Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Уроки чтения являются одними из самых важнейших предметов в жизни школьника. Для того, чтобы получить положительные результаты в этом направлении, педагогам следует обладать необходимыми и эффективными методами обучения.
Чтение состоит из двух составных вещей: понимания и озвучивание текста. На данный момент для обучения чтению большое внимание уделяется логопедическим методикам, которые основаны на приемах звукослияния и звукосочетания.
Все больше растёт число детей, которые быстро читают, но не понимают прочитанного. Научить детей уже в начальных классах понимать художественное произведение, воспитать учащихся как вдумчивое чтение – самая важная задача обучения на уроках чтения.
Практика показывает, что младшие школьники слабо понимают смысл прочитанного, а анализ произведения, проводимый учителем, не дает нужного результата.
Актуальность проблемы состоит в том, что ученики начальных классов, с трудом формируют образ героя художественного теста, не способны работать с воображением, воспринимая лишь фактические действия в художественном тексте.
По данным психологов, полноценно понимают самостоятельно прочитанный текст от 0,3 до 6% школьников. Социологические исследования показали, что по умению работать с текстом российские школьники занимают положение между 27-м и 29-м местом из 32 стран (данные PISA, 2000 г.)
Около 3 % школьников могут работать на высоком уровне сложности, а именно, находить сложную информацию в тексте, а также успешно справляться с заданиями на рефлексию.
Проблема понимания текста особенно велика в период учебной работы. Все чаще учителя старших классов говорят о том, что школьники не владеют приемами работы с книгой, а как следствие, не справляются с заданиями по анализу текста. Об этом свидетельствуют факты снижения качества образования российских школьников.
Несмотря на всю важность, проблема понимания до недавнего времени в школе специально не рассматривалась и даже не ставилась. В настоящее время изменения в содержании и методах преподавания, особенно в подходах к преподаванию чтения в начальной школе, выдвигают эту проблему на первый план.
Это направляет на мысль, что современные разработки работы с литературными произведениями, применяемые на уроках чтения в начальных классах, недостаточно эффективны обучения младших школьников пониманию текста.
Художественной литературе принадлежит огромная роль в формировании духовного мира школьника. Ребенок живет жизнью персонажей, но воздействие литературы на учащихся определяется их способностью полноценно воспринимать художественное произведение.
Фундаментальные основы темы были заложены в следующих трудах: К.Д. Ушинского[1], В.А. Сухомлинского[2], Т. Ивановой[3], в их работах сформулированы педагогические условия, необходимые для реализации навыков чтения у детей. Работы виднейших психологов (Л.С. Выготский[4], О.И. Никифорова[5]) показывают, что при чтении художественных произведений должны быть созданы условия, которые способствуют активной работе творческого воображения и полноценного восприятия образной картины, созданной посредством слова писателя.
В работах М.С. Соловейчика[6], можно отметить, что умение к образному анализу художественного произведения сама собой не может формироваться. Однако, если оно отсутствует, то читатель воспринимает только основные поступки героев произведения, наблюдает за ходом событий и пропускает в произведении все, что его затрудняет. Такого рода метод чтения закрепляется у ребенка и сохраняется даже в зрелом возрасте.
Объектом исследования является процесс понимания художественного текста младшими школьниками.
Предметом исследования является художественный текст.
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании видов, методов и способов умения анализировать образ героя художественного текста учениками младших классов.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическую литературу по проблеме исследования.
2. Охарактеризовать понятие «понимание текста», приемы понимании текста.
3. Выявить особенности работы с текстом в современной начальной школе.
4. Охарактеризовать методы и приемы обучения пониманию текста.
Методы исследования: синтез, обобщение, логические методы исследования.
Практическая значимость заключается в том, что материалы курсовой работы можно использовать как способ анализа формирования образа героя художественного текста в начальной школе.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Теоретические основы формирования умения анализировать образ героя художественного текста в начальной школе
1.1. Понятие художественного текста в лингвистике
Текст, по мнению М. М. Бахтина, — «это первичная данность» всех гуманитарных дисциплин и вообще всего гуманитарно-филологического мышления [7, c.52].
Текст — это непосредственная реальность, реальность мыслей и переживаний, из которых только может исходить данные дисциплины и этого мышления. Где нет никакого текста, никакого предмета для исследовательской и мыслительной деятельности
Необходимо подчеркнуть факт, что текст — очень сложный объект для анализа. До сих пор учёные-лингвисты так и не сошлись на едином мнении в определении текста.
Приведём еще несколько определений «текста» разных лингвистов и сравним их.
Текст — это связь, по меньшей мере, двух высказываний, в которых может завершаться минимальный акт общения — передача информации или обмен мыслями между партнерами.
«Текст — это письменное по форме речевое произведение, принадлежащее одному участнику коммуникации, законченное и правильно оформленное», — такова точка зрения Н. Д. Зарубиной [8, c. 54-13].
Текст является сообщением, существующим как некая последовательность знаков, обладающая формальной связью, содержательной целью и возникает на основе взаимодействия формальной и семантической структуры.
Важно то, что текст можно определить как речевое произведение, концептуально обусловленное (т.е. имеющее концепт, идею) и коммуникативно ориентированное в рамках определенной сферы общения, имеющее информативно-смысловую и прагматическую сущность (она может быть и нулевой).
По мнению В. П. Белянина, текст, представляет собой основную единицу коммуникации, способ хранения и передачи информации, форму существования культуры, продукт определенной исторической эпохи, отражение психической жизни индивида [9, c.24].
При всех различиях этих определений в них, совершенно очевидно, есть много общего.
Текст, в первую очередь рассматривается как речетворческое произведение, как продукт речи, как основная единица речи. Таким образом, для каждого из исследователей, бесспорно, положение, что создание текста и его интерпретация происходят в процессе познания реальности и общения.
Многие сходятся во мнении, что текст, как правило, реализуется в письменной форме, что текст — это законченное, завершенное произведение и, наконец, что текст имеет собственную внутреннюю структуру, определенное строение, обладает средствами связности его частей, которые не позволяют ему «рассыпаться» на отдельные предложения.
Художественный текст, по мнению Ю. М. Лотмана, представляет собой сложную по организации систему. С одной стороны, это частная система средств общенационального языка, с другой стороны, в художественном тексте возникает собственная кодовая система, которую читатель должен «дешифровать», чтобы понять текст [10, c. 11].
Отметим, что в первую очередь художественный текст является эстетической системой языковых средств, которая характеризуется высокой степенью целостности и структурированности. Он уникален,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: Просвещение, 1968. 98с.
2. В. А. Сухомлинский и современная педагогика : [материалы конф.] /Челяб. гос. пед. ун-т. – Челябинск : ЧГПУ, 2004. 59 с.
3. Иванова Т.В. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей. Подготовительная группа. Корифей, 2008. 96 с.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический образ очерк. – 2-е изд. – М., 1967. 50 с.
5. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. – М.: Учпедгиз, 1959. 21 с.
6. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. АСТ, 2018 г. 384 с.
7. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М: Худож. лит., 1975. 502 с.
8. Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. М.: Русский язык, 1981. 112 с.
9. Белянин В.П. Психолингвистическая типология художественных текстов по эмоционально-смысловой доминанте. М.: Наука, 1992. 40 с.
10. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: «Искусство – СПБ», 1998. 285 с.
11. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959. 656 с.
12. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М., 1982. 250 с.
13. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.
14. Шестак Л.А. Русская языковая личность: коды образной вербализации тезауруса. Волгоград, 2003. 467 с.
15. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону: Феникс, 1999.144 с.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – С – Пб.: Питер, 1999. 24 с.
17. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2000. 89 с.
18. Леонтьев. А.А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации. - М., 2008. 180 с.
19. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1976. 87 с.
20. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения. //Начальная школа – 1989. 355 с.
21. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический образ очерк. – 2-е изд. – М., 1967. 104 с.
22. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. С – Пб.: Питер, 2000. 77 с.