Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что современной тенденцией развития спорта выступает поиск талантливой молодежи, способной демонстрировать высокие спортивные результаты и готовность к самосовершенствованию.
Возникает много вопросов, как, какими средствами, методами, методическими приемами, был проведен такой качественный отбор и, что нужно сделать и, как делать правильно, чтобы любой желающий заниматься спортом, был сориентирован на занятия соответствующего его способностям видом спорта.
Проблема спортивного отбора и прогнозирования спортивной одаренности – одна из важнейших в спортивной науке, потому что основана на поиске признаков и качеств, обеспечивающих способности для полноценной самореализации и достижения максимально высокого результата.
Успешное решение задачи индивидуализации отбора перспективных спортсменов в баскетболе позволило бы значительно улучшить их результаты, уменьшить финансовые расходы, повысить качество работы тренеров и обеспечить эффективное формирование резерва для выступления на высоком уровне.
Проблема спортивного отбора и прогнозирования высоких достижений постоянно находится в центре внимания ученых, исследователей, тренеров-практиков.
Баскетбол – это олимпийски вид спорта, который считается одним из самых популярных и массовых в мире. Каждый год для занятий этим видом спорта родители приводят своих детей в секции дополнительного образования, спортивные школы олимпийского резерва, коммерческие организации. Несмотря на большое количество детей, занимающихся баскетболом, только единицы достигают высокого спортивного мастерства и становятся игроками национальной сборной. Более того, большое количество спортсменов демонстрируя высокие результаты в детском возрасте не способны дальше составить конкуренцию в командах мастеров. Такое противоречие обусловлено многими фактора, одним из которых является отбор детей в спортивных школах. Наиболее актуальной для тренеров остается проблема отбора детей на начальном этапе спортивной подготовки. Решение этой проблемы возможно лишь при грамотном выборе средств и методов отбора, а также определение критериев отбора, опираясь на которые можно определить перспективных баскетболистов (В.П. Губа, С.Г. Фомин, С.В. Чернов, 2006).
Проблемой отбора в спорте занималось большое количество авторов. Многие ученые отмечают, что основная задача отбора на этапе начальной подготовки заключается в поиске одаренных детей, проявляющих способности для достижения высоких результатов в баскетболе. Это связано с тем, что достичь высоких результатов в спорте могут не все спортсмены, а только те, которые имеют задатки и способности, соответствующие требованиям данного вида спорта Изучая отбор на различных этапах многолетней подготовки, исследователи отмечают следующее: проведение первичного отбора с учетом психологических требований современной игры обусловливает становление спортивного мастерства в игровых видах спорта на последующих этапах многолетней подготовки и, соответственно, способствует достижению высоких спортивных результатов.
Большинство ошибок происходит не столько от отсутствия обоснованных методов отбора, сколько из-за неправильной концепции. Что же должен увидеть тренер в будущем ученике, каким его качествам и свойствам отдать предпочтение, как предвидеть его будущие спортивные успехи? На эти и многие другие вопросы необходимо найти ответ, чтобы сделать отбор научно обоснованной, организованной и эффективной системой определения спортивных талантов. Эти проблемы отражаются в противоречиях: педагоги, работающие в ДЮСШ, проводят большую работу по ориентации и отбору детей в спортивные секции, однако, коэффициент полезного действия (КПД) таких школ составляет 8-10%. Разочарованные дети бросают заниматься спортом, многие тренеры отходят от своей профессиональной деятельности.
Гипотеза заключается в предположении, что применение основных критериев отбора, прогнозирование роста наравне с применением тестов, созданных в специально-организованном двигательном режиме с применением элементов баскетбола, будет способствовать улучшению качества отбора.
Цель работы: Выявить особенности отбора и спортивной ориентации детей в группах начальной подготовки в СШОР по баскетболу.
Объект исследования: Процесс отбора детей в группах начальной подготовки детско-юношеских спортивных школ.
Предмет исследования: отбор и спортивная ориентация детей в группах начальной подготовки в СШОР по баскетболу.
Задачи:
1. Изучить современное состояние проблемы отбора в детско-юношеском спорте.
2. Определить задачи, методы и организацию исследования.
3. Проанализировать результаты исследования.
В ходе выполнения курсового исследования были использованы следующие научные методы: анализ; синтез; сравнение; обобщение научной литературы, опрос.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, структурированных на параграфы, заключения, списка использованных источников, приложения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Баландин, В.И. Прогнозирование в спорте /В.И. Баландин.- М.: ФиС, 2016.
2. Бриль, М.С. Отбор в спортивных играх /М.С. Бриль.-М.: ФиС, 2010.
3. Брянкин, С.В. Организация отбора в современном спорте /С.В. Брянкин.- М.: ФиС, 2012.
4. Волков, В.М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. 2013. № 5–6. С. 41.
5. Грошенков, С.С. О прогнозе перспективных спортсменов по морфофункциональным показателям /С.С. Грошенков// Теория и практика физической культуры. 2017. № 10. С. 119–120.
6. Губа, В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией в различные виды спорта: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.04. М., 2017.
7. Гужаловский, А.А. Проблемы теории спортивного отбора // Теория и практика физической культуры. 2016. № 8. С. 24–25.
8. Николич, А. Отбор в баскетболе / А. Николич, В. Параносич. – М. : ФиС, 2014. – 144 с.
9. Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 2016.
10. Розин, Е.Ю. Методика отбора и прогнозирования способностей к занятиям спортивной гимнастикой: Учебное пособие для студентов факультета физической культуры. – М.: 1999. – 34 с.
11. Розин, Е.Ю. Глобальный отбор и его часть – спортивный отбор (теоретический аспект) / Е.Ю. Розин // Юбилейный сборник научно-методических трудов сотрудников кафедры, посвященный 70-летию со дня ее основания / Рос. гос. акад. физ. культуры, Каф. теории и методики гимнастики. – М. : Рос. гос. акад. физ. культуры, 2012. – С. 54–61.
12. Семенова, Г. И. Спортивная ориентация и отбор для занятий различными видами спорта: [текст] / Г. И. Семенова. - Екатеринбург, 2015. – 104 с.
13. Соколик, И.Ю. Организационно-методические основы диагностики спортивной одаренности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04. Минск, 2008.
14. Староста, В. Сенситивные и критические периоды в развитии двигательных координационных способностей у юных спортсменов /В. Староста// Физическая культура. 2010. № 2. С. 28–29.
15. Шоуюнь, Ч. Первичный отбор детей 7-9 лет в баскетболе на этапе начальной подготовки / Ч. Шоуюнь, Чернов С.В. – [текст]/-М., 2019- 61 с.