Фрагмент для ознакомления
2
людей непреклонную волю уничтожить фашистских захватчиков. Через два дня и Эренбург по приглашению редакции «Красной Звезды» пришел в газету и в тот же день написал статью «Гитлеровская Орда», которая была опубликована 26 июня. Его статьи и брошюры опубликованы во многих центральных и фронтальных газетах. Свою главную задачу публицист видел в воспитании у народа ненависти к тем, кто посягнет на его жизнь, который хочет поработить, уничтожить. Статья И. Эренбурга «Ненависть», «Оправдание ненависти», «Киев», «Одесса», «Харьков» и другие, выгравированные из умов советского народа самодовольства, обостряют чувство ненависти к врагу. Это было достигнуто благодаря исключительной специфичности. Публицистика Эренбурга содержала неопровержимые факты о зверствах захватчиков, свидетельские показания, ссылки на секретные документы, приказы немецкого командования, личные записи убитых и пленных немцев. Особое свечение журналистики Эренбург достиг в кризисные дни битвы за Москву. 12 октября 1941 года «Красная звезда» опубликовала свою статью «Выживи!». Этот страстный крик является ведущей темой статей «Мы пройдем через это», «Тест». За годы Великой Отечественной войны Эренбург написал около 1,5 тыс. брошюр, статей, переписки, опубликовал 4 тома своих брошюр и статей под названием «Война». Первый том, вышедший в 1942 году, открылся циклом брошюр «Бешеные волки», в которых эксклюзивно назывались образы нацистских лидеров — Гитлера, Геринга, Геббельса, Гиммлера.
Из насыщенного рассказа выше, выделю, что период войны занимает значительное место в творчестве Эренбурга: было много написано статей и корреспонденции для зарубежных читателей. Они прошли через Советское информационное Бюро телеграфного агентства и газеты Америки, Англии и других государств. За этот цикл издано более 300 публикаций. Все они тогда вошли в книгу «Хроника мужества» Константина Симонова. Неутомимый корреспондент «Красной Звезды», которая проходила на дорогах войны тысячи миль и видела все, что она принесла[3]. Это и впечатления, депонированные в уме, требовали выходной, публицистической и художественной реализации, а также переписка и статьи Симона, его эссе и стихи, рассказы и романы были опубликованы в «Красной звезде», во многих других газетах по каналам Советского информационного Бюро транслировались по радио.
Даже и представить было невозможно, что людям понравилась суровая, мужественно сдержанная переписка и очерки К. Симонова. «Часть обложки», «Праздничная ночь», «Юбилей», «Бойцы–истребители», «Песни» и другие ошеломлены правдой жизни, умением видеть в духовном мире, жизнь которого может закончиться через мгновение. Симонов был свидетелем многих решающих битв и писал о том, что он видел. Конкретный адрес уже присутствует в заголовках материалов: «В Керченском карьере», «Осаде Чикаго», «У побережья Румынии», «Старой Смоленской дороге» и др. Результатом поездки в Феодосию, только что освобожденный советскими войсками и яростно обрушиваются на вражеские самолеты, стал первым в творческой биографии истории Симонова «Третий адъютант». Его история вызвала встреча с одним из десантников — в прошлом Шахтер, твердо убежден, что «Храбрых убивают реже, чем трусов». Рассказ был опубликован в «Красной звезде» 15 января 1942 года трудно сказать, осознанно или случайно, но за день до «Истины» появилось стихотворение К. Симонова «Жди меня», жизнеутверждающая идея которого была столь ярким продолжением в повести «Третий адъютант». Вера в жизнь, в завтрашний день, истинная любовь, позволяет выдержать тяготы войны и разлуки, принесла поэме всеобщее признание. Сотни газет перепечатали его. Среди журналистов, которые были в армии, был и военный корреспондент «Красной Звезды» Василий Гроссман. В очерках «Сталинградская битва», «Волга–Сталинград», «Власов» и др. в многочисленных переписях он познакомил читателя с атмосферой сталинградских боев[4].
В журналистике в военное время особое место занимали эскизы М. Шолохова «Наука ненависти» [6], «Позор», его статьи «Навстречу фронту», «Люди Красной Армии». Их лейтмотивом стала вера автора в то, что моральная сила народа, его любовь к Родине окажут решающее влияние на исход войны, приведут к победе. Эта идея пронизывала и очерки Л. Соболева «Морская душа» Фадеева «Бессмертие» [7] А. Платонов, «Сын народа» и др. высокое мастерство писателей, пришедших в военную журналистику, их самобытный художественный «почерк» сделали его чрезвычайно разнообразным по форме и сильно индивидуальным стилевым характером.
Борис Горбатов, например, обратился к эпистолярной форме разговора с читателем. Его «Письма товарищам» [8] – огромная часть патриотизма. Они не только личные, но и очень лирические. Большинство из них были написаны, когда мне пришлось отступить, и линия фронта подошла к Москве. Первые четыре письма под общим заглавием «Родина» были опубликованы в сентябре 1941 года в «Правде». А обеспечению фронта и продовольственного обеспечения населения посвятили свои очерки Е. Кононенко, И. Рябов, А. Колосов и др. но здесь большая сила эмоционального воздействия имела все же радиобиблиотека.
В память о радиослушателях периода Великой Отечественной войны остались выступления у микрофона имени А. Гайдара, Кармен р., Л. Кассиля, П. А. Мануйловой, К. Паустовского, Е. Петрова, Л. Соболева. В годы Великой Отечественной войны значительное развитие получила политика. Объектив камеры запечатлел уникальные события истории и героические подвиги тех, кто воевал за свою страну. Имена фотоувеличителей «Правда», «Известия», «Красная звезда», «Комсомольская правда», А. Устинов, М. Калашников, Б. Кудояров, Д. Балтерманц, М. Бернштейн, В. Темин, П. Трошкина, Хосер, А. Капустяски, С. Лоскутова, Ю. Халипа, И. Шагин и многие другие поднялись в одном ряду с именами писателей и кинематографистов.
А усилиями опытных мастеров фотоотдела, литературы и графики с августа 1941 года был опубликован в литературном журнале «Фронтовая иллюстрация». Почти одновременно стало поступать еще одно иллюстрированное издание – «Фотогазета», с частотой шесть раз в месяц. «Фотогазета» была опубликована до Дня Победы. Неизменно мощной силой в Арсенале публицистики военной поры оставались сатирические жанры, юмористические издания. Сатирические материалы часто появлялись в центральной прессе. Так, над ними работал творческий коллектив, в состав которого вошли художники Кукрыниксов (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов) и поэт С. Маршак. На некоторых фронтах были созданы сатирические журналы «Фронтовой юмор», «Черновики» и др.
В конце 30–х годов в Советском Союзе полностью возобладал тоталитаризм. Его становлению, утверждению сталинизма как единственной истинной Коммунистической доктрины созидания во многом способствовала журналистика. В довоенные годы влияние прессы на массы возросло. В эти годы продолжался процесс дифференциации печати, расширения ее многонациональной структуры. Усилия Советской журналистики были направлены на укрепление оборонной мощи страны. Начало Великой Отечественной войны потребовало перестройки печати на военный лад.
Проблемы Советской журналистики в годы Великой Отечественной войны чрезвычайно многообразна. Но важнейшим здесь было лишь несколько тематических направлений: освещение военной обстановки в стране и борьба с Советской армией; всестороннее проявление героизма и мужества советских людей на фронте и тылу противника.
Можно «крупно» выделить, что журналистике в годы Великой Отечественной войны нет равных в мировой истории. Писатели, журналисты, поэты, журналисты, драматурги стояли со всеми советскими людьми, чтобы защитить свое Отечество. Журналистики в условиях военного времени, различных по форме, индивидуальной для творчества — это средоточие величия, беспредельного мужества и преданности советского человека своей Родине.
Глава 3. Публицистика в отечественных СМИ: настоящее и будущее
В настоящее время язык медиа становится объектом многих исследований – социолингвистики (Джасавеев И. Г.), психологической (Харрис Р.), культурной и философской (Сайко Е. Л.). Данная направленность исследования особенно интересна тем, что позволяет интерпретировать сущность изменений, произошедших за последние 40 лет, освещающих глобальные изменения в обществе – перестройку экономики и изменение социальных ориентиров.
Материалом данного исследования стали тексты в российских СМИ в период с 1972 по 2017 год с целью выявления динамики языковой картины мира на материале печатных СМИ. Именно язык СМИ является важной проекцией языковой картины мира, которая представляет собой сжатие общественного опыта и имеет двойное релятивистское (субъективное и национальное видение мира). В языке фиксируется картина мира, какие объекты, свойства и отношения важны для общества, и тем самым фиксируется своеобразие мировоззрения, ценности идентичности, начинающиеся в духовной жизни народа. Устойчивые изменения в экономической, социальной или духовной жизни общества, как правило, приводят к появлению новых концепций или к корректировке уже существующих, в которых традиционные идеи наполняются новым содержанием. Таким образом, изменения в процессе развития общества, естественным образом отражаются в языковой картине мира определенных людей, часто в ее трансформации.
Но поскольку в когнитивной лингвистике существует четкое понимание разнообразия языковых паттернов, следует отметить, что в данном исследовании анализируется информационная картина мира. Информационная картина мира – это некий кусочек реальности, воплощающий особенности ментального восприятия реальности, оценки событий и др. Любая языковая картина мира предназначена для выполнения конкретной базовой функции
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бендерский В. В., История отечественных средств массовой информации: учеб. пособие для вузов. – Т.: Издательство ТПУ, 2006. – 130 с.
2. Бузин, В. Н. Медиапланирование. Теория и практика: учеб. пособие для
студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Маркетинг», «Психология», «Социология», «Журналистика» / В. Н.
3. Бузин, Т. С. . – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2012. – 495 с.
4. Гуревич, С. М. Экономика отечественных СМИ: учеб. пособие для вузов С.М. Гуревич. – 4–е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 296с.
5. Интернет–СМИ: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов Под ред М. М. Лукиной. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 348 с.
6. Калмыков А. А., Коханова Л.А Основы теории журналистики. Учебное пособие – Издательство: Юнити, 2009. – 536 с.
7. Кирьянова Л. Г. Экономика средств массовой информации – Томск: Изд–во ТПУ, 2006. – 132 с.
8. Овсепян, Р. П. История новейшей отечественной журналистики – М.: МГУ, 1999 – 323 с.
9. Панарин И. Н. СМИ, пропаганда и информационные войны. М.: Поколение, 2012 – 220 с.
10. Сосновская, А. М. Деловая коммуникация и переговоры: учеб. пособие / А.М. Сосновская. – СПб.: Изд–во СЗАГС, 2011. – 179 с.
11. Соколов, А. В. Общая теория социальной коммуникации / А. В. Соколов. – СПб. : Изд–во Михайлова В. А., 2002. – 460 с.
12. Средства массовой информации России: учеб. пособие / под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект–Пресс, 2008. – 380 с.
13. Технологии общественной коммуникации : учеб.–метод. комплекс / Рос. гос. пед. ун–т им. А. И. Герцена. – СПб. : РГПУ, 2007. – 211 с.