Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дошкольное детство является сензитивным периодом в развитии и становлении эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка. Опыт общения, приобретенный ребенком в дошкольном возрасте, является тем фундаментом, на котором будут строиться его отношения с другими людьми. Этот опыт может и должен быть позитивным, от него зависит дальнейшее успешное личностное и социальное развитие ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ориентируют нас на «… развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий,…, готовности к совместной деятельности со сверстником…». Таким образом, на современном этапе развития образования возникает необходимость развития навыков сотрудничества у дошкольников.
Наибольшее теоретико-методологическое и практическое обоснование проблема развития сотрудничества дошкольников была раскрыта в трудах М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, Е. О. Смирновой. Л. С. Выготский считал, что «всеобщими формами психического развития детей выступают их обучение и воспитание, в которых выражается сотрудничество взрослых и детей, направленное на присвоение ими богатств материальной и духовной культуры, выработанных человечеством». В русле концепции развивающего обучения, В.В. Давыдова выполнены научные работы, посвященные исследованию сотрудничества дошкольников со взрослым и сверстниками.
Проблема развития общения и сотрудничества дошкольников со сверстниками изучалась в отечественной психологии и педагогике в различных аспектах: в игре (Н.А. Короткова, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко и др.), в традиционных для детского сада продуктивных видах деятельности (В.Н. Давидович, С.В. Кахнович и др.).
Проблема развития общения дошкольников со сверстниками в аспекте развития у них нравственных и этических взаимоотношений (С.Г. Якобсон, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова и др.). У детей дошкольного возраста наблюдается потенциал для развития эффективного общения со сверстниками, который достигает своих оптимальных возрастных показателей к старшему дошкольному возрасту.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
В педагогике фундамент теории игры как важнейшего средства всестороннего воспитания детей, заложили исследования таких ученых, как Е.А. Флерина, Е.И. Тихеева, Е.А. Аркин.
М. И. Лисина рассматривала сущность детской игры, как формы общения [15, c. 89], Д. Б. Эльконин рассматривал игру как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых [28, c. 214]. Л.С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития» [6, c. 245].
Однако, проблемы развития навыков сотрудничества в детском саду и его важности для развития дошкольника недостаточно полно отражены в психолого-педагогической литературе, что делает тему нашего исследования «Использование игровых технологий в развитии сотрудничества старших дошкольников со сверстниками» актуальной.
Таким образом, цель исследования – выявить возможности игровых технологий для развития сотрудничества старших дошкольников со сверстниками.
Объект исследования – процесс развития сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – применение игровых технологий как условие развития сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования – развитие навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если
- развитие общения организовано в соответствии с интересами и потребностями детей данной возрастной группы;
– воспитатель использует игровые технологии, направленные на соблюдение детьми норм сотрудничества (не мешать друг другу, не ссориться, договариваться, соблюдать правила, помогать друг другу.)
Задачи исследования:
- дать характеристику понятия «сотрудничество» как психолого-педагогическому феномену;
- описать особенности развития навыков сотрудничества в дошкольном возрасте;
- определить роль игровых технологий в развитии сотрудничества дошкольников;
- определить исходный уровень развития сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста;
- показать применение игровых технологий, направленных на развитие сотрудничества детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
– анализ психолого-педагогической литературы;
– педагогический эксперимент.
База исследования:
Структура работы состоит из введения, 2 глав, 5 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты развития навыков сотрудничества старших дошкольников со сверстниками посредством игровых технологий
1.1. Сотрудничество детей дошкольного возраста как психолого-педагогический феномен
Общение - это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [15, c. 64]. Оно осуществляется между участниками каждый из которых является носителем активности предполагает ее в своих партнерах [14, c. 81].
По мнению Г.А. Цукерман именно в общении со сверстниками увеличивается связанность, адресованность, точность высказывания ребенка, поскольку само несовершенство партнера по общению может стать развивающим фактором. Сотрудничество «несовершенных» становиться условием развития каждого, и эта линия развития, естественно отличается от сотрудничества неумелого ребенка с умелым взрослым [27, c. 50].
Л.С. Выготский отмечал, что общение со взрослым служит основным путем проявления собственной активности ребенка. «Его (ребенка) отношение к миру есть всегда отношение через другого человека» [7, c. 54].
Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения с взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляньями, смехом. Разговаривая со старшими, ребенок использует общепринятые высказывания и способы поведения. В общении со сверстниками дети более раскованы, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию. В контактах с товарищами преобладают инициативные высказывания над ответами.
Рассматривая генезис общения ребенка со взрослым, М.И. Лисина выдвинула положение об опережающей инициативе взрослого, позволяющей создать для ребенка зону ближайшего развития. Таким образом, по мнению автора, взрослый олицетворяет для ребенка те смыслы и мотивы, которыми он пока не владеет, но может овладеть с его помощью [16, c. 240].
Исследование кризиса 7 лет показало, что в этом возрасте особую значимость для ребенка приобретают его положение среди сверстников и его роль в более широком социальном контексте. Социальная активность, направленная на завоевание признания и уважения других и на самоутверждение, задает смысл всей его деятельности.
Проанализировав литературу, мы выяснили что общение дошкольников со сверстниками – это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. В общении со сверстниками развиваются механизмы взаимопонимания, лежащие в основе таких качеств, как сочувствие стремление к оказанию дружеской поддержки, а также качеств, обеспечивающих способность к сотрудничеству.
В ФГОС ДО одним из принципов дошкольного образования является содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений [26, c. 2].
Основные требования к психолого-педагогическим условиям реализации программы обращаются к феномену сотрудничества [2, c. 41]:
1) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
2) возможность возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
Образовательная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей.
Одной из задач стандарта является развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субьекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром [2, c 43].
«Сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности. В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных и жизненных интересов учащихся» [8, c. 16].
Таким образом, дадим определение, сотрудничество – это тип взаимодействия в совместной деятельности, в процессе которого выделяется общая цель, общий мотив, совместные действия, общий результат. Сотрудничество дошкольников со сверстниками во время совместной деятельности развивается эффективно если: в процессе ее проведения воспитателем выдвигаются задачи, требующие от детей поиск совместного решения, и создаётся активный интерес к сотрудничеству дошкольников друг с другом, а также используется поэтапная педагогическая технология, предусматривающая возможность последовательного освоения дошкольниками усложняющихся моделей сотрудничества на разных видах занятий.
1.2. Особенности межличностного общения и взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Характеристикой детей старших дошкольников может являться увеличение произвольности поведения и возрастание психических процессов, таких как восприятие, внимание, память. У ребят старшего дошкольного возраста уже возникает интерес по поводу морально-этических отношений и социально приемлемыми нормами поведения больше, чем жизнью животных или явлениями окружающей природы [4, c. 84]. Для ребят старшего дошкольного возраста уже становятся важными процессы общения, как с окружающими взрослыми, так и с ровесниками. Окружающие ребенка взрослые расширяют его представления о других людях, выводят его за пределы сиюминутной, конкретной ситуации.
В возрасте старшем дошкольном для ребенка становится важной оценка значимым взрослым не просто его умений, а личности ребенка в целом, поэтому дошкольник старается всё делать правильно, стремится к одобрению взрослого, к взаимопониманию со взрослыми. В общении с ровесниками дети старшего дошкольного возраста пытаются выстраивать особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые ребята не могут иметь со взрослыми [21, c. 93].
Специфика общения дошкольников с ровесниками имеет множество различий по сравнению с общением с окружающими ребенка взрослыми.
Контакты с ровесниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются громкими голосами, резкими интонациями, смехом. В контактах с ровесниками отсутствуют общепринятые нормы и правила, которые следует соблюдать при общении со взрослым [10, c. 63]. При контактах с окружающими взрослыми, ребенок старшего дошкольного возраста умеет применять общепринятые способы поведения и коммуникации. В процессе общения с ровесниками дети старшего дошкольного возраста могут проявлять фантазию, передразнивать друг друга.
Инициативные высказывания преобладают над ответными при контактах детей старшего дошкольного возраста Ребенку гораздо важнее высказаться самому, чем выслушать другого, в итоге диалог с ровесником не получается, потому что каждый из детей говорит о своем, не слушает и перебивает другого [3, c. 106]. В то же время разговор с окружающими взрослыми ребенок старшего дошкольного возраста чаще всего с удовольствием поддерживает, старается ответить на вопросы взрослого, старается внимательно выслушать, выполнить задание. Нередко взрослый разрешает спорные моменты, возникшие между детьми.
Педагоги – исследователи дошкольного детства Н.И. Ганошенко и А.Г. Рузская изучали динамику развития содержания потребности в общении со сверстниками у детей дошкольного возраста. Были выявлены следующие изменения: вдвое увеличивается количество контактов дошкольников со сверстниками, если ровесники стремятся разделить друг с другом свои переживания. В то же время, по мере взросления ребенка, стремление к чисто деловому сотрудничеству с ровесником в конкретной ситуации деятельности уменьшается. Для детей старшего дошкольного возраста остается по- прежнему важным и значимым уважение со стороны ровесников и возможность совместного «творчества». Возрастает тенденция к «обыгрыванию» старшими дошкольниками возникающих конфликтов и их разрешения [22].
У детей старшего дошкольного возраста потребность в общении тесно связана с мотивами общения – побудительными силами в деятельности и поведения человека [20, c. 80].
По словам педагога М.И. Лисиной, индивида побуждает к взаимным действиям (т.е. становится мотивами общения) именно такие качества партнера по общению, которые раскрывают индивиду его собственное "Я", способствуют его самоопределению и самоосознанию [16, c. 245].
В современной российской психологии и педагогике выделяют три вида мотивов общения ребят старшего дошкольного возраста с ровесниками: деловые, познавательные и личностные.
Просматривается следующая динамика развития мотивов общения с ровесниками у ребят дошкольного возраста. На каждом возрастном этапе имеют место все три мотива: в два-три года ведущи
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аммосова, В. В. Первые шаги к сотрудничеству / В. В. Аммосова // Дошкольное воспитание. – 2010. – №11. – С. 79-85. - Текст: непосредственный.
2. Амонашвили, Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества: книга для учителя / Ш.А. Амонашвили. – Киев: «Освита»,1991. – 111с. - ISBN 5-330-01204-X - Текст : непосредственный.
3. Аружанова, А. Г. Речь и речевое общение детей / А. Г. Аружанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с. - ISBN 5-86775-046-9 – Текст: непосредственный.
4. Бабаева, Т. И. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации игры, этюды: учеб.-метод. пособие. / Т. И. Бабаева, Л. С. Римашевская. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 224 с. – ISBN 978-5-89814-842-3 – Текст: непосредственный.
5. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. — М., 2011. — 175 с. – Текст: непосредственный.
6. Выготский, Л.С. Вопросы детской возрастной психологии: в 6 т. / Л. С, Выготский // Собр. Соч., М., Педагогика, 1983. – т.4 – С. 243 – 385. – Текст: непосредственный.
7. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии, 1996. №6 – С. 53-76. – Текст: непосредственный.
8. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / И. А. Зимняя. – М.: Университетская книга, Логос, 2008. – 384 с. – ISBN 978-5-9770-0518-0 - Текст: непосредственный.
9. Ивлева, К.В. Особенности сотрудничества детей старшего дошкольного возраста / К. В. Ивлева // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №10. – С.38–49. – Текст: непосредственный.
10. Кацуба, Н.А. Развиваем коммуникативные навыки у дошкольников / Н.А. Кацуба // Дошкольная педагогика. – 2014. - №8. – С. 63-65. - Текст: непосредственный.
11. Клименкова, О. Игра как азбука общения / О. Клименкова // Дошкольное воспитание. – 2002. -№4. - С. 7. - Текст: непосредственный.
12. Кудрявцева, Е.А. Особенности развития детского сотрудничества в старшем дошкольном возрасте /Е.А. Кудрявцева // Детский сад: теория и практика. – 2014. - №5. – С 14-20. - Текст: непосредственный.
13. Левшина, Н. И. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности / Н. И. Левшина, Л. В. Градусова // Детский сад: теория и практика. – 2014. – № 6 (42). – С. 94-103. - Текст: непосредственный.
14. Леонтьев, А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец; Предисл. О. М. Дьяченко. - М. : Изд-во Междунар. образоват. и психол. колледжа, 1995. - 144 с. - ISBN 5-88919-001-6 - Текст: непосредственный.
15. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. - М.; Воронеж, 1997. С. 89. - ISBN 5-89395-027-5 - Текст: непосредственный.
16. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – СПб. : Изд-во «Питер», 2009. – 320 с. - ISBN 978-5-388-00493-2 - Текст: непосредственный.
17. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре : [Пер. с рус.] / Д. В. Менджерицкая; Ред. Т. А. Комарова. - Кишинев : Лумина, 1985. - 151 с. – Текст: непосредственный.
18. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с. - ISBN 5-296-00109-5 – Текст: непосредственный.
19. Профессиональный стандарт педагога с точки зрения компетентностного подхода // Справочник заместителя директора школы. - 2009. - № 6. - С.5-12. – Текст: непосредственный.
20. Развитие общения дошкольников со сверстниками / М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Н. Н. Авдеева и др.; Под ред. А. Г. Рузской; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. - М. : Педагогика, 1989. - 215 с. - (ОПН. Образование. Пед. науки. Пед. психология). - ISBN 5-7155-0147-4. – Текст: непосредственный.
21. Репина, Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада: педагогическая наука - реформе школы : монография / Т.А. Репина. – Москва: Педагогика, 1988. – 232 с. - ISBN 5-7155-0243-8 – Текст: непосредственный.
22. Рузская, А. Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками / А.Г. Рузская // Психология дошкольника : хрестоматия : учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ Сост. Г.А. Урунтаева. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Москва: Академия, 2000. – Текст: непосредственный.
23. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с. – ISBN 5-691-00938-9 - Текст: непосредственный.
24. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Е. О. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. -160 с. – Текст: непосредственный.
25. Фадеева, Е. М. Развитие сотрудничества со сверстниками у детей дошкольного возраста. / Е. М. Фадеева // Научные труды. ООО Научный мир. Иваново. – 2010. - № 3. – С. 52-57. – Текст: непосредственный.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2013. – №2. – Текст: непосредственный.
27. Цукерман, Г. А. Введение в школьную жизнь : программа адаптации детей к школьной жизни / Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова; Департамент образования г. Москвы ; Московский центр качества образования. - Москва : Московский центр качества образования, 2010. - 116 с. - ISBN 978-5-9773-0058-2 – Текст: непосредственный.
28. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д. Б.Эльконин. – М.:ВЛАДОС, 1998. - 360с. - ISBN 5-691-00256-2 – Текст: непосредственный.