Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТАРИФИЦИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1 Транспортная система: суть и составляющие 5
1.2. Тарифное регулирование транспортных перевозок 8
2. ПРОБЛЕМЫ И РАЗВИТИЕ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13
2.1. Проблемы тарифной политики (на примере пригородного железнодорожного транспорта) 13
2.2. Основы развития транспортной системы в РФ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Фрагмент для ознакомления
2
В–третьих, не берется во внимание изменение транспортного спроса и предложения.
В–четвертых, тарифная политика не учитывает интересов всех сторон в совокупности, так как тариф на следующий год определяется с помощью индексации на величину инфляции.
Существующая тарифная политика не позволяет решать эти проблемы. Поэтому необходимо разработать модель разработки тарифа, которая учитывала бы интересы всех участников рынка услуг общественного транспорта, а также реакцию транспортного спроса и предложения на изменение тарифа.
На формирование тарифа оказывают влияние три участника рынка: операторы, потребители и регулятор.
Операторы (пригородные пассажирские компании) стремятся максимизировать получаемую прибыль, а также сохранить долю рынка в конкуренции с автобусными перевозчиками.
Потребители (население) желают минимизировать свои затраты на проезд при повышении качества услуг (через повышение комфортности, адаптацию расписания и расположение остановок, снижение времени поездки), то есть стремятся к тому, чтобы учитывались их потребительские предпочтения.
Регулятор рынка (региональная энергетическая компания, государственная и местная власть) видит свои цели в эффективной работе рынка, недопущении социальной напряженности и минимизации бюджетных субсидий.
Таким образом, имеются разнонаправленные цели. Для решения этой проблемы необходимо построение такой модели формирования тарифов, которая учитывала бы интересы всех сторон, а в итоге решение позволяло бы оптимизировать цели участников.
Инструментарием для разработки способа решения задачи может стать экономико–математическое моделирование, а именно метод линейного программирования, разработанный Л.В. Канторовичем. Оптимизационные задачи образуют важный класс математических задач, поскольку в любой сфере деятельности человек стремится к выбору оптимальных решений, направленных на экономию затрат, времени, ресурсов. Взаимодействуя, участники рынка пригородных пассажирских перевозок стремятся в полной мере удовлетворить свои цели.
Цели участников рынка необходимо учитывать при формировании тарифной политики пригородного пассажирского транспорта. По модели видно, что цели могут иметь разные направления как между участниками рынка (например, минимизация затрат пассажиров и максимизация прибыли перевозчиков), так и в рамках одного участника (например, минимизация затрат и максимизация предпочтений пассажиров).
Таким образом, гармонизация подразумевает учет интересов всех участников рынка, при этом общая эффективность тарифной политики должна быть максимальной. Очевидно, что превалирование интересов одного участника негативно сказывается на интересах другого. Поэтому важной задачей является формализация интересов сторон для их дальнейшего включения в модель формирования тарифов пригородных пассажирских перевозок
Таблица 1 - Методы формализации интересов участников рынка
пригородных пассажирских перевозок
Субъект Цель Метод формализации Характеристика метода
Перевозчики Максимизация прибыли Расчетный метод Построение модели зависимости прибыли от выручки и затрат на основе технико–экономических показателей перевозчиков
Максимизация доли рынка Анкетирование пассажиров Выяснение факторов, влияющих на выбор потребителей
Пассажиры Минимизация затрат на проезд Расчетный метод Построение функции зависимости затрат пассажиров от величины тарифа на основе статистических данных
Максимизация потребительских предпочтений Анкетирование пассажиров Выяснение факторов, влияющих на выбор потребителей
Метод объявленных предпочтений Построение модели влияния величины тарифа на пассажиропоток
Регулятор рынка Минимизация бюджетных субсидий Расчетный метод Построение функции зависимости бюджетных субсидий от прибыльности перевозчиков на основе данных бюджетных отчетов
Минимизация социальной напряженности (учет платежеспособности) Эконометрическое моделирование Построение функции зависимости между величиной тарифа и доходами населения
Максимизация эффективности работы рынка (максимизация объема перевезенных пассажиров) Модель потребительских предпочтений Построение модели влияния величины тарифа на пассажиропоток
Максимизация эффективности работы рынка (минимизация экологической нагрузки) Расчетный метод Методика оценки экологического ущерба экономике региона от загрязнения атмосферного воздуха
Эконометрическое моделирование Построение функции зависимости выбросов загрязняющих веществ от объема перевезенных пассажиров
Максимизация результативности работы рынка состоит из двух задач: максимизации объема перевезенных пассажиров и минимизации экологической нагрузки.
Целью максимизации объема перевезенных пассажиров является разгрузка дорожной сети и увеличение среднего времени корреспонденций.
Целью минимизации экологической нагрузки является сокращение объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для снижения величины экологического ущерба экономике региона.
Кроме того, необходимо принимать во внимание, что в реальной экономической ситуации транспортный спрос (пассажиропоток) и транспортное предложение (объем транспортной работы) реагируют на изменение тарифа.
При росте величины тарифа пассажиропоток уменьшится, поскольку меньшее количество людей будет готово воспользоваться общественным пассажирским транспортом, а объем транспортной работы увеличится, так как интервалы движения на маршрутах будут сокращаться, а количество маршрутов – расти в связи с увеличением конкуренции на рынке.
В то же время объем транспортной работы также влияет на транспортный спрос через изменение интервалов движения и наполняемости транспортных средств. Чем больше объем транспортной работы, тем большее количество людей будет готово воспользоваться услугами общественного пассажирского транспорта. В этом случае показатели интервальности и наполняемости будут характеризовать качество услуг.
Построение функции зависимости пассажиропотока от объема транспортной работы возможно с помощью анкетирования пассажиров, пользующихся услугами конкурентных перевозчиков, и оценки влияния интервальности движения на выбор потребителей того или иного транспортного средства.
Как отмечалось ранее, при формировании тарифа пригородных железнодорожных перевозок необходимо учитывать интересы каждого участника рынка. Это возможно с помощью построения оптимальной модели, в которой выделяются целевой показатель формирования тарифа и система ограничений.
2.2. Основы развития транспортной системы в РФ
Транспорт является важнейшим звеном хозяйственной системы государства, во многом определяющим как развитие его экономики, так и уровень благосостояния населения. Решение задач обеспечения дальнейшего экономического роста страны и повышения качества жизни населения потребует в ближайшей перспективе значительного повышения эффективности функционирования транспортного комплекса, совершенствования методов и средств управления им.
Меры по ограничению использования автомобилей не только позволяют снизить уровень загрузки улично–дорожной сети, но также влияют на состояние окружающей среды и уровень безопасности дорожного движения. Кроме того, различные типы фискальных ограничений позволяют получить дополнительные доходы в городской бюджет.
Эти поступления могут быть использованы для совершенствования работы общественного пассажирского транспорта, улучшения организации движения, развития дорожной инфраструктуры и т.д.
Ограничительные меры могут принимать вид административного запрета на въезд и парковку АТС, на отдельные территории и/или объекты дорожной инфраструктуры (постоянного или действующего в определённые дни недели и часы суток), а также форму сбора платы за въезд и парковку (размер платы также может зависеть от типа АТС, времени суток и т.п.).
Мировой опыт применения подобных ограничений показывает, что они представляют собой быстродействующее и эффективное средство решения проблемы перегруженности улично–дорожной сети (УДС). Так, в Лондоне внедрение системы сбора платы за въезд в городской центр (congestion
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 395 (ред. от 19.12.2017) «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации»// «Российская газета», N 169, 10.08.2004
2. Баринов Н.А., Бевзюк Е.А., Беляев М.А., Бирюкова Т.А., Барышев С.А., Вахрушева Ю.Н., Долотина Р.Р., Елизарова Н.В., Закиров Р.Ю., Захарова Н.А., Иванишин П.З., Морозов С.Ю., Михалева Т.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. N 14–ФЗ (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.
3. Базилюк А.В., Теслюк Н.П. Инновационные технологии финансирования городского пассажирского транспорта Украины // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2013. N 28. С. 135 – 142.
4. Буслаев А.П., Новиков А.В., Приходько В.М., Таташев А.Г., Яшина М.В. Вероятностные и имитационные подходы к оптимизации автодорожного движения. – М.: Мир, 2013. – 254с.
5. Владимирова Т.А., Никитин Н.Н., Попов A.M., Соколов В.Г. Экономическая эффективность новых технологий в развитии надземного транспорта. Препринт. Новосибирск: Изд. СГУПСа, 2014. – 72 с.
6. Васюгова С.А., Николаев А.Б.Анализ инновационных решений в развитии интеллектуальных транспортных систем // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 4–1. С. 103–106.
7. Додлова М., Кисельгоф С., Меняшев Р., Сорокин К., Хмельницкая Е., Чернина Е. Тарифы на общественный транспорт и моделирование спроса // Вопросы экономики. 2013. N 6. С. 100 – 119
8. Данные Департамента транспорта и развития дорожно–транспортной инфраструктуры г. Москвы. Электронный ресурс: http://dt.mos.ru/the–state–program–of–the–city–of–moscow/reports–on–the–implementation/, Дата обращения 22.08.2015
9. Дергунов С.А., Орехов С.А., Бородина Е.С. Дороги будущего – дороги перемен // Инновации в науке. 2014. № 30–1. С. 96–109.
10. Евстигнеев, И. А. Интеллектуальные транспортные системы на автомобильных дорогах федерального значения России. – М. : Изд–во «Перо», 2015. – 164 с.
11. Иванов А.М., Шадрин С.С.Разработка системы межобъектного взаимодействия интеллектуальных транспортных средств // Энерго– и ресурсосбережение: промышленность и транспорт. 2013. Т. 7. № 21 (124). С. 74–77.
12. Кузнецова К., Дукова В. Общественный городской транспорт в московском мегаполисе: проблемы и подходы к решениям // Российский экономический журнал. 2015. N 1. С. 117 – 121.
13. Кириллов А.М. Автомобилист – враг природы и общества!? // актуальные проблемы обеспечения устойчивого экономического и социального развития регионов сборник материалов X международной научно–практической конференции. 2015 // Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Апробация» (Махачкала). С. 26–29.
14. Кельбах С.ИТС в сети платных автомобильных дорог России // Транспортная стратегия – XXI век. 2014. № 27. С. 89
15. Кирзнер Ю.С. Измерение эффективности системы пассажирского транспорта города. //Городской транспорт и организация движения. – М.: 2013. С. 123–130.
16. Легкий С.А. Основы определения цены услуги пассажирского транспорта с учетом ее ценности // Экономика транспортного комплекса. 2010. N 16. С. 164 – 171.
17. Лунина Т.А. Проблемы возмещения затрат перевозчиков при организации пригородных перевозок // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. 2011. N 2. С. 48 – 51
18. Меренков А.О. Роль государства в реализации интеллектуальных транспортных систем // Государственное регулирование экономики: политико – экономические аспекты: Сборник научных трудов по материалам 3–й Международной научно–практической конференции. – М.: ГУУ, 2016. – С. 112–116.
19. Михайлов А.Ю. Стратегия развития планировочной структуры, транспортной системы и охраны окружающей среды центра Иркутска //Интеркарто 2. ГИС для изучения и картографирования окружающей среды: Мат. межд. конф. – Москва, 2015. – С. 142–147.
20. Михайлов А.Ю. Оценка пропускной способности при условии эластичного спроса //Сб. обзорной информации: Транспорт. Наука, техника, управление. М.:ВИНИТИ, 2014. – N 3. – С. 8 – 11.
21. Никитина А.Н., Миронюк В.П. Влияние платежеспособного спроса населения на формирование тарифа на пассажирские перевозки. URL: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4p1y2012/1113.
22. Никитина А.Н., Роговенко Т.Н. Применение принципов логистического подхода в экономико–математической модели оптимального тарифа городских пассажирских перевозок. URL: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1660.
23. Постников В.П. Совершенствование подхода тарифного регулирования пригородных железнодорожных перевозок // Международный бухгалтерский учет. 2016. N 13. С. 21 – 37.
24. Приходько В.М., Мороз С.М., Ременцов А.Н. Формирование функциональных возможностей интеллектуальной транспортной системы для автомобильного транспорта // Журнал автомобильных инженеров. 2011. № 4. С. 23–27.
25. Сафронов Э. А. Транспортные системы городов и регионов./ учеб. пособие для вузов. – М.: Изд–во Ассоциации строительных вузов (АСВ), 2014. – 272 с.
26. Семчугова Е.Ю., Володькин П.П., Загорский И.О., Никитина А.Н. Научные подходы оценки величины тарифов на городском пассажирском транспорте. URL: http://naukovedenie.ru/sbornikl2/12–121.pdf.
27. Троицкая Н. А. Единая транспортная система: Учебник для студентов учреждений сред. проф. образования . – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
28. Департамент транспорта и развития дорожно–транспортной инфраструктуры города Москвы: http://dt.mos.ru/
29. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/
30. Система Консультант–Плюс: http://www.consultant.ru/