Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что в русском кинематографе существует ряд фильмов, которые посвящены различным аспектам жизни и творчества ряда композиторов. Для режиссера очень важно передать не только вехи биографии композитора, но и включить в киноповествование его самые выдающиеся работы, которые обозначают различные периоды его жизни, отражая его социальное и эмоциональное состояние на момент написания произведения.
Жизнь и творчество П.И. Чайковского, который признан одним из самых талантливых и плодовитых русских композиторов, полна интересных моментов и эмоциональных событий, которые композитор переживал очень остро. Отсюда родилась его гениальная музыка, которая во всем мире считается эталоном не только музыкального совершенства, но и истинной русской души.
Цель исследования – проанализировать музыку к фильму И. Таланкина «Чайковский».
Объект исследования – фильм И. Таланкина «Чайковский».
Предмет исследования – музыка к фильму И. Таланкина «Чайковский».
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть биографию П.И. Чайковского.
2. Охарактеризовать краткое содержание фильма И. Таланкина «Чайковский».
3. Проследить историю создания «Концерта № 1 для фортепиано».
4. Провести анализ балета «Щелкунчик».
5. Изучить историю создания оперы «Евгений Онегин».
6. Проанализировать оперу «Пиковая дама».
Материал исследования: фильм И. Таланкина «Чайковский» (1969).
Методы исследования: анализ научной литературы и художественного фильма, описательный, сравнительный, исторический, хронологический, классификация, обобщение, моделирование, контент-анализ.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛЬМА И. ТАЛАНКИНА «ЧАЙКОВСКИЙ»
Тема 1.1. Биография П.И. Чайковского
Петр Ильич родился 25 апреля (7 мая) 1840 года в Камско-Воткинском заводе Вятской губернии. В 1859 году П.И. Чайковский закончил училище правоведения в Петербурге и устроился на службу в министерство юстиции. Стремление к музыке у будущего великого маэстро взяло верх, и он поступил в основанные А.Г. Рубинштейном музыкальные классы, а затем в консерваторию (1862), и в 1865 году окончил обучение.
В 1866 году П.И. Чайковский по приглашению Н.Г. Рубинштейна начал вести преподавательскую работу (по основам музыкальной теории и композиции) в Московской консерватории [7, с. 60].
В Москве началось раскрытие яркой индивидуальности П.И. Чайковского как композитора, где он с большим успехом исполнял собственные произведения. В 1877 году Чайковский уезжает за границу, с этого периода начинается полоса частых переездов композитора и непрерывной творческой деятельности.
П.И. Чайковский вел преподавательскую и общественную работу, был директором Московского отделения Русского музыкального общества. На гастролях за рубежом Чайковский прославился и как сочинитель своих многочисленных произведений и как выдающийся дирижер.
Среди многочисленных произведений П.И. Чайковского стоит особенно отметить следующие: шестую симфонию, оперы («Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Мазепа», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта») и балеты («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик») и многие другие [3, с. 100].
В творчестве великого композитора проходит небольшое влияние русского стилизованного фольклора, немецких композиторов (Вебера, Шуберта, Шумана), а также итальянских оперных композиторов-романтиков (Беллини, Доницетти и Россини). При жизни композитор снискал огромное уважение и любовь в Росси и за рубежом, его концерты пользовались огромной популярностью у всех слоев населения. Великий композитор скончался 25 октября (8 ноября) 1893 г. в Санкт-Петербурге.
П.И. Чайковский по праву считается одним из выдающихся российских композиторов второй половины XIX века, получивших при своей жизни огромное мировое признание.
В разные годы П.И. Чайковскому оказывали помощь и покровительство многие влиятельные люди, в том числе император Всероссийский Александр III [4, с. 20].
Многие произведения П.И. Чайковского проникнуты особенной музыкальной выразительностью, гармонией, последовательной композиционной завершенностью, благодаря которым у слушателей возникает реалистическое и глубокое постижение замыслов автора и сильные эмоциональные переживания.
Прославленное имя российского композитора в России носят улицы, концертные залы, учебные заведения, Большой симфонический оркестр, теплоход и авиалайнер. В ряде городов России есть музеи П.И. Чайковского: Алапаевске, Браилове, Воткинске, Клину, Москве. Жизнеутверждающее, реалистичное музыкальное творчество великого российского композитора Петра Ильича Чайковского до сих пор находит горячий отклик в сердцах миллионов слушателей и ценителей классической музыки в России и во всем мире [3, с. 123].
В период Великой Отечественной войны в 1941 году немецко-фашистские захватчики разорили, разграбили и сожгли дом-музей П.И. Чайковского в Клину. В настоящее время дом-музей П.И. Чайковского восстановлен. С 1958 года в Москве в память о великом композиторе проходит международный конкурс музыкальных исполнителей имени П.И. Чайковского.
Тема 1.2. Краткое содержание фильма И. Таланкина «Чайковский»
Художественный двухсерийный фильм «Чайковский» был снят творческим объединением «Время» во главе с режисс
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, С.В., Храпникова, Е.А., Филимонова, М.С. Трагедия русской души в музыкальном творчестве П.И. Чайковского / С.В. Абрамова, Е..А. Храпникова, М.С. Филимонова // Вестник Вологодского государственного университета. – 2021. – № 11. – С. 33–45.
2. Венедиктова, П.Р., Огорельцева, С.М. Творчество П.И. Чайковского в контексте русской культуры / П.Р. Венедиктова, С.М. Огорельцева // Сборник статей Южноуральского государственного университета. Вып. 2. Культура и искусство. – Челябинск: Издательство Южноуральского государственного университета, 2020. – С. 58–70.
3. Гаврилова, И.М. П.И. Чайковский / И.М. Гаврилова. – Сызрань: Берег, 2019. – 356 с.
4. Колесникова, Е.П., Чуркина, О.В. Основные вехи биографии П.И. Чайковского: современное прочтение // Вести музыковедения. – 2018. – № 7. – С. 20–29.
5. Ларионова, И.Т., Чванова, Г.В. Музыка П.И. Чайковского / И.Т. Ларионова, Г.В. Чванова. – Липецк: Литера, 2020. – 420 с.
6. Майоров, Н. Чайковский (1969) // Первые в кино. Портал о кино. – [Электронный ресурс] http://cinemafirst.ru/chajkovskij-1969/ (Дата обращения: 23.12.2021).
7. Носова, А.И. Чайковский / А.И. Носова. – Омск: Приоритет, 2018. – 156 с.
8. Троицкий, Н. Пост сквозь годы. Про фильм «Чайковский» // Живой журнал. Социальная сеть. – [Электронный ресурс] https://nicolaitroitsky.livejournal.com/6690707.html (Дата обращения: 24.12.2021).
9. Яблокова, С.М. Оперы и балеты П.И. Чайковского / С.М. Яблокова. – Воронеж: Трио, 2018. – 288 с.
10. Ядова, К.Е. Классическая музыка / К.Е. Ядова. – М.: АСТ, 2019. – 624 с.