Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Туризм вошел в XXI век как самый стабильно развивающийся сектор экономики, серьезно влияющий на социально – экономическое развитие многих стран мира. Для 38% государств туризм – главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода.
Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт, услуги гостиниц и ресторанов, торговля, строительство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития [32].
Индустрия туризма – это отрасль экономики, которая имеет благородную цель – развитие культуры и образования, организацию общения и отдыха, восстановление сил человека.
Сфера туризма – давно определившаяся экономическая система. В России, с ее традиционно прибыльными добывающими отраслями, туризм – важное и относительно новое направление развития экономики.
Современный туристский рынок требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности. Экскурсионные бюро и туроператоры, при разработке новых познавательных маршрутов, должны учитывать не только спрос на рынке, но и отталкиваться от имеющихся местных экскурсионных объектов. При этом все маршруты должны разрабатываться на научной основе с учетом требований современной экскурсионной методики [3].
Туризм является одной из ведущих и наиболее развитых отраслей экономики. Из-за своего быстрого темпа развития он признан экономическим феноменом века. Этому способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Во многих странах мира туризм развивается как система, которая помогает познакомиться с культурой, историей, обычаями, традициями, религиозными и духовными ценностями определенной страны и ее населения.
То есть туристическая отрасль – это одна из наиболее дифференцированных отраслей экономики всех стран, которая обеспечивает международное познание и приносит большую долю доходов в государство. Как известно, туризм является одним из наиболее прибыльных видов бизнеса, и поэтому необходима четкая стратегия производства и продвижения туристического продукта.
Важнейшим этапом в деятельности любой туристической фирмы является разработка нового туристического продукта и продвижение его на рынок. Часто в туристической деятельности наступает момент, когда на имеющийся товар начинает уменьшаться спрос и тогда на его замену должен прийти новый продукт, который мог бы удержать лидерство предприятия на рынке данной отрасли [1].
Разработка туристического продукта и формирование туров осуществляет туроператор, то есть лицо, которое от своего имени осуществляет предпринимательскую деятельность по производству, продвижению и реализации турпродукта, а также оказывает другие услуги, не связанные с перевозками и размещением.
Цель работы – разработать новый тур с использованием смешанных видов туризма на примере города Москвы.
Объект исследования – теоретические основы работы туристической фирмы.
Предмет исследования – анализ нового туристического продукта ООО «Coral Travel» (на примере г. Москвы) и разработка рекомендаций по совершенствованию туристического продукта.
Задания исследования:
- изучить и описать особенности понятия и сущность туристического продукта;
- определить способы разработки туристических предложений;
- определить нюансы при создании туристического продукта;
- охарактеризовать особенности деятельности турфирмы ООО «Coral Travel»;
- проанализировать имеющиеся предложения туристической фирмы;
- составить Swot-анализ туристического продукта в г. Москва;
- разработать новый туристический продукт;
- разработать предложения для поведения мероприятий по улучшению нового туристического продукта смешанного вида;
- рассчитать и описать особенности экономической эффективности предложенных мероприятий.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ
1.1. Понятие и сущность туристического продукта
Туристический продукт – это предварительно разработанный комплекс туристических услуг, объединяющий не менее двух таких услуг, реализуемых или предлагаемых для реализации по определенной цене, в состав которого входят услуги перевозки, услуги размещения и другие туристические услуги, не связанные с перевозкой и размещением.
Привлекательность рельефа для рекреации и туризма характеризуется рядом его свойств: устойчивость, уникальность, разнообразие, пейзажная привлекательность, культурно-историческая ценность, комфортность [31].
В настоящее время проведена оценка влияния рельефа на формирование и функционирование различных типов территориальных туристскорекреационных систем. К ним относятся:
- рекреационно-лечебный тип (включает три подтипа – климатический, грязевой и бальнеологический);
- рекреационно-оздоровительный тип (включает два подтипа – купально-пляжный и прогулочно-созерцателный);
- рекреационно-спортивный тип (включает четыре подтипа – горнолыжный, дайвинг, сплавы по рекам, рыболовно – охотничий); рекреационно-познавательный тип, учитывающий базовое положение рельефа в природном комплексе, что требует особого внимания к туристско – рекреационным свойствам рельефа и отбору специфических показателей этих свойств [2].
Туристско-рекреационные центры, формируемые на основе природных ценностей, включающих естественные ландшафты, национальные парки, в которых проходят маршруты самодеятельного и экологического туризма, наиболее привлекательные акватории, охотничье-рыболовные ресурсы. Это – туристско-рекреационные центры экологического (природно-ориентированного) типа.
Несмотря на огромный потенциал природно-ориентированного и экологического туризма. В России пока примеры серьезных туристско-рекреационных центров этого типа немногочисленны.
В научной литературе по вопросам туризма нет однозначного его определения. Но, несмотря на разнообразные определения, все авторы включают в понятие «туризм» мотивации туристские потребности, особенности поведения туристов, их пребывание в другой стране, экономические отношения, которые складываются между туристами и производителями товаров и услуг и многое другое [4; 17].
Широкое распространение среди ученых и специалистов получила сущностная формулировка туризма, которая была предложена Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма.
Согласно ему, туризм – это «совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы» [23].
Однако, понятие «туризм» имеет расплывчатый характер. Во-первых, под понятием «туризм» считается временное перемещение людей в другую страну. Под «временным перемещением» понимается период до одного года.
Во-вторых, согласно с международной статистикой к туристам относятся лица, посещающие другую страну с любой целью, кроме оплачиваемой работы, как минимум на один ночлег [30].
В ФЗ от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 03.05.2012) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.11.2012) туризм определяется как временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.
Данное определение и является актуальным для нас сегодня и, именно, на него и опирается вся современная туристская индустрия [6].
Для классификации видов современного туризма, необходимо использовать наиболее существенные признаки, которые характеризуют виды туризма, в частности: национальную принадлежность туризма; основную потребность, удовлетворение которой обуславливает туристическое путешествие; основное средство передвижения, используемое в путешествие; средство размещения; продолжительность путешествия; состав группы; организационные формы; основные принципы формирования цены турпродукта и т.д. [12; 22]
К основным видам туризма относятся внутренний (национальный) и внешний (международный) туризм. Внешний туризм, в свою очередь, разделяется на активный (въездной) и пассивный (выездной) туризм. Для более полного определения туризма Всемирная туристская организация предложила ввести следующую классификацию по типам туризма: внутренний, въездной и выездной туризм. Основным критерием данных определений является пересечение государственных границ. Причем данную классификацию можно применять как для страны, так и для каждого конкретного региона (дестинации) [29].
1.2. Способы разработки туристических предложений
На сегодняшний день туристическая индустрия является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли на международном рынке туристических услуг.
Туристический бизнес выступает единственной экономико-технологической системой формирования и реализации туристического продукта с целью удовлетворения спроса на туристические услуги.
Он включает четыре основных элемента: производство туристических услуг; комплектование туристического продукта; реализация туристского продукта; потребление туристического продукта [8].
Туристический продукт, разрабатываемый туристическими операторами, должен соответствовать следующим принципам: безопасность (всех составляющих и на всех этапах прохождения тура); комфортность (удовлетворение жизненных потребностей в проживании, питании, транспортировке и других услугах на уровне, по возможности не ниже чем в постоянном месте жительства), то есть обеспечение качественного обслуживания во время путешествия; эргономичность (соответствие туристического продукта и его составляющих физиологические и психологические потребности туриста); достаточность услуг, предлагаемых для удовлетворения потребностей туриста во время путешествия, для реализации целей путешествия; категориальное соответствие (все составляющие тура должны соответствовать заявленному классу обслуживания); конкурентоспособность (обеспечение доходности в деятельности туристической фирмы).
Для разработки туристического продукта необходимо провести маркетинговые исследования рынка, найти потребительские сегменты и оценить собственные способности [15; 28].
Разработка туристического продукта основывается на базе данных, которая охватывает информацию в соответствии с целевой установкой и касается имеющихся ресурсов, материально-технической базы и инфраструктуры, которые делятся на 3 вида:
- природные блага (климат, акватории морей и пресноводных водоемов, леса, горы);
- объекты показа или аттрактивные объекты (природные: национальные парки, заказники, памятники природы; культурно-исторические, архитектурные, археологические, связанные с выдающимися событиями, жизнью и творчеством выдающихся людей, садово-парковые усадьбы, замковые и культовые комплексы, этнические – национальные и фольклорные праздники, исторические села, заведения питания с национальной кухней и т.д.);
- объекты досуга – музеи, театры и другие заведения культуры, заведения шоу-бизнеса, выставки, текущие события культурной жизни (концерты выдающихся художников и коллективов, фестивали и т.д.) и классы в соответствии с их аттрактивностью (достопримечательности всемирного наследия, регионального значения, национальные святыни, достопримечательности) [10; 19].
Слово «экскурсия» происходит от латинского «excursio» – поездка. С самого начала экскурсия была только прогулкой, что имела практические цели, например, выход за город на поиск и сбор лекарственных трав и др. Именно в таком понимании толковал это слово в 1882 в своем словаре В. Даль: «Экскурсия – прогулка, выход на поиск чего-то, для сбора трав и др. »В настоящее время за понятием «Экскурсия» закрепляются такие характеристики, как целеустремленность, то есть посещение определенных мест с конкретной целью, неотдалённый и краткосрочный характер поездки или прогулки [18].
Сегодня экскурсия – это процесс познания человеком окружающего мира, который предусматривает ознакомление с объектами «в реальности», то есть в местах их расположения. При этом обзор достопримечательностей происходит под руководством квалифицированного специалиста – экскурсовода и сопровождается его рассказом. Процесс познания на экскурсии подчинен задаче раскрытия определенной темы.
Экскурсовод передает аудитории видение объекта, оценку выдающегося места, понимание исторического события. Ему не безразлично, что увидят экскурсанты, как они поймут услышанное. Он своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам и оценкам, достигая тем самым нужной цели [27].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абабков Ю.Н. Маркетинг в туризме : учебник / Ю.Н. Абабков, М.Ю. Абабкова, И.Г. Филиппова; под ред. Е.И. Богданова. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 214 с.
2. Аблаева Т. М. Туристы и йоги одновременно / Т. М. Аблаева // Турбизнес. 2016. № 2. С. 8-12.
3. Агешкина Н.А. Основы турагентской и туроператорской деятельности : учебное пособие / Н.А. Агешкина. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 567 с.
4. Алексеева Н. П. Туризм: Учебное пособие для студентов вузов / Н. П. Алексеева. Москва: Флинта, 2019. 133 с.
5. Андреев В.Д. Организация и методика риск-ориентированного аудита в туризме: учебное пособие / В. Д. Андреев. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2021. – 392 c.
6. Артеменко Я.С. Туристический комплекс в России: тенденции и риски: Конспект лекций / Я. С. Артеменко. Лаборатория книги, 2019. 172 с.
7. Багдасарян В.Э. История туризма : учебное пособие / В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, А.Д. Попов. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 190 с.
8. Баранов А.С. Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма : учебник / А.С. Баранов, И.А. Бисько ; под ред. Е.И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 383 с.
9. Биржаков М. Б. Введение в туризм: Учебное пособие для студентов вузов / М. Б. Биржаков. Санкт-Петербург: Питер, 2018. 75 с.
10. Буйленко В. Ф. Туризм: Учебник / В. Ф. Буйленко. Москва: ЭКСМО- пресс, 2019. 103 с.
11. Весновский В. А. Путеводитель по Уралу: Учебное пособие для студентов вузов / В. А. Весновский. Санкт-Петербург: Питер, 2020. 81 с.
12. Ветитнев А.М. Олимпийский туризм: организационно-экономические аспекты и влияние на принимающую дестинацию : монография / А.М. Ветитнев, Н.В. Бобина. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 227 с.
13. Грошев И.В. Туризм для лиц пожилого возраста : монография / И.В. Грошев, Е.П. Корчагин. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 303 с.
14. Губа Д.В. Лечебно-оздоровительный туризм : курорты и сервис : учебник / Д. В. Губа, Ю. С. Воронов. – Москва : Спорт, 2020. – 240 с.
15. Еремеева А. Ю. Методическое обеспечение разработки нового турпродукта: Учебное пособие для студентов вузов/ А. Ю. Еремеева. Лаборатория книги, 2020. 122 с.
16. Зорин И. В. Туризм как вид деятельности: Учебное пособие для студентов вузов / И. В. Зорин. Москва: Дрофа, 2019. 148 с.
17. Истомина Э.Г. Внутренний туризм и туристские ресурсы России : учебное пособие / Э. Г. Истомина, М. Г. Гришунькина ; Рос. гос. гуманитары, ун-т. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Рос. гос. гуманитары, ун-т, 2019. – 288 с.
18. Качмарек Я. Туристический продукт. Замысел. Организация. Управление: Учебное пособие / Я. Качмарек. Москва: Юнити – Дана, 2019. 308 с.
19. Квартальнов В. А. Туризм: Учебник / В. А. Квартальнов. Москва: ЭКСМО – пресс, 2018. 82 с.
20. Котанс А.Я. Технология социально-культурного сервиса и туризма : учебное пособие / А. Я. Котанс. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 384 с.
21. Кружалин В. И. География туризма: Учебное пособие для студентов вузов / В. И. Кружалин. Москва: Федеральное агентство по туризму, 2017. 136 с.
22. Куприна Л. Е. Туристическая картография: Учебное пособие / Л. Е. Куприна. Москва: Флинта, 2017. 79 с.
23. Курилова В.И. Туризм: Учебное пособие / В. И. Курилова. Санкт- Петербург: Питер, 2017. 127 с.
24. Кусков А. С. Основы туризма: Учебник / А. С. Кусков. Москва: ИНФРА – М, 2016. 58 с.
25. Лысакова Л. А. Туризм: Учебное пособие / Л. А. Лясакова. Москва: Флинта, 2016. 145 с.
26. Макеев Л. Ю. Оптимальное природопользование в туристических целях: Конспект лекций / Л. Ю. Макеев. Лаборатория книги, 2016. 97 с.
27. Морозов Н. С. Информационное обеспечение туризма: Учебник / Н. С. Морозов. Москва: Федеральное агентство по туризму, 2018. 188 с.
28. Остроумов О.В. Туризм. Продвижение российского турпродукта: возможности и реальность : учебно-методическое пособие / О. В. Остроумов ; под. ред. Ю. С. Путрика. – Москва : Финансы и Статистика, 2021. – 128 с.
29. Рассохина Т.В. Менеджмент туристских дестинаций : учебник и практикум для вузов / Т. В. Рассохина. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 210 с.
30. Рассохина Т.В. Организация туристской индустрии: менеджмент туристских дестинаций : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. В. Рассохина. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 210 с.
31. Шаульский В. А. Эзотерический туризм / В. А. Шаульский // Турбизнес. 2019. № 9. С. 58-66.
32. Шубаева В.Г. Маркетинг в туристской индустрии : учебник и практикум для вузов / В. Г. Шубаева, И. О. Сердобольская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 120 с.
33. https://www.coral.ru/main/coral/about/.
34. https://ctravl.com/.