Фрагмент для ознакомления
2
1.1. Композиционное построение дизайна
Стоит подчеркнуть, что говорить об истории возникновения дизайна, можно после появления первых дипломированных специалистов-дизайнеров. Это произошло в 1920 году, когда в некоторых странах мира были созданы первые учебные заведения, которые готовили художников-мастеров высшей квалификации для промышленности, а также инструкторов и руководителей для профессионально-технического образования. Это направление дизайна считается европейским «академическим». Постепенно в Англии, Германии, Австро-Венгрии, Скандинавских и других европейских странах начали формироваться такие художественно-промышленные школы, где перешли от рисования античных голов и копирования орнаментов до новых принципов обучения: работе с формой и цветом на почве общих закономерностей, встречающихся в природе.
В г. Веймар (Германия) в 1919 году была основана Высшая школа строительства и художественного конструирования – Баухаус – от немецкого «Дом строительства» – так называлось в Германии средневековое совместное жилье Строитель сборов и других крупных сооружений [1, с. 18]. Ее педагоги – архитектор Вальтер Гропиус (директор Баухауза с 1919 до 1928 года), художник, математик и ученый-естествоиспытатель Иттен, скульптор Герхард Маркс и другие – разрабатывали эстетику функционализма, принципы современного формообразования в архитектуре и дизайне, занимались формированием материально-бытовой среды средствами пластического искусства.
В 1925 году школа была переведена в Дессау, а в 1933 году она была закрыта нацистами. Эта школа подготовила десятки потенциальных дизайнеров высокого класса, а ее преподаватели, эмигрировали совершили огромное влияние на развитие дизайна в США.
Йозеф Альберс – выпускник Баухауза – преподавал в Блэк-Маунтин Колледжи в Северной Каролине, Вальтера Гропиуса и Марселя Бройер – выпускника школы – пригласили в Гарвардский университет, Ласло Мохой-Надь основал в Чикаго школу дизайна, стала известной под названием Нью-Баухауза [1 , с. 18-19]. Таким образом, Баухауз дал большие импульсы к дальнейшему развитию дизайнерского образования не только в Германии, но и по всему миру.
Существует еще одна версия возникновения дизайна, когда его относят к периоду кризиса 1929 года, и он описывается как американский феномен. С началом кризиса 1929 года американский дизайн становится реальной коммерческой силой, приобретая, в полном смысле этого слова, массовый характер. Постепенно возникает профессиональная «индустрия дизайна», которая фактически импортирована из Европы после второй мировой войны.
Две важнейшие характеристики дизайна в общем современном представлении – массовый (в современном смысле) характер и реальная коммерческая значимость – действительно появляются впервые в США в эпоху большого кризиса. Это уже коммерческий дизайн, что, прежде всего, является способом увеличения спроса на промышленную продукцию и средством завоевания потребителя. Эти его качества отмечались и подчеркивались пионерами американского дизайна Уолтером Тигом, Раймондом Лоуном и другими, внесли значительный вклад в формирование такого характерного для американского дизайна явления, как стайлинг – дизайнерское разработки внешнего вида изделия [2, с. 10], которое не связано с изменением его функций и не касается его технических или эксплуатационных характеристик.
Таким образом, в 1930-е годы дизайн реально входит в жизнь – торговлю, производство, быт. Этот период приходится на то время, когда западни страны выходят из Великой экономической депрессии, и дизайн становится действенным фактором сбыта промышленных товаров [2; 3].
В последней трети XX века дизайн превратился в глобальное явление постиндустриального общества, которое охватывает новые сферы проектной практики. В 50-е годы, после второй мировой войны началась массовая подготовка дипломированных дизайнеров. Кроме Германии, где преемницей Баухауза была Ульмского школа, преподаванию дизайна стали оказывать все большее внимание в Великобритании, США, Франции, странах Северной Европы.
Самым ярким явлением 50-60-х годов в области дизайнерской педагогики было Высшее училище дизайна в Ульме. Оно было созданную в 1953 году по программе, которую предложил ученик Баухауза Макс Билль. «Мы смотрим на искусство как на высшую форму проявления жизни, – писал он, – и стремимся предоставить жизни изысканности произведения искусства. Мы хотим бороться отвратительное с помощью красивого, доброго, практического» [1, с. 20].
После того, как Макс Билль оставил должность руководителя училища в 1957 году, на передний край образования получилось знауковлення дизайна, появились такие предметы, как методология, теория науки и операционный анализ, был взят твердый курс на оценку творческой оформительской деятельности согласно рационализированными критериям научности. Кроме того, удалось четко сформулировать задачи и определить сферу применения корпоративного дизайна и подтвердить его важность для современного общества.
В 1957 году был создан Международный совет организаций индустриального дизайна, которая способствовала развитию художественного конструирования во всем мире, пониманию социальных целей и задач дизайна, повышению профессионального уровня художников-конструкторов.
В 1969 году на Генеральной ассамблее этого совета в Лондоне было определено понятие «дизайна» как творческой деятельности, целью которой является формирование гармоничного предметной среды, наиболее полно удовлетворяет материальные и духовные потребности человека.
Для 70-х – начале 80-х годов характерна новая концепция американского дизайна. Ее основная сущность заключалась в проектировании не объекту как такового, а эффекта, который может быть достигнут с его помощью. Особое внимание уделяется использованию эргономических параметров, с помощью которых достигается достаточная безопасность и оптимальный комфорт. В связи со сложностью объектов и взаимосвязей их элементов в проектировании используется системных подход [2; 4].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аббасов И.Б. Основы графического дизайна. – М.: ДМК Пресс, 2008. – 224 с.
2. Адамс Ш. Словарь цвета для дизайнеров / Ш. Адамс. – М.: КоЛибри, 2018. – 272 c.
3. Ахремко В.А. Сам себе дизайнер интерьера. Иллюстрированное пошаговое руководство / В.А. Ахремко. – М.: Эксмо, 2018. – 96 c.
4. Бионика для дизайнеров: учеб. пособие для вузов / Н. В. Жданов, А. В. Скворцов, М. А. Червонная, И. А. Чернийчук. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 232 с.
5. Воронова О.В. Сам себе ландшафтный дизайнер (новое оформление) / О.В. Воронова. – М.: Эксмо, 2015. – 184 c.
6. Воскобойников, Ю.Е. Живопись для дизайнеров и архитекторов. Курс для бакалавров: Учебное пособие / Ю.Е. Воскобойников. – СПб.: Планета Музыки, 2015. – 104 c.
7. Голубева О. Л. Основы композиции: учебное пособие / О. Л. Голубева. – М. : Изобразительное искусство, 2018. – 144 с.
8. Графический дизайн. Современные концепции: учеб. пособие для вузов / Е. Э. Павловская [и др.]; отв. ред. Е. Э. Павловская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 183 с.
9. Грибер Ю. А. Градостроительная живопись: монография / Ю. А. Грибер, Г. .. Майна. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2019. – 133 с.
10. Елочкин М.Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности дизайнера / М.Е. Елочкин. – М.: Academia, 2016. – 396 c.
11. Ермаков М.П. Основы дизайна. Художественная обработка твердого и мягкого камня: Учебное пособие / М.П. Ермаков. – Рн/Д: Феникс, 2018. – 80 c.
12. Ермилова Д. Ю. Дизайн-проектирование костюма. – М.: Юрайт, 2020. – 177 c.
13. История дизайна, науки и техники / Рунге В.Ф.: Учеб. пособие. Издание в двух книгах. Книга 1. – М.: Архитектура-С, 2016. – 368 с.
14. Кузвесова Н. Л. Графический дизайн: от викторианского стиля до ар-деко. – М.: Юрайт, 2020. – 140 c.
15. Лазарев Е. Н. Дизайн: от формы вещи до духа человека // Дизайн для всех. Альманах, 2019, № 1.
16. Лесняк В. Графический дизайн (основы профессии). – М.: Индекс Маркет, 2018. – 301 с.
17. Павловская Е. Э. Основы дизайна и композиции: современные концепции. – М.: Юрайт, 2020. – 120 c.
18. Стасюк Н. Г. Основы архитектурной композиции: учебное пособие / Н. Г. Стасюк, Т. Ю. Киселева, И. Г. Орлова. – М. : Архитектура-С, 2019. – 96 с.
19. Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика: учебник и практикум для вузов / А. Н. Лаврентьев [и др.]; под ред. А. Н. Лаврентьева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 208 с.
20. Черняева Е.В. Основы ландшафтного дизайна / Е.В. Черняева. – М.: Фитон XXI, 2018. – 120 c.
21. Шокорова Л. В. Дизайн-проектирование: стилизация. – М.: Юрайт, 2020. – 111 c.
22. Шокорова Л. В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве. – М.: Юрайт, 2020. – 111 c.
23. Элам К. Геометрия дизайна. Пропорции и композиция / К. Элам. – Publication: СПб. : Питер, 2019. – Физическая характеристика: 112 с.