Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты стресса 5
1.1 Стадии и виды стресса 5
1.2 Концепции стресса 8
1.3 Психологические изменения личности при стрессе. Эмоции и физиология при стрессе 11
1.4 Возрастные изменения личности при стрессе 13
Глава 2 Психологические аспекты стресса: профессиональный аспект (на примере педагогической деятельности) 17
2.1 Факторы, влияющие на стресс педагога. Профессиональное сопровождение на рабочем месте 17
2.2 Взаимоотношения учителя и ученика, в коллективе, системные факторы образовательной политики как фактор стресса педагогов 21
Глава 3 Профилактика стресса 26
Заключение 39
Список используемой литературы 41
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Стресс на сегодняшний день является важной проблемой социума и компаний. Стресс оказывает прямое воздействие на уровень стабильности поведения сотрудников в компании и жизнь общества . Большое количество сотрудников современных компаний, огромная часть социума оказывается подвержена стрессам по причине нарастающей глобализации процессов, интенсификации экономической и социальной областей общества. Огромное число ситуаций, что инициируют нервное напряжение, связывается с физическим и эмоциональным истощением в профессиях, с высокими темпами и объемами работы. Профессиональные стрессы могут оказывать разрушительное влияние как на сотрудников, так и на организацию в общем.
Согласно Всемирной Организации Здравоохранения, профессиональный стресс – это «болезнь двадцать первого века», так как стресс встречается в любой профессии в мире и приобретает масштабы пандемии.
Одним из первых, кто дал определение стресса, был Ганс Селье (Канада, физиолог) . Он конкретизировал стресс как общность стереотипных, филогенетически неспецифических реакций организма, что подготавливают организм к физической активности, сопротивлению, борьбе или бегству. Стресс, по мнению Г. Селье, инициирует быстрое старение организма и возникновение многих болезней.
Теоретическую основу исследования составили труды Г.Селье , Ю. Л. Александровского , Г. Н. Кассиля , М. Н. Русаловой и др.
Целью данной работы является рассмотрение психологических аспектов стресса.
Задачи:
- описать стадии и виды стресса;
- рассмотреть разные концепции стресса;
- проанализировать психологические изменения личности при стрессе;
- описать возрастные изменения личности при стрессе;
- рассмотреть профессиональный стресс на примере педагогической деятельности;
- изучить методы профилактики стресса.
Объектом исследования является механизмы стресса.
Предмет исследования – влияние стрессов на профессиональную деятельность.
Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список используемой литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты стресса
1.1 Стадии и виды стресса
Г. Н. Кассиль, М. Н. Русалова и некоторые другие исследователи под эмоциональным стрессом понимают широкий круг изменений психических и поведенческих проявлений, сопровождающихся выраженными неспецифическими изменениями биохимических, электрофизиологических показателей и другими реакциями .
Ю. Л. Александровский с эмоциональным стрессом связывает напряжение барьера психической адаптации, а патологические последствия эмоционального стресса – с его прорывом.
К. И. Погодаев, учитывая ведущую роль центральной нервной системы в формировании общего адаптационного синдрома, определяет стресс как состояние напряжения или перенапряжения процессов метаболической адаптации головного мозга, ведущих к защите или повреждению организма на разных уровнях его организации посредством единых нейрогуморальных и внутриклеточных механизмов регуляции. Такой подход фиксирует внимание только на энергетических процессах в самой мозговой ткани .
Р. Лазарус характеризует психологический стресс как обусловленное «угрозой» эмоциональное переживание, которое оказывает влияние на способность человека достаточно эффективно осуществлять свою деятельность. В таком контексте между эмоцией (отрицательной по своей модальности) и эмоциональным стрессом нет существенного различия, так как в качестве определяющего фактора рассматривается влияние эмоционального напряжения на деятельность индивида. В психологии это составляет традиционную и достаточно подробно изученную проблему влияния эмоций на мотивационноповеденческие реакции.
В медицине основной акцент в оценке сущности эмоционального стресса делается не на начальных состояниях, а на конечных фазах эмоционально-стрессового процесса, являющихся патогенетической основой многих заболеваний.
Как считает В. Л. Вальдман с соавтором, в явлении эмоционального стресса следует различать:
а) комплекс непосредственных психологических реакций, который в общей форме можно определить как процесс восприятия и переработки личностно значимой для данного индивида информации, содержащейся в сигнале (воздействии, ситуации) и субъективно воспринимаемой как эмоционально-негативная (сигнал «угрозы», состояние дискомфорта, осознание конфликта и т. д.);
б) процесс психологической адаптации к эмоционально-негативному
субъективному состоянию;
в) состояние психической дезадаптации, обусловленной эмоциональными для данной личности сигналами, вследствие нарушения функциональных возможностей системы психической дезадаптации, что ведет к нарушению регуляции поведенческой активности субъекта.
Ганс Селье выделяет в стрессовой реакции организма три стадии: тревога, резистентность и истощение.
Первая стадия: тревога. Здесь происходит процесс мобилизации всех адаптационных ресурсов организма, содействующих стремительному росту возможностей оборонительной реакции. Человек находится в состоянии постоянного напряжения и настороженности, будто он готов в любую минуту сорваться в места и бежать. Нахождение в таком состоянии длительное время чревато развитием психосоматических заболеваний, например, гастрит, язва, аллергия и другие .
Стресс вызывает в первую очередь активацию симпатической нервной системы. Благодаря активности этой системы и происходит та самая мобилизация организма, подготавливающая его к совершению действия в любой момент времени: происходит расширение зрачков, увеличение частоты сердечных сокращений, усиление секреции адреналина и норадреналина, усиление секреции потовых желез, сужение сосудов, освобождение глюкозы и как следствие повышение мышечной активности.
Второй частью вегетативной нервной системы является парасимпатический отдел, который работает на расслабление организма, благодаря его работе восстанавливается энергетический баланс после физических или эмоциональных нагрузок. Совместная работа симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы приводит к нормальному процессу адаптации организма к разным условиям окружающей среды через поддержание гомеостаза .
Вторая стадия: резистентность / адаптация. Достичь этой стадии удаётся благодаря энергетически затратам на первой. Процесс мобилизации, запущенный на стадии тревоги, повышает стрессоустойчивость человека, теперь наблюдается сбалансированное расходование адаптационных ресурсов .
Третья стадия: истощение. Наступает, если действие стрессогенных факторов не удалось ликвидировать. На этой стадии вновь возвращается тревога, которая по силе превосходит ту, которая наблюдалась на первой стадии . Здесь энергии на поддержание приспособительных возможностей организма совсем не остается. На этой стадии человеку уже необходима помощь извне.
В настоящее время стресс часто рассматривается как реакция организма на какие-то экстремальные воздействия, которые определенно несут в себе угрозу физическому, психологическому или социальному благополучию личности. Биологическая же функция стресса — адаптация. Поэтому определение стресса как чего-то негативного и патологического в корне неверно. Стресс защищает организм от воздействий, которые способны его разрушить, поэтому является вполне нормальной реакций организма, способствующей выживанию.
1.2 Концепции стресса
Р. Лазарус предложил когнитивную теорию, в основу которой легли представления о взаимосвязи переживания стресса и копинга . Согласно Р. Лазарусу, в момент попадания в нетипичную для себя ситуацию, личность оценивает окружающую обстановку по степени угрозы, а затем выбирает способ реагирования с учетом типа стрессора и собственных психологических особенностей. В результате такого когнитивного подхода у индивида формируются определённые формы копинг-поведения.
Р. Лазарус определяет копинг как стремление человека найти решение проблемы в ситуации, которая характеризуется как опасная или рискованная, через активацию адаптационных возможностей ради сохранения физического, психического и социального благополучия. Трехфакторная модель копинг-механизмов состоит из:
1) копинг-стратегий (реакция человека на опасность, которая преследует цель ее преодоления);
2) копинг-ресурсов (сравнительно устойчивые характеристики личности, которые необходимы для поддержания на оптимальном уровне внутреннее состояние человека в ситуации совладения со стрессом);
3) копинг-поведения (поведение, опосредованное внешними и внутренними ресурсами с использованием копинг-стратегий).
Эта модель долгое время считалась базовой и все последующие исследования, касающиеся этой темы, изучали закономерности выбора индивидуумом определенной копинг-стратегии.
Ю.А. Александровский пишет о схожести эмоционально-стрессовых и невротических состояний в психофизиологическом плане . По его мнению, определяющим фактором в переживании стресса является психологическая оценка стрессора самим человеком как негативного при отсутствии возможности как-то повлиять на ситуацию или избежать её. А такие факторы как сила стрессора или его объективные характеристики, действительная ситуация окружающей действительности не оказывают прямого воздействия на развитие эмоционально-стрессовых состояний. На основании данного подхода к возникновению стресса Ю.А. Александровский выделяет следующие закономерности в его развитии:
1) психофизиологическая реакция на субъективно эмоционально-негативную воспринимаемую информацию;
2) непосредственно адаптация к негативным переживаниям;
3) состояние психологической дезадаптации (нарушения в поведенческой и коммуникативной сферах).
О.С. Копина, Е.А. Суслова и Е.В. Заикин определили характеристики портрета наиболее подверженного психоэмоциональному напряжению человека: женщины, старше 40 лет, наличие начального и высшего образования, разведенные, пенсионеры и безработные, низкая самооценка собственного здоровья.
В. Зигерт и Л. Ланг изучали организационный стресс, на основании чего выделил 5 видов страха, сопровождающих этот вид дистресса:
«боюсь не справиться с работой»: страх, вызванный переживаниями, касающимися профессиональной деятельности, например, нехватка профессиональных умений и навыков, необходимых для компетентного выполнения работы;
«боюсь допустить ошибку»: страх, часто присущий новеньким в период адаптации, либо работникам, находящимся в подчинении авторитарного начальника;
Фрагмент для ознакомления
3
1) Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства / Ю.А. Александровский, - М.: Медицина, 2020. - 400 стр.
2) Александровский, Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация [Текст] / Ю. А. Александровскитй. М. : Наука, 1976.
3) Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека / В.Я. Апчел, В.Н. Цыган, - СПб.: Питер, 2020. - 86 стр.
4) Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности / Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова, - М.: МГУ, 1989. - 399 стр.
5) Кассиль, Г. Н. Внутренняя среда организма [Текст] / Г. Н. Касиль. - М. : Наука, 1983.
6) Китаев-Смык Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык, - М.: Наука, 1983. - 341 стр.
7) Кулганов В. А., Социально-психологические аспекты массового поведения человека и профилактика психозов : монография. — Москва : РУСАЙНС, 2021. — 229, [1] с.
8) Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования [Текст] / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс / под ред. Л. Леви. Л. : Медицина, 1970.
9) Ллойд Демоз. Психоистория. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2020.
10) Макгонигал К. Хороший стресс: как способ стать сильнее и лучше. – М.: Альпина, 2017
11) Малкина-Пых И.Г. Стратегии поведения при стрессе / И.Г. Малкина-Пых//Московский психологический журнал, №12 - 2020.
12) Мойер М. У., Побороть стресс, вызванный пандемией // В мире науки. — 2021. — № 5/6. — С. 84-90
13) Никифоров Г.С. Психология профессионального здоровья как актуальное научное направление / Г.С. Никифоров, С.М. Шингаев // Психологический журнал, 2015, Т. 36, №2, С. 44-50
14) Общая психология/Под ред. проф. А.В. Петровского - М.: «Просвещение», 2020
15) Погодаев, К. И. К биологическим основам «стресса» и «адаптационного синдрома» [Текст] / К. И. Погодаев // Актуальные проблемы стресса. - Кишинев : Штиинца, 1976.
16) Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского, - СПб.: Питер, 2020. - 1024 стр.
17) Русалова, М. Н. Экспериментальные исследования эмоциональных реакций человека [Текст] / М. Н. Русалова. М. : Наука, 1979.
18) Селье Г. Стресс без дистресса / Ганс Селье - М.: "Прогресс", 1979. - 123 стр.
19) Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М.: «Медгиз», 1960
20) Фридман Р. Лучшее место для работы: искусство создавать превосходное деловое пространство. – М.: Альпина, 2017
21) Шварц Т. То, как мы работаем, - не работает: проверенные способы управления жизненной энергией / Т. Шварц, Ж. Гомеса и К. Маккарти. - 3-е изд. – М.: Альпина, 2020
22) Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых, - СПб.:Питер, 2020. - 256 стр.
23) Collie, R.J., Shapka, J.D., Perry, N.E., & Martin, A.J. Teacher well being: Exploring its components and a practice oriented scale. Journal of Psychoeducational Assessment, 2015. 33, 744 756. http://dx.doi.org/10.1177/0734282915587990
24) Crosnoe, R., Johnson, M.K., & Elder Jr., G.H. Intergenerational bonding in school: The behavioral and contextual correlates of student tea cher relationship, 2004
25) Dicke, T., Parker, P. D., Marsh, H. W., Kunter, M., Schmeck, A., & Leutner, D. Self efficacy in classroom management, classroom disturbances, and emotional exhaustion: A moderated mediation analysis of teacher candidates. Journal of Educational Psychology, 2014. 106, 569 583. http://dx.doi.org/10.1037/a00355
26) Schaufeli, W., & Taris, T. A critical review of the job demands resources model :Implications for improving work and health. In G. F. Bauer, & O. Hämmig (Eds.),Bridging occupational, organizational and public health: A transdisciplinary approach2014. (pp. 43 68). Dordrecht, Netherlands: Springer. http://dx.doi.org/10.1007/978 94 0075640 3_4
27) Schaufeli,W. B., Leiter, M. P.,Maslach, C., & Jackson, S. E. The MBIgeneral survey. In C. Maslach, S. E. Jackson, &M. 2014