Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Медиа как часть жизни современного социума представляет собой сложное и противоречивое социальное явление. Значит, важен исследовательский подход объективного изучения медиа с точки зрения психологии, социологии и других наук.
Вопросы влияния медиа на социум анализировались учеными и исследователями еще 50-60-е годы прошлого столетия. Приоритет технологических факторов над социальными и политическими стал основным мотиватором для анализа тем медиа на Западе.
Базовые темы, которые здесь были затронуты - влияние медиа на социум, личностная роль в обществе – рассматривались Г.Лассуэлом, У.Шраммом, Г.Гербнерером, Г. Иннисом, М. Маклюэном и др. Явление медиа одним из первым стала анализировать англо-саксонская школа. С 60-х годов прошлого столетия в Канаде на основе университета Торонто стало популярным направление, которое анализировало новые технологии и их влияние на сознание человека и итоги его деятельности.
Особое внимание было сконцентрировано на технологиях коммуникации, которые исследовал проф. Г. Иннис и группа ученых (И.Ватт, Д.Гуди, М.Маклюэн, Э.Хэйвлок).
Изобретенный А. Поповым и Г. Маркони способ бескабельной передачи информации при помощи волн электромагнитного содержания привело к созданию нового способа связи – радио.
На заре начала своей работе радио было лишено массовой аудитории. Это аргументировалось не только малой численностью радиоприемников. Тогда по причине несовершенства функционирования радиоборудования передача информации могла реализовывать себя только в виде кодов. Как и в телеграфе, использовалась система Морзе, которая давала возможность передавать тексты, которые переводились в точки и тире. Предпосылки для того, чтобы радио стало СМИ, стали создаваться только перед во время первой мировой войны.
В 1906 г. американец Ли Де Форест изобрел аудион – электронно-ваккуумную лампу, использование которой в радиоустройстве давало возможность передавать сообщения голосом, музыку, шум. Спустя два года ученый создал первую в истории музыкальную передачу. Это были сигналы, посылавшиеся с Эйфелевой башни в Париже, которые распространялись в радиусе 500 миль. После использование усовершенствованных подобных приборов в радиотехнике стало увеличивать информационный и выразительный уровень ресурса радио, что помогало инициировать интерес широкой общественности к возможностям радио. Во многих государствах стали появляться общества радиолюбителей .
Во время первой мировой войны потребности в обеспечении радиосвязи между частями действующих армий и кораблями ВМС, а также первые попытки использования радиопередач в целях пропаганды и дезинформации противника вызвали бурный рост производства радиооборудования.
С наступлением мира фирмы – производители радиотехники стремились переориентировать созданные в годы войны обширные производственные мощности на массовый выпуск и сбыт передатчиков и приемных устройств на гражданском рынке. Одновременно происходило быстрое совершенствование технической базы радиовещания.
Целью данной работы является рассмотрение проблем, тенденций и перспективы современного радиовещания.
Задачи:
- рассмотрение эволюции радиовещания в России, современных функций радиовещания;
- описание особенностей современного познавательного радиовещания
- изучение блогосфера и работы современных радиостанций;
- описание радио «Книга» как познавательного радио;
- рассмотрение подкастинга как будущего радиовещания;
- рассмотрение проблем информационных станций в соцсетях;
- изучение радиопублицистики как будущего деятельности радиожурналиста .
Объект исследования – изучение тенденций развития современного радиовещания.
Предмет исследования – проблемы современного радиовещания.
Глава 1 Особенности радиовещания в России: эволюция, тенденции
1.1 Эволюция радиовещания в России . Современные функции радиовещания
После 1945 г. радио стало способом пропаганды советской идеологии. Проводное радио в советские времена было поистине главным организатором, пропагандистом и агитатором в обществе, поэтому радиоточка была проведена в каждый дом и в каждую квартиру.
Коммунистическая партия и Советский Союз как государство с сильными идеократическими элементами имели развитую пропагандистскую систему. Главным и самым важным элементом в продвижении коммунистических представлений официального дискурса, конечно, была сама Программа. Знаковым представляется уже ее наличие, поскольку новая Программа являлась для ее авторов, опиравшихся на мысли В. И. Ленина, сильнейшим материалом для агитации, выступая основой воспитания масс в духе коммунизма. Сам факт того, что главный партийный документ без всяких оговорок заявляет о четких сроках достижения «светлого будущего», был источником трансляции и средством аккумуляции коммунистических представлений.
Современники отмечали, что новая Программа партии обещала построить коммунизм и эта задача отчасти выполнялась произнесением сакральных слов: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». И хотя Программа, по их мнению, отличалась логической неубедительностью, она доказывала верность обозначенной цели и выбранного пути самим своим появлением.
Обозначив срок в 20 лет, КПСС подвергала риску свою репутацию как на международной арене, так и внутри страны: невыполнение намеченного, даже с учетом возможного роста народного хозяйства, существенно подорвало бы престиж коммунизма. Реализацией этой тенденции стал дальнейший ход истории – закат Советского Союза и последующая эпоха, когда III Программа КПСС служила для антикоммунистов аргументом, демонстрирующим утопизм коммунистических ожиданий.
С конца 1950-х гг., благодаря «научно-техническому прогрессу», происходило бурное развитие радио и телевещания, росли аудитория и, соответственно, идеологическое влияние на население. В сентябре 1961 г. был начат цикл передач «Здравствуй, будущее!», для подготовки которого на радио была создана специальная группа наиболее квалифицированных радиожурналистов из всех отраслей Главной редакции пропаганды. В дальнейшем появились передачи «Забота о подъеме жизненного уровня народа – закон деятельности партии», «У великого рубежа», «Коммунизм – наше лучезарное завтра», «Человек человеку – друг, товарищ и брат», «Единой семьей к единой цели», «Коммунизм и труд»
Mediascope утверждает, что за последние 5 лет объем аудитории (радио за сутки) упал на 9 процентов и равен 55 %, при этом из опрошенных 80 %: радиослушателей включают радио только раз в неделю. Время прослушивания радио растет и составляет 4:31-4:34 в Западной и Восточной частях России и 4:55 в Центральной России [1].
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Вартанова Е. Л., Вырковский А. В., Макеенко М. И. Мультимедийные стратегии московских FM-радиостанций // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2011. С. 6–32.
2) Воинова Е.А. Подкаст как новый формат публичной коммуникации в условиях цифровой медиасреды. https://cyberleninka.ru/article/n/podkast-kak-novyy-format-publichnoy-kommunikatsii-vusloviyah-tsifrovoy-mediasredy (дата обращения: 25.03.2020).
3) Вырковский А. В., Фомичева И. Д., Образцова А. Ю., Галкина М. Ю., Колесниченко А. В., Вартанов С. А., Смирнов С. С., Владимирова М. Б. Анализ качества медиатекстов на столичных информационно-разговорных радиостанциях // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2019. № 16(1). С. 48-65.
4) Гааг Н.А. Радиотеатр в системе жанров радио: исторический и культурологический аспекты.Дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2014 – 25 с.
5) Гуревич П., Ружников В. Советское радиовещание. М., 1976. – 164 с.
6) Журналистика в контексте времени : монография / под ред. Т. Н. Владимировой, В. А. Славиной, Н. В. Кодола. – Москва : МПГУ, 2020. – 294 с.
7) Зубаркина Е.С. Познавательное радиовещание в России: трансформация, типология, структура // Журналистика в 2018 году: творчество, профессия, индустрия: сб. мат. междунар. науч.-практич. конф. М.: Фак. журн. МГУ, 2019. С. 480-481
8) Зубко Д. В. Радиопублицистика в пространстве Интернета: технические возможности и воздействующий потенциал // Международный научно-исследовательский журнал. № 8–1 (62). 2017. С. 57-60
9) Карпенко И.И. Радиовещание в Интернете: теория, типология, специфика журналистской деятельности. Дис. … канд. филол. наук. Белгород, 2009. – 35 с.
10) Клюев Ю. В. Политический массмедиадискурс в России: феномен и концепции (2000-е годы): автореф. дис. … д-ра. полит. наук. СПб., 2017. = 30 с.
11) Клюев Ю. В. Мультимедиа и радиовещание // Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов. № 1. 2016. С. 125-130
12) Коллинз Р. Социология философий. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. – 530 с.
13) Колодкин В.А. Радиовещание в Интернете: принципы функционирования, типология и структура сайтов. Дис. … канд. филол. наук. Тольятти, 2005. – 29 с.
14) Лазуткина Е. В. Проблемно-объектный комплекс регулирования новостной информации в блогосфере Рунета. URL: http:// www.dissercat.com/content/problemno-obektnyi-kompleks-regulirovaniya-novostnoiinformatsii-v-blogosfere-runeta#ixzz4uzXQiVJ3 (дата обращения: 25.12.2021).
15) Литвиненко И.В. Радио в мультимедийной среде: специфика функционирования. Дис. …канд. филол. наук. М., 2015. – 36 с.
16) Медоева Ю.О., Зубаркина Е.С. Литературные программы на радио : функции и перспективы развития. «Журналистика – вызовы времени»// Сборник научных статей кафедры журналистики и медиакоммуникаций Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования/ Под ред.Т.Н. Владимировой, В.А. Славиной, Н.В. Кодола. М.: МПГУ, 2018. С. 53-60
17) Мисонжников Б. Я. От «дигитальной публицистики» до «дигитальной поэзии» // Век информации. № 3. 2017. С. 13-20
18) Пестриков, Виктор Михайлович. Эволюция безламповых устройств беспроводной передачи информации в первой половине XX века / В. М. Пестриков ; М-во образования и науки Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. ун-т сервиса и экономики. - Санкт-Петербург : СПбГУСЭ, 2010. С. 59-65
19) Презентация «Аудитория радио: основные тенденции на локальных рынках» Михаил Попонов, Mediascope. Конференция РАР «Локальное радио: инновации и перспективы». URL: https://mediascope.net/upload/iblock/20f/Mediascope_РАР_2021_15_06.pdf (дата обращения: 25.12.2021).
20) Радиожурналистика. / Под ред. А.А. Шереля. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. - 480 с
21) Сахарова И. Н., Карев В. Ю. Современные тенденции развития радио в России// Петербургский экономический журнал, 2021// https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-radio-v-rossii (дата обращения 25.12.2021)
22) Смирнов В. В. Природа и язык радиокоммуникации. М., 2019. – 254 с.
23) Тихонова О. В., Круглова Л. А., Болотова Е. А. и др. Ночной эфир московских информационных радиостанций Business FM, «Вести FМ» и «Коммерсантъ FM»: особенности программирования // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2019. Т. 3, № 3. С. 44–62.