Фрагмент для ознакомления
2
Сбытовая политика связана непосредственно со сбытом и реализацией товарной продукции фирмы. Она предопределяет кому, где и как будут реализовывать товары и услуги фирмы. Ее основополагающим принципом выступает предоставление нужного продукта в нужное время в нужное место.
Сбытовая политика нацелена на обеспечение доступности товаров и услуг фирмы для потребителей. Ее основными инструментами являются расположение, доставка и запасы.
В системе маркетинга выделяют четыре основных направления сбыта, каждый из которых имеет под собой свою инструментальную основу:
- материальная обработка, логистика (складирование, транспортировка, грузопереработка, управление запасами);
- товародвижение, каналы сбыта (прямые продажи, опт, розница, интернет-магазин);
- дистрибуция, процесс сбыта или трейд-маркетинг;
- маркетинговая логистика (условия контракта, управление заказами).
Наконец, коммуникативная политики или политика продвижения определяет, как, какими способами и посредством кого будет обеспечено рыночное продвижение товаров и услуг фирмы. В общем виде она может быть определена в качестве совокупности различных видов деятельности по доведению информации о компании и ее продукции до потенциальных потребителей и стимулированию у них желания к ее приобретению.
Основными инструментами коммуникационной политики традиционно считаются реклама, стимулирование сбыта, прямые продажи и работа по связям с общественностью или PR.
1.2 Методы и оценка маркетинговой деятельности
Оценка эффективности маркетинговой деятельности предприятия – сознательная составляющая работы маркетингового звена. Маркетинговые отрасли предприятия – центры, отвечающие за подготовку решений для компании. Это показывает повышение маркетинговой эффективности организации.
Эффективность маркетинговых мероприятий имеет значение, особенно на этапе принятия решения о проведении конкретного мероприятия. Возникает вопрос о методиках определения эффективности маркетинговых мероприятий на стадии планирования [20, с.437].
Цели преследуют проблему определения экономической эффективности маркетинговой деятельности и заключаются в том, чтобы обосновать эффективность маркетинговой деятельности на стадии принятия решений и в определении эффективности маркетинговой деятельности после окончания периода времени, исходя из практически достигнутых результатов [8, с.87].
Экономическая эффективность маркетинговой деятельности предприятия необходима чтобы определить факторы, которые влияют на показатель эффективности маркетинговой деятельности, на взаимозависимость этих факторов. Если взаимосвязь присутствует, то характер влияния на показатель эффективности состоит в том, чтобы раскрыть резервы повышения 9 эффективности.
Оценка эффективности организации является частью контроля маркетинга. Контроль маркетинга представляет собой оценку конечной реализации маркетинговых планов, также осуществление корректирующих действий для достижения поставленных целей перед предприятием [19, с.135].
Сначала руководство строит маркетинговые задачи. После оценивает результаты задач выполнения на рынке. Руководство принимает действия чтобы устранить отклонения между задачами и их исполнением. Для этого может потребоваться изменение программ. Оценка мероприятий имеет важное значение на этапе принятия решений о проведении конкретных мероприятий [5, с.154].
Характеристики маркетинга охватывают виды деятельности и не ограничиваются анализом критических действий. Оценка эффективности организации не должна запутать руководство относительно его проблем.
Первая характеристика - систематичность. В этой характеристике оценка эффективности маркетинга включает согласованную последовательность шагов, которые охватывают внешнюю среду маркетинга для предприятия, внутренние системы и отдельные функции маркетинга.
Вторая характеристика - независимость. В этой характеристике оценка эффективности маркетинга может быть проведена несколькими способами: внутренняя оценка проводится специальной группой профессионалов и привлечение со стороны специализированной компании. Внешний контроль осуществляют консультационные фирмы. Организации должны оценивать сравнительную динамику сбыта и отношение потребителей к товарам предприятия.
Третья характеристика - периодичность. В этой характеристики оценка эффективности маркетинга начинается тогда, как объѐм продаж начнет падать. Оценка эффективности маркетинга нужна для процветающих предприятий и для организаций, которые испытывают трудности [17, с.212].
На стадии планирования начинается оценка эффективности маркетинговой деятельности. Возобновление цели планируемого маркетингового мероприятия должно быть обоснованно и рассчитано.
Технология обоснования соответствия цели определена методикой «S.M.A.R.T.». Значение «S.M.A.R.T.»означает, что цель должна быть конкретной, должна оценивать ситуацию и понимать, что цель достижима [10, с.176].
Показатель эффективности маркетинга определяется путем достигнутого эффекта в результате деятельности. Эффект выражается в виде прибыли к затратам. Определить эффективность маркетинговой деятельности организации можно путем определения результата действия этой деятельности.
Применение количественных методов при планировании или оценке фактических результатов маркетингового мероприятия затруднено.
Применение методов может быть ограничено следующими причинами:
- сложностью изучения, нелинейностью маркетинговых процессов и наличием пороговых эффектов;
- эффектом взаимодействия маркетинговых переменных - цена, ассортимент, качество, объем выпуска;
- сложностью измерения маркетинговых проблем;
- неустойчивостью связей, которые обусловлены изменениями вкусов, привычек, оценок.
Цель сформулирована количественно, поэтому легко проверить уровень достижения, выявить результат затрат на мероприятие, это и называется эффективностью.
Количественные методы в маркетинговых исследованиях применяются все чаще и разработано много моделей, которые дают возможность определить важные параметры рыночной деятельности [7, с.511].
Выделяют группы при проведении исследований:
- многомерные методы - они используются для обоснования маркетинговых решений, в них лежат многочисленные взаимосвязанные переменные, такие как определение объема продаж нового продукта;
- регрессивные и корреляционные методы - используются для установления взаимосвязей между группами переменных, они же описывают маркетинговую деятельность;
- имитационные методы – применяются, когда переменные влияют на маркетинговую ситуацию, которая описывает конкуренцию, не поддаются аналитическому решению;
- статистические методы теории принятия решений - используются для описания реакции потребителей на изменение рыночной ситуации;
- детерминированные методы исследования операций – применяются, когда есть много переменных, которые взаимосвязаны и надо найти оптимальное решение;
гибридные методы – применяются, прежде всего для исследования проблем распределения [21, с.105].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Амблер Т. Практический маркетинг: Учебник [Текст]/ Т. Амблер– СПб.: Издательство «Питер», 2016. – 400 с.
2. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и тактика развития фирмы: учебник [Текст]/ М.П. Афанасьев – М.: Издательский центр «Книга», 2016. – 304 с.
3. Багиев Г.Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии: учебник [Текст]/ Г.Л. Багиев– СПб.: Обл. правл. ВНТОЭ, 2017. – 240 с.
4. Березин И.С. Маркетинг и исследование рынков: Учебник [Текст]/ И.С. Березин. – М.: Русская деловая литература, 2017. – 416 с.
5. Березин И.С. Маркетинговая деятельность: понятие, сущность [Текст] /И.С. Березин // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 2017. – № 5. – 32 с.
6. Борисов Н.А. Совершенствование товарной политики предприятия [Текст]/ Н.А. Борисов// Менеджмент в России и за рубежом, 2016. – №5. – 23–30 с.
7. Божук С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы: Учебник [Текст] /С.Г. Божук. – СПб.: Вектор, 2016. – 288 с.
8. Весин В.Р. Основы менеджмента: Учебник [Текст]/ В.Р. Веснин. – М: Триада. Лтд, 2016. – 384 с.
9. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник [Текст]/ О.С. Виханский. – М: Гардарики, 2017. – 296 с.
10. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности: Учебное пособие [Текст]/ В.М. Власова. – М.: «Финансы и статистика», 2017. – 541 с.
11. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структуры: Учебник [Текст]/ Е.П. Голубков – М.: Дело, 2016. – 318 с.
12. Дихтль Е. А. Практический маркетинг: Учебное пособие [Текст]/ Е. А. Дихтль, С. М. Ервин, Х. В. Херагин – М.: Высшая школа, 2015. – 140 с.
13. Дорошев В. И. Введение в теорию маркетинга: учебник [Текст]/ В. И. Дорошев. – М.: ИНФРА, 2017.– 258 с.
14. Завьялов П.С. Формула успеха-маркетинг: Учебник [Текст]/ П.С. Завьялов, В.Е. Демидов – М.: ЮНИТИ, 2017. – 387 с.
15. Котлер Ф. Основы маркетинга: Учебник [Текст]/ Ф. Котлер, А. Гари. – М.: Вильямс, 2016. – 752 с.
16. Краюхин Г.А. Методика анализа деятельности предприятий в условиях рыночной экономики: Учебное пособие [Текст]/ Г.А. Краюхин. – СПб., 2017. – 350 с.
17. Ламбен Ж. Ж. Стратегический маркетинг: Учебник [Текст]/ Ж.Ж. Ламбен.– СПБ: Наука, 2016. – 487 с.
18. Лаптев В.Г. Совершенствование маркетинговой деятельности [Текст]/ В.Г. Лаптев// Маркетинг, 2018. – №1. – 10-19 с.
19. Личко К.П. Анализ маркетинга на предприятии: Учебник [Текст] /К.П. Личко. – М.: Гардарики, 2016. – 347 с.
20. Логинов В.Г. Развитие маркетинга на предприятии [Текст]/В.Г. Логинов // Экономика, 2017. – № 1. – 17-18 с.
21. Маркетинг: Учебник [Текст]/ Под ред. А.Н.Романова. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 268 с.
22. Морозов Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие [Текст]/ Ю.В. Морозов. – М.: Дашков и К, 2016. – 148 c.
23. Панкрухин А.П. Антикризисный стратегический маркетинг [Текст] /А.П. Панкрухин // Практический маркетинг, 2016 г. – №6 (160). – 43 с.
24. Реброва Н.П. Основы маркетинга: Учебник и практикум для МПО [Текст] / Н.П. Реброва. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 277 c.
25. Сергеев С.Е. Управление маркетинговой деятельностью предприятия [Текст] / С.Е. Сергеева // Маркетинг в России за рубежом, 2019. – № 2. – 114–120 с.
26. Сипун Н.С. Маркетинг в торговой организации [Текст]/ Н.С. Сипун// Менеджмент в России и за рубежом, 2019. – №3. – 15-22 с.
27. Соловьев Б.А. Маркетинг: Учебник [Текст]/ Под. Ред. проф Б.А. Соловьева.– М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2016. – 320 с.
28. Федько С.А. Основы маркетинга: Учебник [Текст]/ С.А. Федько. – М.: ДАНА, 2016. – 375с. 57
29. Хлусов В.П. Основы маркетинга: Учебник [Текст] / В.П. Хлусов.– М.: «Издательство ПРИОР», 2017. – 260 с.
30. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие [Текст]/ О.М. Хотяшева.– СПб.: Питер, 2017. – 384 с.
31. Чечевицына Л. Н., Чуев И. Н. Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] /Л.Н. Чечевицына, И.Н. Чуев. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 400 с.
32. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент: Учебник [Текст] /М.Б. Шифрин. – СПб.: Питер, 2016. – 240 с.
33. Шмелев Н.А., Ваганов А.С. Стратегический маркетинг: Учебное пособие [Текст]/Н.А. Шмелев, А.С. Ваганов. – М.: МФПА, 2018. –277 с.
34. Эриашвили Н.Д., Ховард К.В., Цыпкин Ю.А. Маркетинг: Учебник для вузов [Текст]/Н.Д. Эриашвили, К.В. Ховард, Ю.А. Цыпкин. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2017. – 623с.