Фрагмент для ознакомления
2
4) Тесто. Тесто для лепки может быть соленым, сделанным самостоятельно, может быть съедобным. Фигурки из соленого теста высыхают на воздухе и подлежат раскрашиванию. Изделия из съедобного теста можно испечь, сварить и съесть, что принесет массу радости и пользы ребенку.
Масса для лепки. Очень приятный на ощупь разноцветный материал. Если масса для лепки не застыла полностью, то её можно восстановить, намочив водой и лепить снова. Работа с массой для лепки не доставляет много хлопот, масса не оставляет пятен на одежде, легко оттирается, смывается с рук. Цвета можно смешивать, как и пластилин, получая новые оттенки. Застывшие изделия могут стать подарком или игрушкой.
Шариковый пластилин. Интересный современный материал для лепки, работать с ним легко и быстро. Он очень хорошо подходит для детей, которые не очень аккуратно работают с обычным пластилином, поскольку мелкие шарики скрывают неровности на поделке. Шариковый пластилин избавляет начинающих творцов от катания мелких шариков для глаз или носика. Материал бывает высыхающий и невысыхающий, обычный и мелкозернистый, классический, неоновый, с блестками. Очень хорош шариковый пластилин при изготовлении витражей и украшении фоторамок.
Плавающий пластилин. Изделия из такого пластилина хорошо держатся на воде, поэтому могут стать игрушкой для купания. Плавающий пластилин не пачкает рук, отлично смешивается и не застывает, что позволяет использовать его многократно [8].
5) Рисование. Несмотря на то, что рисование требует фантазирования, оно более нацелено на развитие мелкой моторики ребенка. Методика рисования располагает конкретными заданиями:
рисование с помощью трафарета;
штриховка готовых фигур;
1) рисование с помощью фигурных линеек;
2) работа с прописями для детей дошкольного возраста.
В области рисования появились новые техники:
1) рисование набрызгом;
2) рисунки-отпечатки: использование вместо кисти предметов для создания оттиска. За основу берутся листочки деревьев или кусок поролона;
3) кляксы: выдувание краски через коктейльную трубочку. Из клякс можно создавать композиции или просто фантазировать на тему того, на что похожа клякса.
5) Нетрадиционные методики развития мелкой моторики [6]:
1) Мягкие книжки. Ребенку предлагается поиграть с практичной и полезной мягкой книжкой, в которой представлены различные фактуры.
2) Подушка. Развивающая подушка предназначена для самостоятельного изучения ребенком. На нее нашивают множество интересных для исследования тканевых предметов, пуговиц, тесемок.
3) Рельефные поверхности. Рельефные мячи есть и в детских садах, и дома практически у всех детей. Одной из нетрадиционных методик развития мелкой моторики рук является массаж с помощью мячика су-джок, аппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко. Массажер су-джок предназначен для уникальной тактильной гимнастики, которая оказывает повсеместное воздействие на кору головного мозга. Подобное воздействие нацелено на предохранение отдельных зон мозга от переутомления, равномерное распределение нагрузки на мозг. Массаж в игровой форме проводится в течение пяти минут между основными частями занятия.
В некоторых детских садах практикуется иглотерапия с детьми с помощью аппликатора Кузнецова – игольчатого лечебно-профилактического массажера, разработанного в виде сборной конструкции. Элементом конструкции является пластиковая пластина с игольчатой поверхностью. Практикующие воспитатели в игровой форме предлагают детям класть ладони на аппликатор. Игра с аппликатором Кузнецова хорошо продумана, она содержит задания, позволяющие детям по-разному касаться массажера: полной ладошкой, одним пальчиком, слегка, прилагая усилие. В летнее время такие игры легко разнообразить [6]:
1) предложить прошагать по сенсорной дорожке;
2) предложить найти отдельные модули в сухом бассейне или в водном мини-бассейне на прогулке;
3) предложить использовать как фишки в настольно-печатных играх, жетоны в спортивных соревнованиях на открытом воздухе;
4) закреплять знание цвета, счета, предложно-падежных конструкций, делить слова ни слоги и звуки, выкладывая схемы на столе из модулей массажера, играть в шашки модулями.
К нетрадиционным методикам развития мелкой моторики с использованием рельефной поверхности относится пуговичная терапия. Бесконечное разнообразие пуговиц позволяет педагогам-воспитателям использовать их для коррекционных и развивающих игр по ознакомлению и закреплению таких понятий, как цвет, форма, величина, а также развивать мелкую моторику детей. Упражняясь с пуговицами, ребенок занимается саморазвитием:
1) развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения (например, застегивание пуговиц);
2) развивает усидчивость и произвольность психических процессов (сортировка пуговиц по определенному признаку);
3) развивает аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия, так как упражнения выполняются в режиме: услышал, увидел, сделай.
Пуговичная терапия довольно проста в применении, работа с пуговицами гигиенична, безопасна и не вызывает аллергии. Пуговицы легко моются, обрабатываются как все пластмассовые игрушки в детском учреждении, причем дети могут в этом помочь.
4) Сортеры. Детский сортер должен подбираться согласно возрасту. Сортеры могут иметь разную форму: куб, кораблик, грибок. А так же они изготавливаются согласно гендерным различиям детей.
5) Игрушка-шнуровка. Шнуровки не так часто нравится детям, поскольку требуют усидчивости и развитого глазомера. В процессе игры ребенок совершенствует координацию движений и гибкость кистей рук.
6) Бумажные мозаики. Бумажные мозаики могут быть собственного изготовления, когда педагог или родитель заранее готовит тонкие полоски цветной бумаги. Ребенок рвет их руками на мелкие кусочки и выкладывает из них мозаику, предварительно смазывая клеем. Это упражнение особенно хорошо подходит детям, которые еще не умеют пользоваться ножницами. Бумажная мозаика может быть с узором, который следует выложить клеящимися стразами.
7) Цветная крупа. Ребенок рисует простой контурный рисунок на листе бумаги и смазывает его клеем. После этого, захватывая пальцами покрашенную крупу, заполняет ей рисунок. Когда клей подсыхает, лишнюю крупу с картинки стряхивают. Крупа может быть манной или пшенной. Можно использовать цветной песок.
8) Сортировка круп с помощью пинцета и переливание жидкостей. Переливание лучше начать с «переливания» круп, например, гороха. После этого можно начинать «переливать» песок, а только потом воду.
9) Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук ребенка. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
10) Криотерапия. Криотерапия — это лечение холодом. В случае работы над мелкой моторикой рук ребенка положительный эффект дает не столько холод, сколько контраст температур, попеременное воздействие на кисти рук холода и тепла, контрастная терапия. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. При этом нормализуется мышечный тонус рук, возрастает сократительная способность мелких мышц кисти. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких дифференцированных движений, соответственно развивается двигательная зона коры головного мозга и, как следствие, улучшает процесс развития речи. Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Необходимы кусочки льда, которые следует готовить заранее. Проведение криотерапии с детьми имеет свои противопоказания и свою методику. Противопоказаниями является работа с детьми, имеющими эписиндром и длительно и часто болеющими воспитанниками [6].
Итак, существуют разные вариативные и альтернативные методики развития мелкой моторики у детей. Наиболее доступными и интересными на наш взгляд являются пальчиковые игры, которые исключают материальные затраты при подготовке педагогом и не менее эффективны, чем вышеперечисленные методики.