Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня вопрос имиджа для руководителя любого уровня является ключевым. До недавнего времени руководители часто просто не задумывались о важности имиджа не только для выполнения своих функциональных задач, но и для просто развития бизнеса.
Одним из эффективных методов развития имиджа менеджера или руководителя является самоменеджмент. Здесь нужно отметить, что самоменеджемнт – это по своей сути методика самоорганизации работы любого управляющего.
Суть состоит в том, что деление рабочего времени управляющего на определенные блоки позволяет управляющему контролировать и выполнять все поставленные на день, месяц, год задачи и мероприятия. При этом нужно отметить, что если руководитель выполняет все взятые на себя обязательства – это хороший признак для развития бизнеса. В итоге партнеры будут с большим доверием сотрудничать с данной компанией, будут легче доверять бизнесмену.
В то же время нужно помнить, что самоменеджмент зависит от способности руководителя к самоорганизации и самоконтролю. По своей сути менеджер, самостоятельно ориентируясь на особенности работы своей организации, разбивает свой рабочий день на составные блоки.
При этом важно подчеркнуть, что персонал сам потянется работать четче за таким менеджером который сам начал работать четче и быстрее. Можно сказать, что главный постулат самоменеджмента, что успех приходит к тому, кто работает организованнее.
Цель исследования – выявить особенности осуществления техник самоменеджмента при формировании имиджа руководителя.
Объект исследования – имидж руководителя.
Предмет исследования – самоменеджмент и формирование имиджа руководителя.
Задачи исследования:
1. Дать определение имиджу руководителя.
2. Рассмотреть особенности создания и ошибки конструирования имиджа руководителя.
3. Дать определение самоменеджменту.
4. Выявить особенности применения самоменеджмента при формировании имиджа руководителя.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Понятие об имидже руководителя и его структуре
1.1. Имидж руководителя и его влияние на дело
Бизнес с мощной репутацией привлекает сильных сотрудников и щедрых инвесторов, а аудитория видит в продуктах компании дополнительную ценность и готова платить за них больше. Ещё лучше — если руководитель компании притягивает к себе своей харизмой, делами, словами. Так, Стива Джобса любили за его ум, перфекционизм, минимализм, умение создавать идеальный продукт с помощью простых технологий. Поклонники Apple тратят большие деньги на технику, хотя могли бы купить недорогой Android. Стива Джобса уже давно нет в живых, а популярность Apple никуда не делась.
PR-компания Weber Shandwick в ходе исследования выяснила [1]:
• 87% опрошенных людей считают, что положительная репутация руководителя повышает заинтересованность инвесторов;
• 83% уверены, что она привлекает позитивное внимание со стороны СМИ и защиту, если случится кризис;
• 77% опрошенных думают, что руководитель с хорошей репутацией привлекает новых сотрудников в компанию.
Интересно, что из-за позитивной репутации руководителя его подчиненные автоматически могут приписывать ему положительные качества, которых может не быть на самом деле. Негативный имидж работает наоборот.
Яркий пример последствий для бизнеса — поведение и слова Илона Маска. Когда он курил табак с марихуаной в эфире комедийного шоу, акции Tesla упали на 10% на следующий же день. А когда он заявил, что назвал своего щенка Floki, через 9 минут после его слов на криптобирже создали токен с именем Floki. За час он вырос на 795% [5].
Конечно, таким влиянием могут похвастаться далеко не все, но благодаря имиджу руководителя можно повысить продажи.
Для чего нужно работать над имиджем руководителя [2]:
• Ускорить развитие бизнеса. Если вы только открыли бизнес, выступайте на профильных конференциях, публикуйтесь в СМИ, участвуйте в профессиональных сообществах, пишите посты в социальных сетях. Так вы повысите узнаваемость и увеличите скорость развития бизнеса. Потенциальные спонсоры и клиенты будут интересоваться вами, у них появится доверие, а значит, они будут покупать и инвестировать.
• Привлекать инвесторов, клиентов, сотрудников. Топ-менеджер или руководитель крупной компании, который корректно и последовательно работает с информационным пространством, будет более востребован как профессионал. Вместе с его репутацией улучшится и репутация компании, в которой он работает. Когда руководитель имеет положительную репутацию, он может позволить себе влиять на рыночные процессы, выбирать лучших сотрудников для работы, повышать стоимость продукта.
Когда пиарщик работает с имиджем современного руководителя или бренда, нужно помнить, что всё, что он сегодня сказал или сделал, завтра конкуренты могут использовать против фирмы. Пиарщик или бизнесмен не может в СМИ говорить одно, а в своих социальных сетях писать противоположное мнение или критиковать СМИ, в котором он публиковался.
Когда человек становится хоть немного публичным, за ним следят: просматривают его социальные сети, ходят на конференции, где он выступает, читают его комментарии. При этом часто не отличают личное и рабочее — поэтому даже то, что не касается работы, люди могут переносить на бизнес. Так личная ответственность бизнесмена резко возрастает и ему нужно постоянно думать, что он говорит, пишет и делает. От его слов и действий напрямую может зависеть успех всего бизнеса [9].
Клиенты не хотят покупать или покупают меньше у компаний, если действия руководителя не соответствуют сказанным словам. Получается, что вместе с репутацией одного человека — руководителя портится репутация целого бизнеса, которым он владеет.
Должны ли отличаться внешний и внутренний имидж современного руководителя
Внешний имидж — это то, как руководителя воспринимают инвесторы, конкуренты, бизнес-сообщество. Так как руководитель — это лицо компании, по нему судят о бизнесе в целом.
Внутренний имидж руководителя — это про отношение к сотрудникам компании, и то, как подчиненные относятся к своему руководству. В небольших компаниях руководитель напрямую общается с подчиненными, поэтому его внутренний имидж складывается на основе личных отношений. В крупных компаниях вроде «Газпрома» топ-менеджеры и, тем более, основатель компании общаются с высшим и средним звеном. Чтобы не терять связь с младшим персоналом, стоит регулярно устраивать и посещать корпоративы, тимбилдинги, выездные мероприятия. Также можно вести блог для сотрудников, чтобы все понимали, что происходит в компании и ее корпоративной жизни [4].
Может показаться, что важнее улучшать внешний имидж, чтобы привлекать спонсоров. Это не так: сотрудники компании создают эффект сарафанного радио. Они могут либо хвалить вас и компанию, рекламировать ее услуги и товары своим родственникам и друзьям, либо ругать и даже оставить негативный отзыв. Или, что еще хуже, уйдут работать к конкурентам. Поэтому не забывайте уделять внимание тому, какой ваш образ складывается у подчиненных.
В таблице 1 представлены элементы имиджа, которые делятся, как минимум, на 4 части.
Таблица 1. Элементы имиджа [7]
Компонент Чем выражен
Индивидуальные особенности Манеры, внешность, речь, темперамент
Социальный статус Уровень дохода, должность
Окончание таблицы 1
Ценности Нормы, на которые опирается человек для принятия решения
Миссия руководителя Позиция человека относительно того, как он видит будущее компании
От индивидуальных особенностей зависит, насколько приятно общаться с человеком. Согласитесь, что с вежливым, спокойным человеком приятнее общаться, чем с грубым руководителем, у которого в каждом предложении слова-паразиты [6].
Социальный статус влияет на отношение коллег, инвесторов и клиентов к руководителю и компании в целом.
Правила и нормы, на которые опирается бизнесмен, влияют на корпоративную культуру компании. От них зависит, какой график работы будет у подчиненных, в чем можно ходить на работу, какая иерархия в компании. Одни позволяют выбирать работу удаленно или из офиса, ходить на обед в любое время, другие требуют следовать жестким прописанным правилам.
Создать положительный образ непросто, а сделать его негативным очень легко — одно лишнее слово и количество клиентов резко снизится. Поэтому нельзя забывать поддерживать и совершенствовать имидж.
Следить за собой. Манера поведения, одежда, опрятность — первое, что замечают люди при встрече. От того, какое первое впечатление бизнесмен создаст, может зависеть отношение людей к нему.
Если у бизнесмена в компании строгие правила дресс-кода — он должен соблюдать их сам. В юридической, банковской, административной сферах обычно одеваются в деловые костюмы [11].
Развиваться как эксперт. Бизнесмен должен повышать свою экспертность и делиться ею на конференциях внутри компании и вне ее. Читать лекции в университетах, вступать в профессиональные клубы, участвовать в мероприятиях по профилю своего бизнеса. Так бизнесмен станет более известным, заведет полезные деловые контакты и даже может найти новых сотрудников.
Об экспертности могут говорить также портфолио работ, клиентские кейсы, благодарственные письма и отзывы от клиентов и инвесторов. Их можно разместить на сайте компании. Главное — они должны быть реальными, а не заказными. Если выяснится, что отзывы и благодарности написаны на заказ, а кейсы украдены у других компаний, репутация бизнесмена и его дела пострадает [12].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Практические аспекты формирования имиджа руководителя. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Имидж современного руководителя. – Воронеж: Альянс, 2021. – 522 с.
3. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Имидж руководителя. Рецепты создания нужного образа. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
4. Жилина Е.Ю. Имидж руководителя. Развитие и совершенствование. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
5. Лебедев О.М., Носов М.С. Самоменеджмент и формирование имиджа. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2021. – 476 с.
6. Медведева Н.А. Петрова М.С. Имидж руководителя организации. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
7. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Имидж современного руководителя. Сильные и слабые стороны. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
8. Семенов О.В. Борисов А.В. Имидж современного руководителя. Актуальные проблемы. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
9. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по формированию имиджа современного руководителя. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
10. Тихонова Е.Е. Теория и практика формирования имиджа современного руководителя. Справочник пиарщика. – Екатеринбург: Полис, 2020. – 1289 с.
11. Утина И.В., Проводина Г.П. Формирование имиджа современного руководителя. Плюсы и минусы самоменеджмента. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
12. Фадеева А.Ю. Имидж руководителя организации. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
13. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Имидж современного руководителя. Структура. Особенности. – Н. Новгород: Вектор, 2020 – 528 с.