Фрагмент для ознакомления
2
Ключевым фактором успеха и конкурентоспособности современных организаций в XXI веке становятся человеческие ресурсы. В условиях перехода общества, основанного на господстве индустриальных технологий, к новому качеству общественного сознания, основанного на накоплении навыков, повышении компетенции и опыта персонала, обуславливает необходимость решения задач, связанных с развитием человеческого потенциала, социально-трудовых отношений, формировании организационной культуры предприятия.
В современном обществе одним из условий существования и развития той или иной организации является персонал. Исполнение работником своих должностных обязанностей требует определенных теоретических и практических знаний рабочих процессов, принципов работы оборудования, выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Именно уровень образования и профессиональной подготовки каждого работника позволит успешно реализовать все поставленные задачи внутри организации, поэтому обучение персонала является актуальной темой на сегодняшний день.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретические основы и методологические подходы к исследованию обучения и развития персонала в организации отражены в работах Д.Хинричса, П.Брамлея, М. Армстронга, Г. Десслера Т.Ю. М.И. Магуры, М.Б. Курбатовой. В них определены и разведены такие понятия, как «обучение персонала», «развитие персонала», «система обучения».
Объектом исследования является АО «Альфа-Банк».
Предметом исследования являются формы, виды и методы обучения персонала.
Цель исследования – изучить организацию процесса обучения персонала на предприятии.
Задачи работы:
изучить обучение персонала, понятие, виды, цели;
раскрыть принципы, этапы организации обучения персонала;
рассмотреть краткую характеристику предприятия;
провести анализ организации процесса обучения персонала в АО «Альфа-Банк»;
разработать рекомендации по совершенствованию организации процесса обучения персонала в АО «Альфа-Банк».
При написании работы использовались следующие методы: анализ теоретических источников, анализ документации.
Несмотря на глубокую научную проработанность многих проблем развития персонала предприятия, повышение профессионально-квалификационных характеристик персонала требует более детального изучения.
Структура работы состоит из введения, двухх глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
1.1 Обучение персонала, понятие, виды, цели
В современной экономической литературе можно встретить следующие определения понятия «обучение персонала», рассмотрим несколько из них.
1. Обучение персонала – это организованный по целям, систематически и планомерно осуществляемый процесс получения и развития знаний, умений и навыков, обеспечивающий решение тактических и стратегических задач, стоящих перед организацией, и соответствующий интересам самого персонала (Кибанов А.Я).
2. Обучение персонала – это последовательное формирование системы индивидуального и группового обучения, которая охватывает все уровни менеджмента и производственной сферы. Система обучения должна быть построена в соответствии с принятыми стратегическими целями и задачами, стоящими перед предприятием в целом и перед структурными подразделениями в частности (Тебекин А.В.).
3. Обучение персонала - целенаправленный процесс обретения персоналом восприятия профессиональных умений, знаний, навыков, которые являются необходимыми для исполнения конкретных видов работ, направленные на повышение производительности труда, а также конкурентоспособности персонала и эффективности деятельности организации (Моргунов Е.Б.).
4. Внутрифирменное обучение персонала – одно из составляющих общего успеха предприятий в долгосрочной перспективе, так как оно способствует формированию единой команды профессионалов-единомышленников и позволяет повысить эффективность работы каждого работника, поэтому средства, вложенные в обучение и развитие кадрового потенциала, становятся инвестицией в развитие предприятия (Шапиро С.А.) .
В данной работе будем ссылаться на определение обучение персонала, данное Шапиро С.А.
Цели обучения персонала:
повышение качества человеческих ресурсов;
повышение качества продукции или услуг, производимых организацией;
проведение организационных изменений, в том числе приспособления к изменяющимся условиям внешней среды;
развитие персонала;
усовершенствование системы коммуникации в организации,
развитие организационной культуры;
повышение уровня лояльности организации.
В настоящее время особое значение для работодателей приобретает проблема подбора кадров и последующее включение новых работников в коллектив. Каждая организация стремится иметь сплоченный коллектив, и потому обучение сотрудников является важной задачей. В то же время в современном мире каждый человек сталкивается с необходимостью работать, а значит, и вливаться в новый коллектив .
Итак, рассмотрим сущность понятия «обучение персонала». Обучение персонала является важным направлением кадровой работы предприятия, так как в современном мире остро стоит проблема обновления приобретенных знаний и навыков. Зачастую улучшение профессиональной подготовки кадров становится решающим фактором в развитии предприятия. Ученые по-разному рассматривают сущность понятия «обучение персонала», сведем различные трактовки понятия в таблице 1.
Таблица 1 - Трактовка понятия «обучение персонала»
Автор Трактовка понятия
Афанасьева Т.А. Это важная особенность повышения профессионализма, так как в основе подготовки находится развитие профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников с учетом целей соответствующих подразделений, которые определяются стратегией организации
Кибанов А.Я. Целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей
Колодин А. Это процесс накопления человеческого капитала путем непосредственной передачи профессиональных знаний и навыков сотрудникам организации с целью заполнения разрыва между имеющимися у них знаниями, навыками и теми знаниями и навыками, которыми они должны обладать согласно требованиям предполагаемой работы в настоящий момент
Итак, исходя из данных определений, условиями эффективности стратегии в политике обучения персонала организации являются:
во-первых, осознание работником необходимости обучения, восприятие цели обучения как своей собственной;
во-вторых, нацеленность учебного процесса на достижение заранее определенных конкретных результатов труда всеми участниками обучения;
в-третьих, ориентированность не столько на возможности и накопленный опыт в организации процесса стратегии в политике обучения персонала, сколько на существующую потребность работников в обновлении своих знаний, то есть обеспечение приоритетности (первичности) планов потребности в обучении персонала и вторичности планов возможностей учебных центров в удовлетворении этих потребностей.
Итак, очень важно в условиях современного общества и развития различных технологий осуществлять обучение персонала в организации. Ведь обучение персонала это своего рода определенные инвестиции, которые в будущем принесут экономическую выгоду для предприятия, а так же создают положительный имидж организации на рынке труда .
В настоящее время существуют различные классификации форм и методов стратегии в политике обучения персонала. Так, Зайцева Н.А. выделяет три основные классификации.
1. По отношению к месту обучения: на рабочем месте, вне рабочего
места. При обучении на рабочем месте используются следующие методы стратегии в политике обучения персонала: введение в должность, инструктаж, копирование, наставничество, менторство, коучинг, делегирование, стажировка, ротация.
1. К методам стратегии в политике обучения персонала, осуществляемым вне рабочего места, относятся лекции, конференции, дискуссии, бизнес-семинары, бизнес-тренинги, дистанционное обучение, деловые игры, поведенческое моделирование, метод ситуации, моделирование и выполнение проектов, баскет-метод (разбор деловых бумаг).
2. По используемым методам обучения выделяются стандартные методы обучения – лекции, семинары; активные методы обучения – тренинги, деловые игры.
3. По форме организации обучение осуществляется силами внутреннего тренера (тренинг-менеджера), бизнес-тренерами тренинговых компаний, компаний-провайдеров, т. е. компаний, предоставляющих профессиональные тренинговые услуги другим компаниям, независимыми бизнес-тренерами (freelance) .
Существуют три вида стратегии в политике обучения персонала: подготовка, повышение квалификации и переподготовка.
Подготовка персонала включает в себя планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных специалистов. Повышение квалификации заключается в обучении персонала с целью совершенствования знаний, умений.
Переподготовка – это обучение персонала с целью освоения новых знаний, умений, навыков в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к результатам труда.
Немаловажную роль в обучении персонала играют правильно составленные и подготовленные программы, формы и методы обучения, а также учебно-материальная база и уровень подготовки преподавателей. На сегодня существуют такие формы совмещения обучения с производственными процессами как:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 5. - С. 25-30.
2. Апенько, С. Эффективность системы оценки персонала [Текст] / С. Апенько // Человек и труд. – 2019. – № 10. – С. 15-22.
3. Аширов, Д.А. Управление персоналом на производстве [Текст] / Д.А. Аширов. - М.: Глобус, 2018. - 557 с.
4. Афанасьева, Л.А. Методологические аспекты управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности компании [Текст] / Л.А. Афанасьева // Основы экономики, управления и права. – 2018. - № 5 (11). – С. 61-65.
5. Арутюнов, В.В. Управление персоналом [Текст] / В.В. Арутюнов. – СПб.: Питер, 2019. – 448 с.
6. Борисов, А.Ф. Два подхода к оценке персонала [Текст] / А.Ф. Борисов // Управление персоналом. - 2019. - № 4. – С. 21-28.
7. Брэддик, У. Менеджмент в организации [Текст] / У. Брэддик. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 344 с.
8. Варламова, Е.П. Как выбрать свою систему оценки персонала [Текст] / Е.П. Варламова // Справочник по управлению персоналом. - 2019. - № 8. – С. 10-16.
9. Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс [Текст] / О.С. Виханский. – М.: МГУ, 2018. – 480 с.
10. Веснин, В.Р. Управление человеческими ресурсами. Теория и практика [Текст] / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2020. – 357 с.
11. Волгин, А.П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики [Текст] / А.П. Волгин. - М.: Глобус, 2019. – 541 с.
12. Галькович, Р.С. Основы менеджмента [Текст] / Р.С. Галькович. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 345 с.
13. Герчикова, И.Н. Менеджмент [Текст] / И.Н. Герчикова. – М.: ЮНИТИ, 2018. – 501 с.
14. Глухов, В.В. Менеджмент [Текст] / В.В. Глухов. – СПб.: Специальная литература, 2019. – 700 с.
15. Гончаров, В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала [Текст] / В.В. Гончаров. - М.: Гелеос, 2019. – 247 с.
16. Грибов, В.Д. Экономика предприятия [Текст] / В.Д. Грибов. - М.: Гриф, 2019. – 330 с.
17. Гришанина, Н.В. Основы менеджмента [Текст] / Н.В. Гришанина. - М.: Юрайт, 2018. – 425 с.
18. Дятлов, В.А. Управление персоналом [Текст] / В.А. Дятлов. - М.: ПРИОР, 2019. – 365 с.
19. Дубровин, И.А. Экономика труда [Текст] / И.А. Дубровин. - М.: Дашков и Ко, 2018. - 232 с.
20. Егоршин, А.П. Основы управления персоналом [Текст] / А.П. Егоршин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 352 с.
21. Загоруйко, И. Как управлять персоналом коммерческой организации [Текст] / И. Загоруйко // Человек и труд. - 2019. - № 1. – С. 15-19.
22. Зайцев, Г.Г. Управление кадрами на предприятии [Текст] / Г.Г. Зайцев. – СПб: Питер, 2018. – 410 с.
23. Иванов, В.Ю. Управление карьерой менеджера: необходимость и основное содержание [Текст] / В.Ю. Иванов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2019. - № 5. – С. 14-27.
24. Иванцевич, Дж.М. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом [Текст] / Дж.М. Иванцевич. – М.: Дело, 2019. – 420 с.
25. Ислантьев, Г.С. Кадры предприятия [Текст] / Г.С. Ислантьев. – М.: Экономика, 2019. - 420 с.
26. Кафидов, В.В. Управление персоналом [Текст] / В.В. Кафидов. – М.: Академический проект, 2019. - 144 с.
27. Черникова В.Е. О современных кадровых технологиях обучения персонала / В.Е. Черникова, Р.В. Хасиева, С.Н. Сиукаев // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 3 (116). - С. 1085.