Фрагмент для ознакомления
2
стороны. Часто конфронтация возникает при переоценке себя и недооценке партнера по общению.
Принуждение – это тактика прямолинейного навязывания учащемуся того варианта решения, который устраивает педагога. Принуждение быстро и решительно устраняет причины недовольства педагога, но в то же время оно является самым неблагоприятным исходом для сохранения хороших отношений между ним и учащимися. Признание ошибки и неправоты. Если причиной конфликта явилось неправильное поведение самого педагога, его ошибочное утверждение, вызвавшее несогласие учащихся, то разрешить конфликт можно признанием педагогом своей ошибки .
Использование определенных способов как основных приводит к формированию стереотипов поведения педагогов или стиля при решении конфликтных ситуаций и конфликтов. Психологи выделяют пять типовых стилей поведения в конфликтных ситуациях.
Стиль конкуренции. При этом стиле превосходит желание в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать ваше решение.
Для достижения используются волевые качества. Это может быть эффективным стилем, если человек обладает определенной властью или вы уверены, что ваше решение в данной ситуации верно и вы имеете возможность настаивать на нем.
Примеры случаев, когда необходимо применять данный стиль: – достаточное обладание авторитетом;
1) необходимость принятия быстрого решения;
2) если нет иного выбора;
3) критическая ситуация требует немедленного реагирования;
4) принятие нестандартного решения.
Стиль уклонения. Реализуется тогда, когда вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения проблемы или просто уклоняетесь от выработки решения конфликта.
Данный стиль можно использовать, когда затрагивается проблема не столь важная для вас, когда вы не хотите тратить сил на ее решение или когда чувствуете, что находитесь в бессознательном положении .
Типичные ситуации применения данного стиля:
1) исход не важен для вас, или вы считаете, что это решение настолько правильно, что не стоит тратить на него силы;
2) вы хотите выиграть время;
3) у вас мало власти для решения данной проблемы;
4) вы чувствуете, что у других больше шансов решить данную проблему.
Стиль приспособления. Он означает, что вы действуете совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Этот подход можно использовать тогда, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не существенен для вас.
Данный стиль не подходит, когда вы чувствуете, что другой человек не собирается в свою очередь поступиться чем-то или этот человек не оценит сделанного вами.
Типичные ситуации применения данного стиля:
1) вас не особенно волнует случившее;
2) вы хотите сохранить мирные отношения с другими людьми;
3) у вас мало шансов отстоять свою точку зрения;
4) вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если вы уступите его желанию.
Стиль сотрудничества. Наиболее эффективный стиль, но и наиболее трудный. Если обе стороны понимают, в чем состоят причины конфликта, вы имеете возможность совместно искать новые альтернативы или выработать приемлемые компромиссы.
Типичные ситуации применения данного стиля:
1) решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью от него отстраниться;
2) у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
3) у вас есть время поработать над возникшей проблемой;
4) обе стороны вовлечены в конфликт, обладают равной властью или игнорируют разницу в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.
Стиль компромисса. Вы немного уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же самое. Как при сотрудничестве, вы не ищете скрытые нужды и интересы. Вы рассматриваете только то, что говорите друг другу о своих желаниях.
Типичные ситуации применения данного стиля:
1) обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;
2) вас может устроить временное решение;
3) вы можете воспользоваться временной выгодой;
4) другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;
5) удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, вы можете несколько изменить поставленную вначале цель;
6) компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете получить хоть что-то, нежели все потерять. Из всех перечисленных стилей стиль сотрудничества самый трудоемкий. Неприемлем он для тех, кто стремится учитывать только свои интересы.
Подводя итог, отметим то, что в идеальном случае конфликт сам подсказывает стиль поведения, но педагог должен руководствоваться основными правилами поведения в конфликтной ситуации:
Не расширять предмет ссоры, причину недовольства.
Справедливо, непредвзято относиться к инициатору конфликта.
3. Проявлять эмоциональную выдержку.
4. Формулировать позитивное решение конфликтной ситуации или конфликта.
Глава 2. Экспериментально-практическая часть, направленная на общение педагога
2.1. Диагностика особенностей конфликта между педагогами и учениками как социально-психологической проблемы
Цель экспериментального исследования: выявление особенностей конфликтов между педагогами и учениками как социально-психологической проблемы.
Задачи:
1) подобрать диагностическую методику по выявлению причин конфликтных взаимоотношений;
2) подобрать экспериментальную группу школьников подросткового возраста (ЭГ1), а так же педагогов (ЭГ2) на базе исследования, провести диагностику причин конфликтных взаимоотношений;
3) разработать и провести в экспериментальных группах цикл занятий, направленных на умение строить конструктивное общение;
4) провести контрольную диагностику в группах с помощью использованной ранее диагностической методики для выявления эффективности психолого-педагогической работы.
Этапы эксперимента:
1) подбор группы, диагностической методики, первичная диагностика причин конфликтов;
2) проведение психолого-педагогической работы, направленной на умение строить конструктивное общение;
3) контрольная диагностика;
4) анализ результатов.
На первом этапе эксперимента подберем экспериментальную группу (ЭГ1) – 10 человек из 8 «А» класса (дети 15 лет, 5 девочек и 5 мальчиков), а так же группу педагогов (ЭГ2) – 5 человек, работающих в 8 «А» классе, из
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1) Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института. - 2014. – 207 с.
2) Васильев Э.Ю. Диагностика конфликтов учителей со старшеклассниками как условие их разрешения. – Автореф. диссерт. – Таганрог. – 2004. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-diagnostika-konfliktov-uchiteley-so-starsheklassnikami-kak-uslovie-ih-razresheniya
3) Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс. - 2015. – 177 с.
4) Волков В.Н. Психологи о педагогических проблемах. - М.: Просвещение. - 2014. – 206 с.
5) Волков И.П. Психологические и педагогические проблемы. – М.: Наука. - 2000. – 402 с.
6) Елагина В.С., Немудрая Е.Ю. Основы педагогического общения: учебное пособие: курс лекций для студентов педагогических вузов. - Челябинск: НП «Инновационный центр «РОСТ». - 2012. – 184 с.
7) Ефремова О.И. Манипулятивная деформация функций педагогической оценки. Материалы науч. - практ. конф Ананьевские чтения. – СПб. - 2007. – 294 с.
8) Ильин Е.П. Психология для педагогов. – СПб.: Питер. - 2015. – 205 с.
9) Крысько В.Г. Социальная психология. - М.: Омега-Л. - 2016. – 406 с.
10) Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учебное пособие. – М.: Флинта. - 2014. – 101 с.
11) Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Педагогика. - 2015. – 97 с.
12) Меджидов Г.И. Культура педагогического общения. – 2015. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2009/psih9.html
13) Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков школьника. -М.: Просвещение. - 2015. – 406 с.
14) Немов Р.С. Психология. - М.: ВЛАДОС. - 2014. – 503 с.
15) Романова А.В. Современные способы разрешения конфликтов в педагогическом процессе. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://romanova.ucoz.ru/publ/sovremennye_sposoby_razreshenija_ konfliktov/1-1-0-3
16) Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: Просвещение. - 2015. – 80 с.
17) Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М.: Академия. – 2014. – 308 с.
18) Седова Н.Е. Педагогическое общение: психологический тренинг для учителя. Педагогика. - 1994. - №1. - С. 56-59.
19) Стефановская Т.А. Педагогика: Наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. – М.: МПГУ. – 2000. – 92 с.
20) Фалей М.В. Педагогическое общение: учебное пособие. – Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ. - 2014. – 116 с.
21) Целуйко В.М. Психологические основы педагогического общения. – М.: Владос. - 2007. – 104 с.
22) Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. –Минск.: Флагман. - 2015. – 205 с.
23) Шуркова Н.О. Общение учителя с детьми. Воспитание школьников. - 1995. - №1. - С. 2-7.
24) Шубкин В.Б. Социология юности. - СПб.: Агата. – 2012. – 207 с.
25) Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Наука. – 2016. – 504 с.