Фрагмент для ознакомления
2
Практико-ориентированные задания:
Рабочий лист 1.
I. Заполните таблицу.
«Последовательная смена философских парадигм»
Общая характеристика
Античная философия Космоцентризм
1. Тип мировоззрения, который ставит космос, природу в центр построения системы мировоззрения.
2. К человеку относились как к части мира, к природе, к космосу, как к разновидности микромира.
3. Космос - живое, воплощенное, умное и красивое существо. Человек - это маленький космос/микрокосмос, напоминающий большой космос/микрокосмос.
Средневековая философия Теоцентризм
1.Греч. Theos — Бог + лат. Centrum — центр круга) — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага.
2.Основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни.
3.Теоцентризм связан с теизмом и его принципами. Теоцентризму противопоставляются космоцентризм и антропоцентризм.
Философия эпохи Возрождения Антропоцентризм 1.Греч. ανθρωπος— человек и лат. centrum — центр) — крайняя форма антропоморфизма, познавательной установки, в которой утверждается наличие человеческого измерения в любом знании о природе, обществе и в самом познании.
2.Классическую формулировку антропоцентризм обретает в знаменитой формуле Дротагора «человек есть мера всех вещей».
3. Человеческая жизнь является высшей ценностью, при этом другие сущности, речь идет о животных и растения, выступают в качестве ресурса. Человек рассматривается как центр Вселенной, все остальное в мире оценивается с точки зрения пользы людям;
4.Окружающий мир воспринимается как собственность людей. Этот принцип дает человеку распоряжаться природой, живыми существами, ресурсами на свое усмотрение.
Философия Нового времени Рационализм и эмпиризм в XVII веке 1.От лат. rationalis — разумный) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум.
2.Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-либо определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, и до радикальных.
2. Классическая парадигма рационализма была создана европейскими философами 17–18 вв. (Декарт, Мальбранш, Спиноза, Лейбниц).
3.В учениях этих мыслителей идея высшей разумности Божественного творения стала на почву, подготовленную развитием естествознания и математики.
Философия эпохи Просвещения 1.Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.
2.Основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократов и т. п.). 3.С точки зрения таких разумных и естественных начал подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически существовавшие формы и отношения (положительная религия, положительное право и т. п.)
Немецкая классическая философия 1. Немецкая Классическая Философия – грандиозная эпоха в развитии западноевропейской культуры и философии, сконцентрировавшая в себе потенциал всей западноевропейской метафизики от Платона до Гегеля.
2.Предмет исследования – свобода. Разработка диалектического миропонимания и способа мышления.
3.Установка на создание философии как науки.
Марксистская философия 1. Марксистская философия - система философских идей Маркса, Энгельса и их последователей, в основе которой лежит диалектико - материалистический подход к познанию и практике.
2.Марксизм реализует основную интенцию философии Нового времени - достижение тождества объекта и субъекта - через преобразующую практическую деятельность человека.
3.Вместе с материализмом Фейербаха диалектика Гегеля стала основой для развития философской мысли.
Позитивизм 1.От лат. positivus — положительный) — направление в философии, которое исходит из «позитивного», т.е. из данного, фактического, устойчивого, несомненного, и ограничивает им свое исследование, а «метафизические» (философские) объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными.
2. Прошел три стадии: первый» позитивизм («классический»); «второй» позитивизм (эмпириокритицизм); «третий» позитивизм (неопозитивизм).
3.Главным научным вопросом позитивисты считают вопрос «как?», при этом, они не связывают его с вопросом «почему?». Следовательно, ученым надлежит только регистрировать и описывать факты, но не заниматься их объяснением.
Философия иррационализма 1.Философско-методологическая установка, согласно которой ограничивается, принижается или отрицается решающая роль разума в познании, структуре личности, поведении людей.
2. На первый план выдвигают волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т.п.
3.Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы. Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, неподконтролен разуму и подчиняется другим действующим силам, например аффектам, воле.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература:
1. Квятковский Д.О. Философия. Курс для бакалавров [Электронный ресурс]: учебное пособие / Д.О. Квятковский. — Электрон. текстовые данные. — Москва: Университетская книга, 2016. — 268 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66332.html. — Загл. с титул. экрана. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
2. Лавриненко В. Н. Философия: Учебник для студентов вузов / Г.И.Иконникова, В.Н. Лавриненко, В.П.Ратников и др.; Под ред. В.Н. Лавриненко .— 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Юристь, 2002 .— 520 с.
3. Канке В. А. Философия: Ист. и сист. курс : учеб. для вузов / В. А. Канке. — 5-е изд., пеpеpаб. и доп. — Москва : Логос, 2003 . — 375 с.
4. История философии: Учебник для вузов / Под. ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. – Москва: Академический проект, 2005. – 680 с.
5. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин. – Москва: Мысль, 2010.
Дополнительная
1. Хофмайстер Х. Что значит мыслить философски / Пер. с нем. – Санкт-Петербург: Лань, 2006. – С. 64 – 71, 162 – 171.
2. Платон. Государство. 514а – 520а.
3. Зайченко Г.А. Джон Локк. – Москва: Мысль, 1973. – С. 49 – 81.
4. Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н.О. Лосского. – Москва: Мысль, 1999.
5. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: Учебник. – Москва: Гардарики, 2005.
6. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – Москва: Университетская книга, 2005.
7. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин. – Москва: Мысль, 2010.