Фрагмент для ознакомления
2
1. Теоретические аспекты системы планирования деятельности организации
1.1 Сущность и цели, принципы и методы планирования
Важнейшей предпосылкой успешного развития предприятия в условиях современной рыночной экономики является планирование, которое способствует наиболее эффективному использованию всех ресурсов предприятия и обеспечивает реализацию целей его деятельности.
Важность и значимость планирования деятельности предприятия отражена в известном афоризме: "Планировать или быть запланированным". Его смысл заключается в том, что предприятие, которое не умеет или не считает нужным планировать свою деятельность, само становится объектом планирования, средством достижения чужих целей [21].
Планирование как экономическую категорию можно рассматривать с общеэкономических и управленческих позиций.
С общеэкономической точки зрения планирование является одним из методов регулирования пропорций производства и механизмом, заменяющим цены и рынок. В условиях рыночных отношений главным регулятором производства является закон стоимости, но во внутренней среде предприятия его механизм заменяется сознательными действиями и авторитетными решениями руководящего персонала. Поэтому в условиях предприятия планирование по-прежнему остается основным способом регулирования пропорций производства, поскольку подразделения предприятия вступают в отношения друг с другом не как независимые производители, а как участники единого производственного процесса [4].
С управленческой точки зрения планирование является одной из основных функций управления производством и заключается в способности предвидеть цели предприятия, результаты его деятельности и ресурсы, необходимые для достижения этих целей; в способности предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть в ходе деятельности, и справляться с ними.
Планирование предприятия - это целенаправленная внутрихозяйственная деятельность, которая служит основой для организации и управления производством, является нормативной базой для разработки и принятия рациональных организационных и управленческих решений [15].
Планирование предприятия следует рассматривать как непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и постоянно уточняются цели и задачи развития предприятия; обрабатывается информация об обосновании предстоящих действий, определяются наилучшие способы достижения целей.
Принципы планирования определяют характер и содержание планируемой деятельности на предприятии.
Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем, который назвал их общими чертами хорошей программы действий.
Принципы планирования как основные отправные точки, правила формирования, обоснования и организации разработки документов планирования постоянно совершенствуются, изменяются, наполняются новым содержанием по мере развития экономики [6].
К основным принципам планирования относятся принципы единства, непрерывности, гибкости, конкретности, оптимальности, эффективности, действенности.
Принцип единства предусматривает разработку общего (сводного) плана развития предприятия, в котором планы по различным направлениям деятельности взаимосвязаны и обобщены на основе реализации общей цели предприятия и взаимодействия его различных структурных подразделений.
Принцип непрерывности заключается в том, что процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно, а разработанные планы должны непрерывно заменять и дополнять друг друга, что обеспечивается их взаимосвязью и взаимозависимостью.
Принцип гибкости связан с принципом непрерывности. Она предполагает возможность корректировки плановых показателей и координации планируемой хозяйственной деятельности предприятия с учетом изменений условий реализации планов, во внешней и внутренней бизнес-среде.
Принцип конкретности означает, что принятые плановые решения должны быть представлены в виде конкретных количественных и качественных показателей планирования, характеризующих направления и границы развития предприятия в планируемом периоде, а также степень реализации цели планирования [18].
Принцип оптимальности предусматривает ориентацию планируемого решения на обеспечение наибольшей эффективности функционирования и развития предприятия.
Принцип эффективности означает, что в процессе разработки плановых решений для реализации цели планирования механизм реализации этих решений определяется с учетом реальных условий предприятия.
Принцип эффективности заключается в том, что затраты на планирование не должны превышать эффект от его применения. На основе принципов планирования в ходе практической деятельности формируются и развиваются методы планирования, представляющие собой совокупность методов и приемов, обеспечивающих процесс выбора, разработки и обоснования необходимых плановых показателей и документов.
В зависимости от цели планирования, исходной информации, нормативной базы, методов получения и утверждения плановых показателей на предприятии существуют такие методы планирования, как балансовый, нормативный, метод экстраполяции, а также экономико-математические методы [27].
Балансовый метод планирования характеризуется установлением материальных и стоимостных пропорций в показателях. Метод предполагает использование взаимно уравновешивающих расчетов (таблиц), в одной части которых указаны ресурсы, а в другой - направления их использования. Правильное определение ресурсов означает разумное направление их использования в соответствии с существующими потребностями.
Нормативный метод заключается в разработке плановых документов (показателей) и обосновании планируемых решений на основе использования норм и стандартов. Норма - это обоснованное значение (предельно допустимое или среднее) ресурсных затрат на изготовление единицы продукции (работ, услуг) заданного качества в условиях планируемого периода. Стандарт - это минимально необходимый объем ресурсов предприятия, обеспечивающий его эффективную работу. Компания самостоятельно разрабатывает нормы и правила, устанавливает их на определенный плановый период и корректирует по мере необходимости [3].
Метод экстраполяции (экспериментально-статистический метод) характеризуется ориентацией на результаты, фактически достигнутые в прошлом, корректировка которых позволяет определить необходимый целевой показатель. Данный метод планирования достаточно прост, но имеет существенный недостаток: планируемый уровень показателя отражает недостатки в работе и неиспользованные резервы, имевшие место в отчетном (прошедшем) периоде времени [16].
Экономико-математические методы характеризуются возможностями оптимизации запланированных решений. Их суть заключается в том, что они позволяют с меньшими затратами времени и средств находить количественное выражение взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и другими процессами, опосредованными в показателях. Применение этих методов требует точного математического описания экономической проблемы и обязательной экспертной оценки полученных данных.
1.2 Классификация планирования, основные этапы процесса планирования в организации, виды планов
В деятельности компании используются различные виды планирования. Их классификация основана на типичных признаках, что позволяет определить место и роль каждого из них. Установление сходств и различий между ними позволяет вам лучше понять суть планирования.
В зависимости от временного периода планирования различают следующие виды планирования:
- долгосрочный (на 10-25 лет);
- среднесрочный (на 3 - 10 лет);
- краткосрочные (на 1-3 года); - текущие (на 1 год);
- оперативный (до года) [10].
По содержанию плановых решений различают стратегическое, тактическое, оперативно-календарное и бизнес-планирование.
Стратегическое планирование определяет основные направления развития компании на долгосрочную перспективу, ставит долгосрочные цели и разрабатывает средства их достижения.
Тактическое планирование рассматривается как процесс планирования отдельных операций, направленных на достижение стратегических целей и определение ресурсов для их реализации; оно осуществляется в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Оперативно-календарное планирование заключается в уточнении показателей тактического плана с целью организации плановой ежедневной и ритмичной работы предприятия [23].
Бизнес-планирование предусматривает оценку целесообразности инвестиций в инновационную деятельность предприятия. С помощью бизнес-плана вы можете контролировать производство и управлять им. Бизнес-план разрабатывается для обоснования текущего и перспективного развития предприятия, выбора новых видов деятельности; оценки возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств; оценки целесообразности мер государственной поддержки; разработки предложений по созданию совместных предприятий.
В соответствии с функциями деятельности компании составляются так называемые функциональные планы. К ним относятся маркетинговые планы, производственные планы, численность персонала и заработная плата, производственные затраты, финансовый план и т.д. [1].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1. Аникеев С.А. Методика разработки плана маркетинга. – М.: Форум, 2016. – 128 с.
2.Артемова Е.Н. A861 Планирование на предприятиях ресторанного бизнеса: учеб. пособие. - М.: Академия, 2021. - 176 с.
3.Афанасьева, О. Е. Формирование маркетингового плана развития организации на рынке общественного питания // Молодой ученый. - 2019. - № 10.2 (90.2). - С. 47-51.
4.Афитов, Э. А. Планирование на предприятии (организации): учебник. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 344 с.
5.Бабич, Т. Н. Планирование на предприятии: учебник. - М.: Кнорус, 2018. - 344 с
6. Бекетова, О.Н. Бизнес-планирование. Конспект лекций.- М.: ИНФРА-М, 2017. – 157 с.
7.Васюкова А.Т. Проектирование предприятий общественного питания.- М.: Дашков и Ко, 2018. – 73c.
8. Воробьев, И.П. Планирование на предприятиях отрасли : курс лекций. – Минск: Беларуская навука, 2019. - 199 с.
9. Галенко, В.П. Бизнес-планирование в условиях открытой экономики: учеб. пособ. – М.: Академия, 2017. – 288 с.
10. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: Учебник. - М.: Рилонт, 2020. - 328 с.
11.Горленко О. А. Стратегическое планирование: учебник. - М.: Юрайт, 2020. - 249 с.
12.Давыденко, Е. А. Проблемы организации планирования и контроля на отечественных предприятиях и пути их решения // Управление финансами предприятия. – 2011. - №2. – С. 32-45.
13. Егоров Ю.А., Варакута С.А. Планирование на предприятии. - М.: Инфра-, 2011. - 176 с.
14.Ефимова О. П., Кабушкина Н. И. Экономика общественного питания: учеб. пособие. - Мн. : Новое знание, 2018. -489c.
15.Зайко, Г. М. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания. - М.: Магистр, 2021. - 560 c.
16.Ильин А.И. Планирование на предприятии: учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2011. – 672 с.
17.Кустова И.А. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: учебное пособие. – Самара: Самарский государственный техникум ун-т, 2017. – 131 с.
18.Кучеренко, А. И. Планирование на предприятии // Справочник экономиста. – 2020. – №1. – С. 15-30.
19. Липсиц, И. В. Что такое бизнес-план и как его составить. – М.: Россия молодая, 2018. – 387 с.
20.Литвинюк А.А. Стратегическое планирование: учебник. - М.: Юрайт, 2021. - 498 с.
21. Маркова В.Д. Внутрифирменное планирование: конспект лекций. - М.: Перо, 2021. - 270 с.
22.Мочалова, Л. А. Концепция финансового планирования // Управление финансами предприятия. – 2021. – №3. – С. 12-28.
23. Пелих А.С. Бизнес-план. – М.: Ось –89, 2016.- 96 с.
24. Пивоваров К.В. Планирование на предприятии : учеб. пособие. - Ростов н/Д : ФЕНИКС, 2016. - 256 с.
25. Савкина Р.В. Планирование на предприятии: учеб. пособие. – М.: Дашков и Ко, 2017. – 324 с.
26.Токарев М.А. Организация ресторанного дела. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2014. – 21 с.
27. Халтаева С.Р. Бизнес-планирование: учеб.– Улан-Удэ, 2018. – 170 с.