Фрагмент для ознакомления
2
Студенческий возраст – сложный, противоречивый и отличающийся наличием ряда кризисных проявлений период, требующий мобилизации всех ресурсов. Безусловно, определенные, связанные с возрастом особенности накладывают ограничения на возможность достижения «вершинных» характеристик.
Характерные для значительного числа студентов высокий уровень социального и психологического стресса, внутриличностные конфликты, фрустрации, переживание психологического кризиса, связываются исследователями с требующими высокого уровня самостоятельности и самоорганизации вузовскими условиями обучения. Они, в свою очередь, зависят положением в отношениях с администрацией и преподавателям, трудностями в сфере межличностного общения, а также со сложностями профессионального самоопределения и проблемами, связанными с оторванностью от семьи [12].
Период юности связан с эмоциональными, интеллектуальными, морально-нравственными и волевыми изменениями, обусловленными появлением множества важных новообразований в сфере индивидуального сознания. Студенты, как правило, плохо контролируют свои эмоции, живут «взрослой жизнью», хочят всего попробовать и сразу, но о последствиях не думают.
Возраст 18-20 лет – это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера , овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др.
С периодом студенчества связано начало «экономической активности», под которой понимается включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. [2]
Важным для юности является осознание и принятие новых обязанностей, ответственности за собственную жизнь, формирование жизненных планов.
Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план это план потенциально возможных действий. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий.
В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей, студенты достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. В связи с этим у них возникает большое количество эмоций, которые нужно контролировать, чтобы учеба была в приоритете.
Юность характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном варианте возникает противоположность – диффузное, расплывчатое «я», ролевая и личностная неопределенность.
Типичная черта этой фазы развития – «ролевой мораторий»: диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе [1].
Юношеский возраст предполагает этап, существующий между детством и взрослостью. Биологически это период завершения физического созревания. Социальное положение юношества неоднородно. Юность – завершающий этап первичной социализации, ведущий вид деятельности – мир предметов, учебно-профессиональный. Данный возраст – важный этап развития умственных способностей.
Развитие познавательных функций и интеллекта в юности, как и во всяком другом возрасте, имеет две стороны – количественную и качественную. Количественные изменения суть изменения в степени и уровне развития; подросток решает интеллектуальные задачи легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего возраста. Качественные изменения – сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает [10].
Первый год обучения в высшем учебном заведении для студентов в той или иной степени является стрессовым, что отражается на психическом здоровье. Это связано со сменой обстановки, принятием нового коллектива, уровнем сложности обучения и многими другими факторами [8].
Говоря об эмоциональном состоянии студента необходимо учитывать то, что эмоции являются важным компонентом в структуре психического здоровья в целом.
Эмоциональное благополучие – основной фактор психического благополучия. Психическая составляющая здоровья определяет качество нашей жизни. От него в значительной степени зависят личное счастье человека, его профессиональные успехи, взаимоотношения с другими людьми и все аспекты физических компонентов здоровья [3].
Обучение в вузе требует от студентов достаточно высокого уровня физической и умственной работоспособности, дисциплинированности, способности к запоминанию большого количества информации в короткие сроки, соблюдения режима дня, умения общаться с большим количеством людей, принимать верные решения в самых различных ситуациях и т. д.
Учебно-профессиональная деятельность студентов составляет в среднем более двенадцати часов в день. Они спят не более семи часов в сутки, а учебные задания обычно выполняют по вечерам и воскресным дням, к экзаменам готовятся в ситуации острого дефицита времени.
Высокие физические и умственные нагрузки студентов сопряжены с требованием самостоятельности и способностью принимать решения в новых сложных условиях вузовской деятельности, авторитарным стилем и высокой требовательностью преподавателей, недостаточным вниманием молодых людей к своему здоровью.
На этом фоне отсутствие положительного подкрепления учебной деятельности студентов со стороны преподавателей формирует у них высокие ожидания наказания, неверие в свои возможности, в результате чего молодой человек «теряет» связь между затрачиваемыми усилиями и результатами своей учебно-профессиональной деятельности, у него снижается мотивация к ней. Это вызывает чувство страха и неопределенности, развитие симптомов эмоционального выгорания [4] .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аркин Е. А. Эмоциональное благополучие / Е. А. Аркин. – М. : Уч.пед.гиз, 1968. – 336 с.
2. Бефани А. А. Эмоциональный компонент психологического благополучия личности: эвдемонистический подход [Текст] / А. А. Бефани. – Санкт-Петербург : Астропринт, 2012. – 332с.
3. Вологдина К. А. Теоретические подходы к исследованию эмоционального благополучия в современной психологии [Текст] / К. А. Вологдина. – Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т., 2013. – 184 с.
4. Диагностика социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд) Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. C.193-197.
5. Карапетян Л.В., Глотова Г.А. Эмоционально-личностное благополучие. Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2017. – 211 с.
6. Кошелева А. Д. Актуальные вопросы эмоционального развития дошкольников / А. Д. Кошелева // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях : сб. науч. тр. ; отв. редактор Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова. – М. : Акад. пед. наук СССР, 1998. – С. 62–70.
7. Марищукк Л. В. Удовлетворённость качеством жизни как критерий психологического здоровья [Текст] / Л. В. Марищук, Е. В. Пыжьянов // Психология XXI века: материалы междунар. науч.-прак. конф. молодых ученых. – Санкт-Петербург : из-во СПбГУ, 2008. – С. 450– 455.
8. Никулина Д. С. Подходы к определению эмоционального благополучия [Текст] / Д. С. Никулина // Известия Южного Федерального Университета. Технические науки. – 2008. – № 6. – С. 73–76.
9. Селигман М. Новая позитивная психология: научный взгляд на счастье и смысл жизни [Текст] / М.Селигман. - М.: Из-во «София», 2006. - 23 с
10. Сергеева Н. Ю. Эмоциональное благополучие детей / Н. Ю. Сергеева // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 184–188.
11. Склярова Т. В. Возрастная психология для социальных педагогов : учеб. пособие для студентов пед. специальностей [Текст] / Т. В. Склярова, Н. В. Носкова. – Москва : ПСТГУ, 2009. – 336 с.
12. Фаустова И. В. Эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника как предпосылка развития его эмоциональной устойчивости / И. В. Фаустова, С. Н. Гамова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – С. 32–39.
13. Фетискин Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 467 – 470с
14. Филиппова Г. Г. Эмоциональное благополучие детей и его изучение в психологии. Детский практический психолог / Г. Г. Филиппова . – М. : Наука, 2001. – 203 с.
15. Шевеленкова Т. Д. Психологическое благополучие личности [Текст] / Т. Д. Шевеленкова, П. П. Фесенко // Психологическая диагностика. – 2005. – № 3. – С. 95–129.
16. Яремчук С.В. Субъективное благополучие как компонент ценностносмысловой сферы [Текст] / С.В. Яремчук // Психологический журнал. - 2013. - Т.34. - №5. - 85 – 95с.