освещены отечественными авторами довольно широко, среди них следует отметить Завьялова П.С. , Конину Н.Ю., Лифиц И.М., Минько Э.В. и др., а также материалы конференций, периодической печати.
Эмпирической базой исследования послужили статистические источники, информационно-аналитические материалы СМИ, Интернет, официальные нормативно-правовые документы Российской Федерации, отчетная документация ООО КСК «Резерв».
Для решения целей и задач исследования были использованы следующие методы исследования: анализ документов, наблюдение, сравнительный анализ, графический метод и статистические методы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в процессе выполнения работы выделены основные особенности конкурентоспособности разработаны пути по повышению конкурентоспособности исследуемого предприятия, которые могут быть учтены в плане повышения конкурентоспособности ООО КСК «Резерв» на строительном рынке Курска и Курской области.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источник, а также приложения.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Основы конкурентоспособности предприятия
Конкуренция — это конкуренция между участниками рынка. Преимущество конкуренции состоит в том, что она делает распределение ограниченных ресурсов зависимым от экономических аргументов конкурентов. Вы можете выиграть конкуренцию, предлагая товары (экономические ресурсы и продукты) высокого качества или по невысокой цене. Следовательно, роль конкуренции состоит в том, что она помогает установить на рынке определенный порядок, гарантирующий производство достаточного количества качественных товаров, продаваемых по разумной цене [11].
Конкурентоспособность предприятия является относительной характеристикой, поэтому ее можно выявить только путем сравнения предприятий, которые производят один и тот же товар или предоставляют одинаковые услуги, действующих на территории предприятия [11].
Конкурентоспособность предприятия определяется следующими показателями:
I. экономический потенциал и эффективность предприятия:
1) уставный капитал;
2) собственный капитал и долг;
3) объем продаж;
4) рыночная доля;
II. Производственные и торговые мощности:
1) производственно-сбытовые помещения;
2) наличие сырьевой базы;
III. Исследовательский потенциал:
1) количество исследовательских центров;
2) Ежегодные затраты на исследования;
3) финансовое состояние: платежеспособность;
4) кредитоспособность [15].
Конкуренция - мощный фактор концентрации производства, характер которого зависит от развития и степени монополизации производства. В Российской Федерации началом создания антимонопольного законодательства стал Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948-1 [4].
Этот закон определяет практику недобросовестной конкуренции, в том числе:
- распространение ложной, неточной или искаженной информации, которая может нанести ущерб или нанести ущерб деловой репутации другого субъекта хозяйствования;
- введение потребителей в заблуждение относительно характера, способов и места производства, качества и потребительских свойств;
- Некорректное сравнение товаров, произведенных / проданных субъектом в ходе своей рекламной деятельности;
- Несанкционированное использование товарного знака, фирменного наименования [4].
Закон также предусматривает ответственность за его нарушение - применение наказания, уголовная ответственность. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что отсутствие конкурентной среды делает использование рыночных механизмов неэффективным. Из-за особого положения монополий в российской экономике государство является силой, способной им противостоять. Государственная политика, определяющая нормы и правила поведения на рынке, должна быть направлена на повышение регулирующей роли государства в сфере тарифной политики, ограничение неконтролируемой частной монополии государственной монополии и изменение направления лизинга, дохода в пользу государства, согласование федеральных и региональных решений.
Как и все явления, у конкуренции есть свои плюсы и минусы. Положительные стороны конкуренции: конкуренция способствует постоянному поиску и использованию новых производственных возможностей; предлагает конкурс на усовершенствование техники и технологий; конкуренция стимулирует повышение качества продукции; конкуренция заставляет снижать затраты (и цены); конкуренция требует от поставщиков (продавцов) удешевления предлагаемых товаров; конкуренция за товары повышенного спроса; конкуренция улучшает качество продукции (покупатель всегда прав); конкуренция предполагает новые формы управления. Недостатки конкуренции: соревнование характеризуется жестокостью по отношению к незнакомцам; большое количество «жертв» в виде банкротства и безработицы.
Теория конкурентоспособности фирмы и ее конкурентных преимуществ развивалась в работах А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б. Олина и др. Однако новые тенденции в мировом экономическом развитии потребовали пересмотра ортодоксальной теории. За последнее десятилетие важнейший вклад в развитие конкурентоспособности компании внесли американские экономисты И. Ансофф, М. Портер и другие.
Эти экономисты изучили причины высокой конкурентоспособности фирм и пришли к выводу, что она во многом зависит от наличия и эффективного использования условий в стране происхождения: необходимых факторов производства, разработанных требований, зрелости конкурентной среды, качества управления и хорошей государственной политики и даже благоприятных случайностей [8].
Можно выделить следующие основные направления конкурентоспособности предприятия:
1) конкуренция на сырьевых рынках за завоевание позиции на ресурсных рынках с целью обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами, перспективными материалами, высококвалифицированными специалистами, современным оборудованием и технологиями с целью обеспечения более высокой производительности, чем у конкурентов; 2) конкуренция при продаже товаров и / или услуг на рынке; 3) конкуренция между покупателями на рынках предложения [7].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Абдразаков Р. И., Буткова Д. А., Петрулев Д. С., Тимофеева А. Ю. Факторы, влияющие на конкурентоспособность строительной продукции // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 3 (97). С. 14.
2.Бекирова О. Н., Трифонова М. С., Приходченко А. В. Имитационное моделирование управления конкурентоспособностью строительных проектов // Управление строительством. 2017. Т. 1. № 9. С. 110–115.
3.Барбарская М. Н. Управление конкурентоспособностью строительной организации // Основы ЭУП. 2017. - №1 (1).
4.Белоглазова М. С. Анализ и проблемы строительной отрасли // Молодой ученый. - 2018. - №4. - С. 104-107.
5.Воронов Д.С., Криворотов В.В. Методика повышения конкурентоспособности предприятия // Проблемы развития территории. 2017. №5 (91).
6.Волошин А.В., Александров Ю.Л. Эволюция теорий конкуренции и конкурентоспособности в экономической науке // Фундаментальные исследования. 2017. № 42. С. 330-338.
7.Дубино Н. В., Степанова Т. А. Методический подход к формированию механизма повышения конкурентоспособности строительных предприятий // Вестник Брянского государственного технического университета. 2017. № 3 (56). С. 148–155.
8.Жердецкая А.М., Просвирин А.А. Анализ современных подходов к оценке конкурентоспособности предприятий // Символ науки. 2017. №1.
9.Зенкина М.В., Щербакова Е.Н. Развитие методов управления инновационной системой строительной организации // Теория и практика общественного развития. 2017. №4.
10.Крючков В.А. Развитие методологии управления качеством и конкурентоспособностью строительной продукции // Экономика и социум: современные модели развития. 2017. №15.
11.Ковалева Л. В., Мельников А. Б. Повышение конкурентоспособности строительной организации // Дальний Восток: проблемы развития архитектурно-строительного комплекса. 2017. № 1. С. 277–279.
12.Костюкова С. Н. Процессный подход к управлению конкурентоспособностью строительных организаций // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2016. № 2–2. С. 37–42.
13.Кузнецова Л. М., Шелепова А. С. Повышение конкурентоспособности строительных организаций на российском рынке // Экономическая среда. 2018. № 2 (24). С. 87–92.
14.Казакова Н.А. Современный стратегический анализ. М.: Издательство Юрайт, 2019. 469 с.
15.Лукашов А. А. Конкурентоспособность строительной организации в современных условиях // Colloquium-journal. 2017. № 3 (3). С. 15–16.
16.Лыкова Е. В., Тарануха Н. Л. Повышение конкурентоспособности строительного предприятия // Фотинские чтения. 2018. № 1 (9). С. 413–416.
17.Отварухина Н.С. Управление конкурентоспособностью. М.: Издательство Юрайт, 2019. 427 с.
18.Павленко Н.С. Показатели конкурентоспособности / Н.С. Павленко, О.А. Рущицкая // Аграрное образование и наука. 2017. № 1. С. 58.
19.Попов С. А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение — цели — изменения : учеб.-практ. пособие / С. А. Попов. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 447 с.
20.Рохчин В.Е., Ветрова Е.Н. Управление стратегической конкурентоспособностью промышленного предприятия на основе развития его потенциала / под ред. А.Е. Карлика. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, — 2012. — 262 с.
21.Саяпина О.Н. Современные направления повышения конкурентоспособности организаций / О.Н. Саяпина // Символ науки. 2017. Т. 1. № 2. С. 101-104.
22.Сердитова О. В. Применение портфельного анализа при оценке конкурентоспособности организации» / О.В. Сердитова // Молодежь и наука. 2016. № 6. — С. 188
23. Сидова С.А. К вопросу о повышении конкурентоспособности промышленных предприятий / С.А. Сидова // ХГУ имени ак.Б.Гафурова. – 2019. – С. 163-167
24.Тарасова Т.Ф. Повышение конкурентоспособности организации // Международный научно-теоретический журнал «Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права». 2018. № 14. С. 18-21.
25.Тарануха Н. Л., Плетнева М. М. Классификация методов оценки конкурентоспособности применительно к строительным предприятиям // Фотинские чтения. 2017. № 2 (8). С. 130–133.
26.Фелештин В. И. Современные подходы к определению понятия «конкурентоспособность предприятия» // Вестник белгородского университета кооперации, экономики и права. 2018. № 3. С. 401-409.
27. Хабаров А. О. Использование инновационных технологий как основа повышения конкурентоспособности предприятий строительной отрасли // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 10. С. 398–403.
28.Данилова, В. Ю. Конкурентоспособность строительной организации / В. Ю. Данилова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 44 (230). — С. 67-70. — URL: https://moluch.ru/archive/230/53503/ (дата обращения: 12.11.2021).
29.Официальный сайт: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru. (дата обращения: 12.11.2021).
30.Официальный сайт: Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.ru (дата обращения: 12.11.2021).