Фрагмент для ознакомления
2
В соответствии с ч. 1 ст. 80 Конституции РФ Президент является главой государства. Заметим, что предыдущая Конституция характеризовала Президента как высшее должностное лицо и главу исполнительной власти (ст. 121). Таким образом, произошло своего рода отделение президента от исполнительной власти. Анализ норм 4 – 7 глав Конституции позволяет сделать вывод о то, что Президент не относится к законодательной, исполнительной или судебной власти, а представляет собой самостоятельную ветвь государственной власти.
Этот вывод основан на двух положениях. Во-первых, в государственном механизме он играет роль арбитра, обеспечивая взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей. Арбитражный характер власти Президента достаточно четко прослеживается в ряде положений Конституции. Например, он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти (ч. 2 ст. 80), наделен правом использования согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти (ч. 1 ст. 85).
Второе положение заключается в том, что Президент имеет свою компетенцию в управлении государством, отделенную от компетенции органов законодательной, исполнительной и судебной властей. Она осуществляется в обширных полномочиях Президента как главы государства (ст. ст. 80, 83 – 90), во взаимоотношениях с правительством (ст. ст. 110 – 113, 115 – 117). Федеральным собранием и судебной властью (ст. ст. 83, 104, 107 – 109, 112, 128). Эта позиция нашла свое полное подтверждение в тех изменениях в Конституцию, которые были внесены в нее 1 июля 2020 года Общероссийским голосованием.
Остановимся в первую очередь на взаимоотношениях Президента и Правительства. В своем ежегодном послании Федеральному собранию в 2019 году Президент сказал, что России нужна сильная президентская республика. Как известно, форма республики в первую очередь зависит от того, каким образом формируется правительство, перед кем оно несет ответственность. В п. «а» ст. 83 Конституции было указано, что Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации. После изменений, принятых на Общероссийском голосовании 1 июля 2020 года, Президент назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента, и освобождает Председателя Правительства от должности.
Казалось бы, налицо возрастание признаков парламентской республики, поскольку глава правительства сначала утверждается Государственной Думой, а затем лишь назначается Президентом. Но здесь есть одно очень существенное но: Государственная дума утверждает лишь ту кандидатуру, которую ей представляет Президент. В итоге получается, что Государственная Дума лишена возможности, как и прежде, представлять своего кандидата на эту должность. Фактически ничего не изменилось .
Еще более выражено усиление президентской власти в других пунктах указанной статьи Конституции. Если ранее Президент имел только право председательствовать на заседаниях Правительства, то согласно новой редакции Президент осуществляет общее руководство Правительством (п. «б» ст. 83, ч. 1 ст. 110)). В то же время это не свидетельствует о том, что он становится одновременно и главой исполнительной власти, поскольку согласно ч. 1 ст. 110 Конституции исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство. Более того, в п. «в1» указано на то, что он принимает отставку Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.
Из этого следует, что вышеуказанные руководители министерств и ведомств, так называемого силового блока, уже не подчиняются главе правительства. Об этом также прямо сказано в ч. 3 ст. 110 Конституции. В силу этого Председатель Правительства лишен значительной части своих полномочий как глава исполнительной власти и занимается только лишь экономической и социальной сферой деятельности государства.
Та же тенденция возрастания роли Президента в управлении государством проявляется и в процедуре назначения руководителей федеральных органов исполнительной власти. В предыдущие годы Президент назначал заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства, то теперь Глава правительства вообще устранен от процесса формирования кабинета министров . Так, согласно п. «д» ст. 83 Президент назначает на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров экономического и социального блоков, кандидатуры которых утверждены Советом Федерации, и освобождает их от должности.
Что касается руководителей федеральных органов исполнительной власти, которые находятся в его непосредственном подчинении, то их назначает Президент после консультаций с Советом Федерации. Как известно, консультации любого рода носят лишь рекомендательный характер .
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
3. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 45. Ст. 7061.
4. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.
5. Указ Президента РФ от 31.12.1999 № 1761 «Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 1 (ч. II). Ст. 109.
6. Заключение Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 № 1-З «О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации» // Российская газета. № 56. 17.03.2020.
7. Герман, Е.С., Даничев, Н.В. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации // Теория и практика современной аграрной науки. Сборник IV национальной (всероссийской) научной конференции с международным участием. Новосибирский государственный аграрный университет. Новосибирск, 2021. С. 1779-1784.
8. Евдокимов, С.В. Конституционно-правовое регулирование статуса Президента Российской Федерации и конституционная реформа // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2020. № 2 (50). С. 188-189.
9. Кабдулова, З.К. Правовой статус президента РФ. Проблема верховенства исполнительной власти // Актуальные вопросы современной науки и образования: сборник статей XI Международной научно-практической конференции : в 2 ч. Пенза, 2021. С. 161-163.
10. Камерист, К.Е. Некоторые формы реализации полномочий президента Российской Федерации // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 35. С. 2187-2193.
11. Коновалов, Д.Д. Досрочное прекращение полномочий президента РФ по состоянию здоровья: критерии и процедуры // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 4. С. 64-67.
12. Масликов, И.С. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2021. № 8 (135). С. 62-64.
13. Парин, Д.В., Абоян, А.А. Поправки к Конституции РФ и изменение роли главы государства // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 1. С. 58-60.
14. Позднякова, К.А. Некоторые особенности правового статуса Президента Российской Федерации // Теория и практика современной науки. 2021. № 4 (70). С. 141-144.
15. Шабашова, П.О. Анализ полномочий президента РФ в свете конституционной реформы // Российское право онлайн. 2021. № 1. С. 93-96.
16. Шалымова, А.А. Конституционные полномочия президента российской федерации в системе органов публичной власти на современном этапе // Студенческий вестник. 2021. № 26-1 (171). С. 80-82.
17. Швецова, А.А., Мокосеева, М.А. Некоторые предложения по внесению изменений в конструкцию относительно отрешения президента Российской Федерации от должности // Высшая школа: научные исследования: сборник научных статей по итогам работы Межвузовского научного конгресса. Москва, 2020. С. 14-22.
18. Шмытов, И.А. Конституционные новеллы 2020 года о правовом статусе Президента Российской Федерации // Традиции и новации в системе современного российского права: материалы ХХ Международной конференции молодых ученых. В 3-х томах. М., 2021. С. 223-226.
19. Юрасова, О.В. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации: особенности и проблемы совершенствования // Аллея науки. 2020. Т. 1. № 10 (49). С. 362-366.
20. Яшкин, А.И., Рахимов, Р.И., Сизова, А.С. К вопросу о реализации поправок в Конституцию РФ об избрании и функциях Президента РФ // Spirit Time. 2021. № 1-1 (37). С. 35-38.