Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Создание эффективной системы стимулирования системы труда является составляющей процесса формирования определённого типа культуры предприятия. Если этот процесс осуществляется сознательно, то основу организационной культуры будут составлять ценности руководства и владельцев компании. В случае, когда формирование организационной культуры происходит как стихийный процесс, ценности руководства, владельцев и работников могут конкурировать между собой и в конечном, в основе организационной культуры будут заложены ценности, которые оказались более жизнеспособными в краткосрочном периоде .
Важными средствами стимулирования выступают разнообразные методы стимулирования, возможность карьерного роста, повышения уровня удовлетворённости трудом, возможность работать самостоятельно и творчески: организационная культура и система работы с персоналом выступают друг для друга факторами внутреннего воздействия, поскольку, с одной стороны, изменения организационной культуры вызывают необходимость соответствующего изменения работы с персоналом. С другой направления работы с персоналом, укрепляют и развивают организационную культуру, в свою очередь, получают её как основу своего дальнейшего совершенствования.
Влияние организационной культуры на стимулирование труда персонала может быть сформирован благодаря созданию следующих мероприятий на предприятии:
- внедрение системы вознаграждений на предприятии;
- создание системы продвижения по карьерной лестнице;
- разработка системы справедливого регулирования конфликтов между работниками, которая будет создана с учётом их личной культуры [25; 39].
Таким образом, реализация функции стимулирования организационной культуры предполагает использование специфических инструментов, которые способствуют созданию положительного социально-психологического климата, развития креативности персонала, проявления и совершенствованию лидерских способностей. Построение системы стимулирования труда персонала на основе организационной культуры даёт возможность объединить персонал вокруг значимых целей.
Особенности профессиональной деятельности – это обобщённая характеристика сотрудников со стороны их устремлений, их ценностей. Знание структуры и содержания направленности субъектов предоставляет нам информацию о преобладающей ориентации их мыслей, стремлений, позволяя произвести оценку и прогнозирование их поступков и их мотивов.
Объект исследования – теоретические аспекты изучения проблемы стимулирования профессиональной деятельности.
Предмет исследования – особенности стимулирования профессиональной деятельности сотрудников с разным стажем работы и уровня организационной культуры (на примере компании «Белая лошадь»).
Цель данного исследования – исследование моделей и механизмов системы стимулирования трудовой деятельности сотрудников компании «Белая лошадь» с разным стажем работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить и описать основные аспекты стимулирования профессиональной деятельности сотрудников;
- рассмотреть особенности организационной культуры и её особенности;
- обобщить особенности системы стимулирования;
- описать основные аспекты организации исследования, его методы;
- описать результаты эмпирического исследования по изучению особенностей стимулирования профессиональной деятельности сотрудников с разным стажем работы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Основные аспекты стимулирования профессиональной деятельности сотрудников
Внимание к проблеме стимулирования профессиональной деятельности сотрудников между практиков то падает, то вновь увеличивается. В последние годы вновь наметился подъём внимания к ней не лишь только со стороны специалистов по работе с персоналом, но и со стороны руководителей разного уровня.
Как раз стимулирование профессиональной профессиональной деятельности того или иного сотрудника, его верность учреждению, его настрой на высшую самоотдачу в профессиональной деятельности считается основой эффективного раскрытия потенциала профессиональных ресурсов любого учреждения.
Стимулирование является осознанным выбором определённого типа поведения, который формируется под воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов.
Стимулирование профессиональной деятельности менеджера, администратора, представителя техперсонала – это стремление менеджера, администратора, представителя техперсонала удовлетворить потребности (получить определённые блага) посредством профессиональной деятельности.
Стимулирование – способ управления трудовым поведением менеджера, администратора, представителя техперсонала или группы, состоящий в целенаправленном воздействии на поведение коллектива при помощи воздействия на условия его жизнедеятельности и внедрения, побуждающих его к деятельности мотивов – система поощрений и наказаний. Побуждение к осуществлению профессиональной деятельности происходит еще до того момента, когда человек принимает решение работать в той или сфере. Он изучает, познает природу и значения морали и этики, которые формируют фундамент и главные основы его дальнейшего отношения к профессиональной деятельности.
Рисунок 1.1. Уровни потребностей
Стимулирование профессиональной деятельности менеджера, администратора, представителя техперсонала стоит в одном ряду с мотивациями к общению, искусству, познанию мира, другими мотивациями, которые признаются мотивациями высшего типа [16].
1.2. Организационная культура и её роль в процессе стимулирования
Корпоративная культура – это система ценностей, убеждений, верований, представлений, ожиданий, символов, а также деловых принципов, норм поведения, традиций, ритуалов и т.д., которые сложились в организации и её подразделениях за время деятельности и которые воспринимаются большинством работников [7, с.11].
Корпоративная культура существует в любой компании – с момента появления организации и до самого конца – независимо от того, создаётся специальная служба для работы с ней или нет. Грамотное же управление корпоративной культурой положительно влияет на процветание компании. В частности, с его помощью сокращаются расходы, причём не только на подбор персонала, но и, например, на внешний PR: работники, являются проводниками философии компании во внешний мир, снимают часть функций по департаменту, который занимается PR-политикой организации. Компания с развитой корпоративной культурой имеет большой авторитет на рынке и привлекательна как для потенциальных работников, так и для партнёров по бизнесу.
В успешно работающих организациях существует собственная культура, которая приводит их к достижению положительных результатов.
Корпоративная культура – в основном невидимая часть организации, не умаляет её влияния на поведение работников, но усложняет управление ею и проведение качественного и количественного анализа. Учитывая многоаспектность корпоративной культуры, целесообразно сформировать классификацию типов организационной культуры.
С другой стороны, углубляясь в суть и многоуровневую структуру корпоративной культуры, можно выделить отдельные компоненты, которые в совокупности дают достаточно полное представление о ней. В структуре корпоративной культуры выделяют три уровня: поверхностный (содержит внешние организационные характеристики), внутренний (ценности и верования) и глубинный (скрытые факторы, которые управляют поведением работников).
На современном этапе развития экономики является достаточно известным тот факт, что почти каждая успешная организация свою корпоративную культуру, – совокупность важнейших положений деятельности организации, обусловленных миссией и стратегией развития, находят своё отражение в социальных нормах и ценностях большинства работников. Такая культура позволяет выделять организацию, создаёт позитивную атмосферу для её сотрудников, укрепляет социальную стабильность и является контролирующим механизмом, который направляет и формирует отношения и поведение работников.
Сущность корпоративной культуры – это специфическая форма существования взаимосвязанной системы, которая включает в себя иерархию ценностей, доминирующих среди сотрудников организации и совокупность способов их реализации, которые преобладают в ней на определённом этапе развития [13].
Организационная культура – это нормы и ценности, которые разделяются абсолютным большинством членов организации или предприятия, а так же внешние их проявления (организационное поведение).
Основные функции: внутренняя интеграция (даёт понятие всем членам структуры о форме их взаимодействия друг с другом); внешняя адаптация (адаптирует организацию к внешней среде).
Процесс формирования организационной культуры представляет собой попытку конструктивного влияния на поведение персонала. Занимаясь формированием определённых установок, системы ценностей у сотрудников в рамках определённой организационной структуры можно стимулировать, планировать и прогнозировать желаемое поведение, но при этом следует учитывать корпоративную культуру организации, которая уже сложилась. Зачастую руководители, пытаясь сформировать философию своей организации, декларируя прогрессивные нормы и ценности, даже вкладывая в это некоторые средства, не получают желаемых результатов. Отчасти это происходит из-за того, что реально существующие ценности и нормы вступают в конфликт с внедряемыми организационными нормами. Поэтому они отвергаются большинством коллектива.
Элементы оргкультуры:
- поведенческие стереотипы (сленг, общий язык, который используют члены организации; традиции и обычаи, соблюдаемые ими; ритуалы, совершаемые в определённых случаях);
- групповые нормы (образцы и стандарты, которые регламентируют поведение членов организации);
- провозглашаемые ценности (общеизвестные и декларируемые в организации ценности и принципы, которых придерживается и которые реализует организация. Например, «качество выпускаемой продукции».);
- философия организации (общие идеологические и даже, возможно, политические принципы, которые определяют действия организации в отношении служащих, клиентов, посредников);
- правила игры (правила поведения работников на работе; ограничения и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексина С.Б. Методы стимулирования: Учебник / С.Б. Алексина. – М.: ФОРУМ, 2020. – 304 с.
2. Басаранович Е.А. Анализ мотивации и стимулирования персонала на примере компаний «Google» и «Yandex» / Е.А. Басаранович // Евразийский союз ученых. 2015. – С. 167-169.
3. Белашова В.В. Моральные и материальные виды стимулирования / В.В. Белашова // Инновационная наука. – 2017. – Т. 2. – № 4. – С. 179-181.
4. Бухалков М.И. Управление персоналом на предприятии / М.И. Бухалков // Управление компанией. – 2019. – №7. – С.48-50.
5. Демченко А.А. Приоритетные направления повышения трудовой мотивации / А. А. Демченко, Э. В. Сукманов ; Курский гос. ун-т. Курск, 2014. – 134 с.
6. Закирьянова Л.Р. Материальное стимулирование персонала предприятий в современных условиях / Л.Р. Закирьянова // Молодежь и наука. – 2017. – № 3. – С. 64.
7. Иванников В.А. Порождение деятельности и проблема мотивации / В.А. Иванников // Вестник Московского университета. – Серия 14.. – Психология: Научный журнал. – 2015. – № 2. – С.15-22.
8. Кибанов А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности [Текст] /А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Е.А. Митрофанова, М.В. Ловчева / Под редакцией А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 524 с.
9. Крестьянскова Е.А. Основные методы материального и морального стимулирования персонала в организации / Е.А. Крестьянскова // Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва, г. Саранск, 2016. – С. 8-15.
10. Ловчева М.В. Оценка эффективности системы стимулирования персонала: показатели, методы, практические рекомендации / М.В. Ловчева // Мотивация и оплата труда. – 2015. – № 1. – С. 14-26.
11. Миненкова З.В. Материальное стимулирование в организациях на современном этапе / З.В. Миненкова // Политика, экономика и инновации. 2017. – № 7 (17). – С. 7.
12. Миненкова З.В. Особенности организации материального стимулирования на предприятиях / З.В. Минекова // Политика, экономика и инновации. – 2017. – № 6 (16). – С. 10.
13. Мотивация и стимулирование персонала / Под ред. С.А. Шапиро. – М.: ГроссМедиа, 2018. – 224 с.
14. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / Э.Х. Шейн; Пер. с англ. И.И. Малкова; Науч. ред. Т.Ю. Ковалева. – СПб.: Питер, 2019. – 35 c.
15. Шупейко И.Г. Основы психологии и педагогики [Текст] / И.Г. Шупейко, А.Ю. Борбот, Е.М. Доморацкая, Д.А. Пархоменко. – Минск: БГУИР, 2018. – 35 с.
16. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека [Текст] / П.М. Якобсон. – М.: Политиздат, 2019. – 471 с.