Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время в обществе происходит повышение интереса к социологии в целом и к феноменологии в частности, что делает актуальным изучение основных теоретических направлений и концепций данной науки. В существующей на сегодняшний день литературе недостаточно внимания уделено такому теоретическому направлению в социологии как феноменология, которая пытается объяснить существование человеческого общества с позиции обыденного (повседневного) знания
Проблема исследования выражает феноменологическое изучение мира, которое начинается с вынесения за скобки утверждений о том, что мир существует либо не существует, что он объективен и един для всех существ и так далее.
Феноменологическая социология с позиций «чистого» сознания описывает остающийся за скобками жизненный мир. Жизненный мир — это мир, к которому мы принадлежим в нашей естественной дофилософской установке. Естественная установка — это наивная точка зрения практически действующих индивидов, в рамках которой существование природного и социального мира не подвергается сомнению, просто принимается на веру. Феноменологическая социология так же как и феноменологическая философия воздерживается от естественной установки, но при этом пытается ее изучить и понять, какую роль эта установка играет в повседневном конструировании социального мира.
Социальный мир индивида — это некоторое смысловое пространство, которое формируется его социальными действиями. В этом мире существует не только сам индивид, но и другие люди, с которыми соотносятся его социальные действия. Но это социальное пространство централизовано, это его пространство, которое он конструирует, а не универсальное пространство, в которое он помещен. От смысла действий индивида, от его целей, зависит типизация восприятия других людей, их перемещение к центру или горизонту его пространства.
Объект исследования - анализ общества в работах Бергера и Лукмана. В соответствии с теорией Бергера и Лукмана о конструировании реальности, общество формируется людьми в процессе социального взаимодействия и представляет собой результат опредмеченной человеческой деятельности. Другими словами, социум — это некоторый запас социального знания, его результирущая, организовывающаяся в ходе деятельности индивидов и выражающаяся в накоплении информации об окружающем мире и ее передаче от поколения к поколению.
Цель работы – рассмотреть главные положения феноменологической социологии. Проанализировать особенности подхода к изучению общества как объект и субъект реальности в феноменологической парадигме.
Задачи исследования:
1) Дать определение феноменологической социологии, отметить ее теоретические истоки.
2) Выяснить предмет и проблемы феноменологии.
3) Разобрать основные положения феноменологической социологии посредством усвоения социологии повседневности.
Гипотеза исследования прогнозирует человеческие взаимодействия и образующиеся в их результате социальные реальности, которые могут быть не только субъективными, но и иррациональными. Однако применяемые людьми методы их интерпретации, язык описания таковы, что свойства объективности и рациональности неизбежно привносятся в них. Участвуя во взаимодействии, индивид неизбежно анализирует все происходящее и выражает результаты своего анализа в общепонятных терминах.
Эмпирическую базу курсовой работы составляют материалы феноменологических исследований и теорий Бергера, Лукмана, Шюца и других известных ученых по данному направлению.
Практическая значимость предполагает применение объективных черт социальной реальности и выражении их в терминах общих свойств. Эти общие свойства не обязательно присущи самим объектам, но приписываются им в ходе их описания.
Вербальное выражение придает описываемому опыту рациональный, связный и систематический характер, делает его осмысленным и рациональным. Социальный порядок, поэтому возникает лишь ситуативно, как результат описанных элементарных взаимодействий.
Предмет исследования - характер общества как объективной и субъективной реальности в работах Бергера и Лукмана
По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава I Теоретический анализ феноменологической социологии
1.1 Истоки феноменологической социологии
Феноменологическая социология тесно связана с символическим интеракционизмом, в рамках гуманистической социальной науки, которую также оценивают как направление или даже парадигму социологии XX в. В качестве самого общего ее описания можно принять предлагаемую Л.Г. Иониным характеристику феноменологической социологии как теоретико-методологического направления в современной социологии, анализирующего общество в виде явления, построенного и постоянно воссоздаваемого в духовном взаимодействии индивидов. По сути, феноменология – это вера в то, что общество –это людская конструкция.
В литературе начало феноменологической социологии часто соединяют со стремлением противодействовать, с одной стороны, натурализму, позитивизму, структурному функционализму, с другой — эмпиризму. Отчасти это верно. Однако для возникновения и утверждения феноменологической социологии были и иные, не менее значимые причины, которые находятся в логике развития социологической науки в целом.
Философии феноменологической социологии более ста лет, она возникла в середине 1890-х годов в Германии и быстро распространилась в России, Испании и Японии до Первой мировой войны. Как метод социального исследования феноменология наиболее тесно связана с немецким математиком и философом Эдмундом Гуссерлем (1859-1938). Он пытался найти источники или сущности реальности в человеческом сознании. Только в 1960-х годах она вошла в область социологии Альфреда Шутца, который стремился заложить философскую основу для Макса Вебераэто интерпретирующая социология. Он сделал это, применив феноменологическую философию Гуссерля к изучению социального мира. Шуц постулировал, что именно субъективные значения порождают, по - видимому, объективный социальный мир. Он завлял, что люди находятся в зависимости от языка и «запаса знаний», накопленного, чтобы поставить социальное взаимодействие. Любое социальное взаимодействие требует, чтобы люди определяли других людей в их мире, и их запас знаний может помочь им в решении этой задачи.
Эта новая социология оказалась, по сути дела, регулярным описанием, с точки зрения функционирующего индивида, устройств социального мира, каким он представляется в ходе и с помощью самой этой деятельности, или, иными словами, она оказалась регулярным описанием постижения социального мира в ходе деятельности. Подходя с этой крайней точки зрения, социологию Шюца по сраведливости можно именовать социологией познания. Шюц провождал свою позицию весьма методично, прослеживая ход социального постижения от субъективно разумеемого смысла изолированного воздействия до претендующих на беспристрастность понятий социальных наук. Тем самым он пытался соединить науку со здравым смыслом, с миром обыденного знания и опыта (отдельные из вариантов феноменологической социологии, базирующиеся на идеях Шюца, не случайно носят имя «социологии повседневности»). Проявление такой связи очень важно, но в то же время и опасно, ибо оно лишает науку свойственной ей ауры объективности и исключительности и представляет, что повседневное и научное восприятие социального мира в принципе неделимы. Научное постижение тем самым релятивизируется. В обнаружении, систематичном анализе и речи этого достаточного многосмысленного факта состоит главная заслуга Шюца в сфере теоретической социологии.
Первостепенной задачей феноменологической социологии является пояснение взаимных реакций, происходящих во время человеческих действий, ситуационного структурирования и конструирования реальности.
Фрагмент для ознакомления
3
Альфред Шюц. "Избранные статьи" М.: РОССПЭН, 1971
2. Абельс Хайнц. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию М.: Алетейя, 2000
3. Бергер П. Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания . М. 1995.
4. Будон, Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения / Р. Будон. — М., 1998.
5. Волков Ю.Г. Социология. Учебник для студентов узов; Под ред. В.И. Добренькова.2-е издание. – М.: Социально-гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс,2017.
6. Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. – М.: Эксмо, 2017
7. Громов И. А., Мзцкевич А. Ю., Семенов В. А., Западная теоретическая социология, М.: Ольга, 1996,
8. Гуссерль Э. Феноменология Логос, № 1, М., 1991
9. Д.Дж. Чалмерс. Лицом к проблеме сознания // Журнал исследований сознания. 1995. № 2
10. Добреньков В.И. Социология: Краткий курс/ Добреньков В.И., Кравченко А.И.. М.: Инфра-М., 2018.
11. Дубровский Д. И. Гносеология субъективной реальности: К постановке проблемы // Дубровский Д.И. Сознание, мозг, искусственный интеллект. М.: Стратегия-Центр, 2007
12. Журнал Horizon. Феноменологические исследования – содержание выпуска Т.10 №1 2021 год
13. Журнал «Ежегодник по феноменологической философии» / Главный редактор: В. И. Молчанов. М.: РГГУ.
14. Журнал «Ежегодник по феноменологической философии» / Главный редактор: В.И. Молчанов. М.: РГГУ 2015
15. История социологии: Учеб. пособие/ А.Н. Еслуков, Г. Н. Соколова, Т.Г. Румянцева, А.А. Грицанов; под общ. Ред. А.Н. Еслукова и др. 2-е изд., перераб., 1997
16. Ионин Л.Г. Альфред Шюц и социология повседневности// Современная американская социология. М.: Московского ун-та, 1994.
17. Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузов. М.: NOTA BENE, 2018.
18. Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов - М.: Юнити, 2017.
19. Мустафай, А. (2019). Реальность и ее примеры: Обзор теории социального конструирования реальности Бергера и Лакмана Международный журнал «Знание».
20. Ойген Финк Проблема феноменологии Гуссерля// Журнал «Логос» №1 2016
21. Паткуль А.Б. Идея философии как науки о бытии в фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера. СПб.: «Наука», 2020
22. Плахов В. Д. Западная социология. Исторические этапы, основные школы и направления развития (XIX - XX вв.) Учебное пособие. СПб М.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
23. Рутинская Т. В. Критика работы А. Шюца "Формирование понятия и теория в социальных науках // Социология. 2012. - № 10
24. Савин А.Э. О сущности феноменологической философии // Horizon. Феноменологические исследования, Т IV (1), 2015
25. Смирнова Н.М., От социальной метафизики и феноменологии "естественной установки" М.: Наука,1997.
26. Смирнова Н.М. Феноменология естественной установки А. Шюца// Социс. 1995. - № 2.
27. Фридрих-Вильгельм фон Херрманн Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля – издательство ЕГУ Минск 2000
28. Феноменология и эстетика. Часть 2. М.: «РИПОЛ Классик», 2019
29. Феноменология времени. Часть 1. М.: «РИПОЛ Классик», 2019
30. Финк О. Проблема феноменологии Гуссерля // Логос. Филосовско-литературный журнал. №1, 2016
31.Чернавин Г.И. Философия тролля: феномен платных ботов. М.: «РИПОЛ Классик», 2021
32. Чернобровкина Н.И. Щюц А.льфред // Социология: Краткий тематический словарь / Под общ. Ред. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2001.
33. Шюц А. Структура повседневного мышления // СоцИс. 1988. №2
34. Шюц А. Смысловая структура повседневного мира. Очерки по феноменологической социологии / Пер. с англ. А.Я. Алхасова, Н.Я. Мазлумяновой. М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2003.
35. Ямпольская А.В. Искусство феноменологии. М.: «РИПОЛ Классик», 2019