Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования связана с тем, что в настоящее время падает престижность службы в армии, увеличивается количество молодых людей, не желающих служить на срочной службе в вооруженных силах. В то же время длительное существование любого государства невозможно без наличия боеспособной, хорошо экипированной армии, укомплектованной обученными командирами. Вместе с тем растет количество молодых людей, желающих посвятить себя армии профессионально, не всегда отчетливо себе представляющих все сложности и особенности армейской жизни, необходимость присутствия индивидуальных качеств и специальных знаний для успешности офицерской службы. Особенно важной становится необходимость безошибочного профессионального отбора, поскольку при сокращении количества учебных мест конкурс в военные вузы растет. Планируется переход на контрактную основу в армии. Таким образом, сейчас существует следующий комплекс противоречий:
- социальная ориентация личности определяет все стороны жизни, но в настоящий момент учащимся трудно правильно социально сориентироваться;
- социальное становление личности эффективнее происходит при наличии военной подготовки, а молодежь не желает идти в армию;
- с одной стороны, необходима целенаправленная подготовка не только юношей к армейской жизни, но и девушек. С другой стороны, используется мало эффективных форм такой подготовки;
- необходимо целенаправленное ознакомление юношей и девушек с ролевыми стереотипами поведения, однако в многочисленных неполных семьях и в школьных коллективах, где преобладают женщины, это также затруднено.
В стране вместе с ранее существовавшими военными училищами расширяется сеть кадетских классов. Это связано с востребованностью данной формы организации работы с подростками. В сложных экономических условиях существует большое количество семей с одним родителем, в которых мальчики не имеют перед собой мужских образцов для подражания. Большое количество учителей - женщины. В то же время проблемы кадетских классов были недостаточно разработаны теоретически. Большая часть исследований посвящена суворовским училищам, кадетским корпусам - закрытым военно-учебным заведениям. В то же время отсутствуют исследования, посвященные функционированию кадетских классов с обычными старшими классами одной школы и их взаимовлиянию. Без поиска, посвященные социальному становлению учащихся в кадетских классах, формированию профессионально важных лидерских качеств, формированию коллектива кадетского класса.
ЦЕЛЬ: рассмотреть конфликтность кадет, как фактор риска их социально-психологической дезадаптации, и выявить особенности и уровень конфликтности у обучающихся-кадет, во взаимосвязи с уровнем их адаптации или дезадаптации.
ОБЪЕКТ: Социально-психологическая дезадаптация кадет в период обучения
ПРЕДМЕТ: Конфликтность как фактор риска социально-психологической дезадаптации у кадет
ГИПОТЕЗА: обучающиеся –кадеты, имеющие повышенный уровень конфликтности, имеют и более высокие показатели уровня риска социально-психологической дезадаптации.
ЗАДАЧИ:
1.Рассмотреть конфликтность у кадет, как фактор риска их социально-психологической дезадаптации
2.Выделить особенности понимания конфликтности, как поведенческо-коммуникативного навыка и как свойства личности подростка
3.Проанализировать современные научные исследования взаимосвязи конфликтности и социально-психологической дезадаптации у кадет
4.Провести, обобщить, описать и оформить эмпирическое исследование, направленное на выявление взаимосвязи конфликтности и уровня социально-психологической адаптации у кадет.
Согласно основной гипотезе, мы предполагаем, что в формировании личности учащихся кадетского класса ярко и последовательно проявляются общие возрастные закономерности и личностные особенности подростков, воспитываемых и обучающихся в разных условиях, на протяжении всего подросткового периода. Наряду с ними проявляются возможности динамического содержания, характерные для кадетского класса. Гипотеза: Первая частная гипотеза. В подростковом возрасте показатели мотивационно-смысловой сферы, самосознания и отношения к миру сходны у кадетов и учащихся средних школ, несмотря на их разную выраженность. Развитие личностных особенностей протекает в соответствии с возрастными закономерностями: снижается уровень учебной мотивации, усваиваются социально-желательные ценности, ориентированные на личное благополучие, повышается субъективная скорость времени, сохраняется высокая самооценка.
Вторая частная гипотеза. Динамика личностного развития в кадетском классе имеет свою специфику: интенсивнее, чем в средней общеобразовательной школе, развивается мотивация, усиливается амбивалентное отношение к миру, появляются ценности военной службы. В целом личностные показатели в подростковом возрасте у кадет благоприятнее, чем в старшем подростковом возрасте.
Третья частная гипотеза. В кадетском классе сохраняются социальные связи с семьёй, связи с педагогами и сверстниками, что в совокупности, обеспечивает чувство социальной поддержки.
Задачи исследования:
• Определить принципы организации исследования и подготовить комплекс исследовательских методик, сформулировать гипотезу исследования.
• Провести эмпирическое исследование различных аспектов личности подростков, мотивационно-смысловой сферы, мотивации и связанных с ней переживаний, ценностных ориентаций, самосознания, самооценки, образа мира.
• Обработать полученный эмпирический материал, выявить особенности развития личности подростков - воспитанников кадетского класса. Сформулировать выводы и рекомендации для специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение воспитанников кадетов.
Методы исследования:
Ищите, общайтесь со сверстниками, работайте с учителями, со школьным психологом, смотрите и слушайте различные аудио- и видеозаписи, проходите различные тесты и ставьте диагнозы.
1.1 Кадетская образовательная среда: понятие, психолого-педагогические проблемы
Как показывает анализ литературных источников, несмотря на многообразие подходов к термину «социальная компетенция», многие авторы Кадетское образование под чутким руководством Президента Российской Федерации на современном этапе претерпевает существенные изменения, которые реализуются в компетентностном подходе к образовательному процессу в целом. Но сегодня воспитание курсантов в большей степени ориентировано на подготовку военного дела и усвоение определенного количества знаний, а личностное развитие познавательных и творческих способностей, формирование и развитие социальных компетенций учащихся изучены недостаточно, [1-3] в своих работах описывают данный термин как систему:
- знаний о социальных нормах и правилах поведения в социальных группах и их взаимности;
- реальное восприятие социальной действительности и умение социального взаимодействия в различных социальных ситуациях;
- уровень социальной активности личности;
- достижение соответствующих социальных целей в специфических условиях, достигая при этом положительной динамики или положительного результата;
- способность использовать ресурсы социального окружения и личностный потенциал с целью достижения положительных результатов;
- потребность и готовность к саморазвитию, творческой деятельности, выполнению гражданского долга, созданию семьи и др.;
- умение адаптироваться и принимать любые социальные условия окружающей действительности;
- способность осознавать результативность своих поступков и готовность нести полную ответственность за их совершение;
- потребность в сохранении психологического и физиологического здоровья.
Социальный опыт, полученный воспитанниками в кадетском корпусе, в настоящее время не отвечает требованиям государства и недостаточен для успешной социализации в современном мире. Таким образом, необходимым на сегодняшний день является рассмотрение педагогических условий развития социальных кадетов в воспитательно образовательном процессе.
Цель: теоретически обосновать важность педагогического условия «Модернизация образовательной среды кадетского корпуса»; реализовать обновление компонентов образовательной среды на территории кадетского корпуса, для более эффективного развития социальных компетенций кадетов.
В любом образовательном учреждении создается, развивается и совершенствуется образовательная среда, которая отображает цель образовательной организации и совершенствует современные направления в системе образования в целом.
Мы согласны с мнением В.П. Сухининой, которая предусматривает решение ряда проблем, которые при этом являются необходимым бизнесом. Здесь это можно рассматривать как вопрос, а также для развития и развития компетенций у широкой публики. При этом любая образовательная среда нужна на постоянном уровне. [4].
Проблемой «образовательной среды» ученые начали интенсивно интересоваться еще в 20-е годы ХХ века, в этот период исследователи рассматривали ее как фактор социального воспитания личности. На современном этапе образования можно выделить огромное количество работ, посвященных «образовательной среде» или отдельным ее компонентам (Г.Ю. Беляев, А.А. Богданов, В.Г. Бочарова, Г.Н. Волков, О.Б. Ершова, Л.И. Новикова, И.А. Липский, А.В. Мудрик, В.А. Ясвин и др.). Авторы в своих исследованиях подчеркивают тот факт, что совершенствование/изменение/модернизация образовательной среды учреждения является педагогическим условием, которое направлено на реализацию определенных задач. Но, несмотря на многообразие работ по данной проблематике, подход к определению термина «образовательная среда» неоднозначен. Рассмотрим некоторые из них.
Термин «образовательная среда» исследователь В.В. Рубцов раскрывает как «полиструктурную систему прямых и косвенных воспитательно-обучающих воздействий, реализующих явно или неявно представленные психолого-педагогические установки учителей, характеризующие цели, задачи, методы, средства и формы образовательного процесса в данной школе» [5]. Опираясь на данное определение, И.В. Ермакова и Н.И. Поливанова выделяют структурные компоненты образовательной среды, к которым относят: психологический климат; внутреннюю направленность школы; социально-психологическую структуру коллектива и др.
Тарасов С.В., говоря об образовательной среде, представляет ее как «подсистему социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, то есть целостность специально организованных педагогических условий развития личности» [6].
Г.Ю. Беляев определяет образовательную среду с позиции учебно-воспитательной среды учреждения, которая трансформируется в процессе педагогической деятельности (моделируется, реализуется, совершенствуется), здесь авторами трансформации выступают все субъекты данного учреждения [7].
Несмотря на многообразие подходов к определению «образовательная среда», многие из авторов выделяют структурные компоненты данного понятия, которые взаимосвязанно влияют на развитие образовательной среды в целом. С этой позиции нам близка точка зрения В.А. Ясвина, который в своих исследованиях говорит о том, что образовательной среде должным образом нужно обеспечить развивающий эффект, который проявляется через определенный комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса. Автор в своих исследованиях выделяет пространственно-предметный, социальный и психодидактический компоненты [8].