Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Фирма как ключевой субъект рыночной экономики для развития экономических отношений в отраслевой экономике 5
1.1 Фирма как инструмент реализации рыночной экономики 5
1.2 Фирма как хозяйствующий субъект рыночной экономики 12
Глава 2. Альтернативные модели поведения фирмы 16
2.1 Максимизация прибыли, максимизация продаж, максимизация роста, управленческое поведение 16
2.2 Модель управленческого поведения 21
2.3. Риск и неопределенность. Источники делового риска. Расчет различных параметров риска. Измерение степени риска. Распределение вероятностей 21
Заключение 25
Список литературы 27
Фрагмент для ознакомления
2
Поведение фирмы на рынке характеризуется многими факторами, прежде всего, это зависит от положения фирмы на рынке, типа рынка, сфор-мировавшегося в сфере производства этой организации. В зависимости от этого фирма по-разному реагирует на изменение спроса, предложения и дру-гих факторов. На разных рынках фирма придерживается разной ценовой и конкурентной политики.
Особенность существования компании в рыночных условиях микро-экономики заключается в том, что она находится в постоянном контакте с другими производителями. Это находит свое выражение, прежде всего, в ры-ночной конкуренции.
Интенсивность и степень этого взаимодействия определяется специфи-ческими рыночными структурами, в рамках которых действует конкретная фирма. Поскольку целью деятельности любой фирмы является максимизация прибыли, необходимо знать конкретные условия, которые характеризуют конкретные структуры и с помощью которых достигается наилучшее положе-ние фирмы в каждом конкретном случае.
Структура рыночной экономики - это понятие со многими аспектами. В частности, структуру рыночной экономики можно охарактеризовать с точ-ки зрения конкурентных отношений, степени их развития.
В соответствии с этим выделяются следующие виды рыночной струк-туры микроэкономики: совершенная конкуренция, монополистическая конку-ренция, олигополия.
Актуальность данной темы связана с необходимостью знания и умения различать альтернативные модели поведения фирмы в рыночных условиях.
Предметом исследования является экономика.
Объектом исследования является альтернативное поведение компании.
Цель курсовой работы - изучение поведения фирмы в различных ры-ночных структурах.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие за-дачи:
- рассмотреть фирму как инструмент реализации рыночной экономик
- изучить альтернативные модели поведения фирмы.
- рассмотреть модель управленческого поведения.
Поставленные задачи логически предопределили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, последовательно раскрывающих те-му, выводов и списка использованной литературы.
Методологической основой исследования является диалектико-материалистический подход к изучению экономических процессов и явлений, общие научные методы исследования, системный подход, анализ и синтез, статистические наблюдения, экспертные оценки и др.
Следует отметить, что рассматриваемая тема исследования в доста-точной степени освещена в литературе. Фундаментальные и прикладные ис-следования, направленные на рассмотрение экономического содержания и сущности моделей твердого поведения в условиях различных рыночных структур, проводились отечественными и зарубежными учеными, в том числе С.Б. Авдашевой, Ю.В. Таранухой, Л.С. Тарасевичем, Ф.М. Шеррером и др.
Глава 1. Фирма как ключевой субъект рыночной экономики для развития экономических отношений в отраслевой экономике
1.1 Фирма как инструмент реализации рыночной экономи-ки
Рыночная экономика - это тип экономической системы, в которой ре-гулирование экономики осуществляется на основе взаимодействия спроса и предложения, а не государственного вмешательства. Чистой рыночной эко-номикой является хозяйственная система, в которой все ресурсы принадлежат частным фирмам, и решения о владении, пользовании и распоряжении этими ресурсами принимаются фирмами самостоятельно без государственного вме-шательства.
На практике до настоящего времени не удалось в полной мере реали-зовать идею полностью «свободного предпринимательства» или чистой ры-ночной экономикой. Наибольшего успеха в данном направлении достигли США. В условиях рыночной экономики, фирма решает, что производить, в каком ко-личестве производить, с помощью какой технологии производить, как распре-делять (сбывать) произведенную продукцию и т.д. Эти решения в свободной рыночной экономике принимаются фирмами под влиянием давле-ния конкуренции и спроса.
Рассмотрим ключевые характеристики рыночной экономики. Одной из самых важных характеристик рыночной экономики, которая позволяет назвать ее экономикой свободного предпринимательства, является ограни-ченная и сведенная к минимуму роль государства. Большинство экономиче-ских решений принимается покупателями и продавцами, а не государством. Конкуренция в рыночной экономики способствует эффективному использо-ванию имеющихся ресурсов. Это саморегулирующаяся экономика.
В условиях рыночной экономики, почти все принадлежит частным фирмам, а не государству. Природные и капитальные ресурсы, такие как обо-рудование и здания находятся в частной, а не в государственной собственно-сти. Товары и услуги, произведенные в экономике, также находятся в частной соб-ственности.
Рыночная экономика предоставляет экономическим агентам свободу выбора и свободного предпринимательства. Частные фирмы могут свободно получать ресурсы и использовать их для производства товаров и услуг. Они свободны продать эти товары и услуги на рынках по их выбору. Потребители могут свободно покупать товары и услуги, которые в наибольшей степени удовлетворяют их потребности. Работники свободно ищут любые рабочие места, для которых они квалифицированы или переквалифицируются.
Рыночная экономика управляется мотивом корысти (преследования личного интереса). Потребители стремятся получить наибольшую выгоду от использования их бюджета. Фирмы пытаются получить наибольшую прибыль для своего бизнеса. Работники пытаются получить максимально возможную заработную плату. Владельцы капитальных ресурсов попытаться получить максимально возможные цены от аренды или продажи своих ресурсов. Эта «невидимая рука» своекорыстия является движущей силой рыночной эконо-мики.
Конкуренция является другой важной характеристикой рыночной эко-номики. Вместо государственного регулирования конкуренция ограничивает зло-употребление экономической властью фирм или потребителей. Каждый участник рыночных отношений преследует собственные интересы. Это эко-номическое соперничество означает, что покупатели и продавцы могут сво-бодно войти или выйти на любой рынок.
Это также означает, что покупатели и продавцы действуют независимо на рынке. Когда фирмы конкурируют за клиентов, они продают свои товары или услуги по самой низкой возможной цене, и при этом стремятся зарабаты-вать прибыль для себя. Потребители конкурируют за товары и услуги. Если на рынке наблюдается дефицит требуемого потребителю товара или услуги, он дол
жен платить за него более высокую цену. Потребители вынуждены конкурировать, чтобы получить необходимые товары и услуги.
Система рынков и цен, работающих вместе, а не централизованное пла-нирование государством определяет структуру рыночной экономики. На рынке встречаются покупатели и продавцы. Стремления покупателей и про-давцов формируют спрос и предложение сторон различных рынков. В ре-зультате их выбора формируется система цен на продукцию и ресурсы. Цены являются ориентирами для покупателей и продавцов при совершении своего свободного выбора и продвижения своих личных интересов.
Основным преимуществом рыночной экономики является то, что кон-куренция обеспечивает более высокое качество и более низкие цены для по-тре-бителей. Экономические агенты принимают риски для достижения своих соб-ственных экономических интересов, которые приносят пользу экономике в целом. Недостатком рыночной экономики является высокий разрыв в дохо-дах населения и в прибыли фирм. Люди с наибольшими ресурсами становятся все богаче, а люди с ограниченными ресурсами все беднее, и со временем этот разрыв усиливается.
Другим недостатком являются так называемые «провалы рынка». Не-которые товары и услуги являются непривлекательными для частного бизнеса и не могут быть предоставлены без государственного вмешательства. Речь идет в первую очередь об общественных благах, таких как парки, дороги, фо-нари и т.д. Еще одной проблемой рыночной экономики является чрезмерная рациональность и неспособность фирм действовать в интересах общества, что
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антипин В.И, Белоусов И.Э., Бубликов Р.В.[и др.], учеб: Экономиче-ская теория/ под. ред. И.П. Николаевой.- 2-е изд., переработ. И доп.- М.:ТК Велби, издательство. Проспект, 2018. -576с.
2. Артур Томпсон, Джон Формби. Экономика фирмы / Пер. с англ. - М.: Бином, 2016. - 544с.: ил.
3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе./ М.Блауг- М.: Дело, 2018.-688с.
4. Вэриан Х.Р., Микроэкономика, промежуточный уровень. Современный подход. Москва, Юнитию.,2018.
5. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика Т.1,2. СПб: Экономическая школа.,2019.
6. Демин А.А. Фирма как экономический институт рыночной экономики // Экономическая теория на пороге ХХI в. / Под ред. Ю. М. Осипова. – М.: «Юрист». – 2017. – Т. 2. – С. 537–542.
7. Институциональная экономика: новая институциональная экономиче-ская теория: Учебник/ ред. д.э.н., проф. А.А. Аузан. – М.: ИНФРА- М, 2015.-416с.
8. Ковзик А.Н. Критика методологии неоклассического анализа конкурен-ции // Политическая экономия. – 2016. – Вып. 15. – С. 137–146.
9. Коуз Р. Природа фирмы/ Р. Коуз// Вехи экономической мысли. Т.2.: Теория фирмы/ ред. В.М. Гальперин.- СПб.: Экономическая школа, 2020.
10. Коуз Р. Фирма, рынок и право/ Р.Коуз; науч. ред. Р.Капелюшников, пер. с англ. Б.Пинскер.- М.: «Дело ЛТД» при участии изд-ва «Catallaxy», 1993.-192с.
11. Нельсон Р.Р. Почему фирма отличается друг от друга и какое это имеет значение // Уроки организации бизнеса / Под общ. ред. А. А. Демина, В. С. Катько. – СПб.: Лениздат, 2019. – С. 83–85.
12. Нестеренко А.Н. Экономика и институциональная теория/ А.Н. Несте-ренко; отв. Ред. Л.И. Абалкин.- М.: Эдиториал УРСС,2019.-416с.
13. Основы экономической теории: Учебное пособие / под ред. В.Д. Камае-ва. - М.:Изд-во МГТУ им Н.Э. Баумана, 2019.-284с., ил.
14. Саймон Г.А. Теория принятия решений в экономической теории и наука о поведении // Теория фирмы / Сост. и общ. ред. В. М. Гальперина. – СПб.: Экон. шк. и др., 2019. – С. 56.
15. Современная экономическая теория Запада / Под ред. А.Н. Марковой. – М.: Финстатинформ, 2020. – С. 5.
16. Ерохина Е.А. Развитие малого предпринимательства в кризисных усло-виях / научный журнал Экономические науки 2010 №73 с. 226-234
17. Zabaznova, T.A. Eco-economic Management as a Tool of Development of Agri-culture / T.A. Zabaznova, E.V. Patsyuk // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2016. - Т. 7. -№ 1 (51). - С. 363-369.
18. Акимова, О.Е. Маркетинг. Отраслевой подход : учебное пособие / О.Е. Акимова, Е.В. Пацюк и др. ; под ред. д.э.н., проф. Л.С.Шаховской.- Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2007.
19. Акимова, О.Е. Формирование научно-производственных кластеров в регионах России: исследование и разработка инновационных форм, механиз-мов формирования и направлений развития: монография / О.Е. Акимова, Е.В. Пацюк и др.; под ред. д.э.н., проф. Л.С.Шаховской.- Волгоград, 2015.
20. Пацюк, Е.В. Комплекс маркетинга на предприятиях промышленности строительных материалов : диссертация. канд. экон. наук / Пацюк Елена Ва-сильевна. - Волгоград, 2006.
21. Попкова Е.Г., Шаховская Л.С., Акимова О.Е., Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Дубовая Ю.И., Кукаева Л.И., Островская В.Н., Пацюк Е.В.// Микроэко-номика играя: учебное пособие/ Маркетинговое агентство Марка. Москва, 2019.
22. Карпушова С.Е. Институциональный аспект инновационной фирмы. Энерго- и ресурсосбережение в строительной индустрии. Организационно-экономические и социальные проблемы хозяйствования в строительстве : Ма-териалы III Всероссийской научно-технической интернет-конференции г. Ми-хайловка, 22 апреля 2015 года / редкол.: С.Ю. Калашников [и др.] ; Федер. гос. бюдж. образоват. учреждение высш. проф. Образования «Волгогр. гос. архитектурно-строительный университет». - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2016. - 125 с.
23. Карпушова С.Е. Динамические способности инновационного предприя-тия. Энергоэффективность, ресурсосбережение и природопользование в го-родском хозяйстве и строительстве: экономика и управление : Материалы III Международной научно-технической конференции 20-25 мая 2018г., г. Вол-гоград/ М-во. образования и науки Рос. Федерации, Волгогр. гос. архит-строит. ун-т. - Электронные текстовые и графические данные - Волгоград: ВолгГАСУ, 2018
24. Институциональная экономическая теория и ее приложения / Под ред. О.С. Сухарева. - М.: Ленанд, 2017. - С. 69.
25. Балашов А.И. Экономическая теория. Учебник / А.И. Балашов и др. - М.: Юнити, 2016. - С. 93.
26. Басовский Л.Е. Экономическая теория: Учебное пособие / Л.Е. Басов-ский,Е.Н. Басовская и др. - М.: Инфра-М, 2017. - С. 78.
27. Аллагуров Р.Х., Л.А. Манова «Цель деятельности фирм - максимизация прибыли»// журнал: Аллея науки – 2018
28. Макаров И.Н. «Проблемы оценки бизнеса в условиях экономики Рос-сии: методологические и отраслевые аспекты»// Российское предприниматель-ство. - Т.20, №1.2019.
29. Носов С.С. Экономическая теория: учебник/ Москва: КноРус 2017г
30. Теория фирмы [Электронный ресурс] URL: https://economicportal.ru/ponyatiya- all/teoriya-firmy.html
31. Цели и функции фирмы [Электронный ресурс] URL: https://spravochnick.ru/ekonomika_predpriyatiya/firma_i_otrasl/celi_i_funkcii_firmy