Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Гендерные стереотипы - это обобщен-ные образы групп мужчин и женщин, представления о мужественности и женственности. Гендерные стереотипы основаны на широко распростра-ненных в обществе мнениях о существенных различиях между группами мужчин и женщин. Устойчивые стереотипы способствуют сохранению ген-дерного неравенства и могут ограничивать возможности индивида для са-мореализации. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена широким распространением гендерных стереотипов в современном обще-стве и недостаточным знанием факторов, способствующих их формирова-нию.
В юношеском возрасте активно формируется самосознание, выраба-тывается собственная независимая система эталонов самооценки и самоот-ношения, развиваются способности проникновения в свой собственный мир, начинается осознание своей особенности и неповторимости. Посте-пенно формируется Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осо-знанному или неосознанному построению поведения молодого человека.
Усложнение и углубление самопознания в юношеском возрасте при-водит к становлению относительно устойчивого представления о себе как о цельной, отличной от других, личности. Именно на основании такого представления о себе к возникает самоопределение, которое характеризу-ется осознанием себя в качестве члена общества и своего назначения в жизни. Устремленность в будущее становится основной направленностью личности, в центре внимания интересов и планов находится проблема освоения профессии, построения дальнейшего жизненного пути.
Формирование Я-концепции зависит как от общения с окружением, так и от контактов с широкой социальной средой. В свою очередь наличие гендерных стереотипов может существенно отражаться на развитии лично-сти.
Цель исследования: изучение влияния гендерных стереотипов на Я-концепцию.
Объект исследования: Я-концепция.
Предмет исследования: влияние гендерных стереотипов на Я-концепцию.
Гипотеза исследования: предполагается, что особенности самоот-ношения взаимосвязаны с подверженностью личности существующим тра-диционным гендерным стереотипам в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты исследования гендерных стерео-типов и Я-концепции.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование гендерных стереотипов и Я-концепции.
3. Выявить взаимосвязь особенностей Я-концепции с подверженно-стью личности существующим традиционным гендерным стереотипам в юношеском возрасте.
Теоретико-методологическую базу исследования составили основ-ные подходы к изучению Я-концепции (У. Джеймс, Дж. Мид, Э. Эриксон, К. Роджерс, B.C. Агапов, И.С. Кон, А.А. Налчаджян, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин и др.), базовые исследования по проблеме гендерного разви-тия, гендерной идентичности, гендерных стереотипов (С. Бем, Е. Маккоби, Т.В. Бендас, Е.П. Ильин, И.С. Клецина, Т.А. Репина, Е.Т. Соколова, Л.Б. Шнейдер и др.).
Методы исследования:
- теоретический анализ научной литературы;
- психодиагностические методы;
- математико – статистические методы.
В ходе эмпирического исследования использовались следующие ме-тодики:
1. Опросник «Я – женщина (мужчина)».
2. Опросник Сандры Бэм по изучению «маскулинности – феминин-ности» (в модификации И.С. Клециной).
3. Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантелеева.
4. Методика «Кто Я» (М. Кун, Т. Макпартленд).
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в се-ти интернет. В исследовании приняли участие 30 человек в возрасте 16 – 17 лет, из них 15 девушек и 15 юношей.
На первом этапе в октябре 2021 года был проведен анализ научной литературы по теме исследования и разработка теоретических положений работы. Второй этап – ноябрь 2021 года – подготовка и проведение эм-пирического исследования среди старшеклассников. Третий этап в декаб-ре 2021 года был посвящен обработке полученных результатов и форму-лировке окончательных выводов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы психологами, педагога-ми, работниками социальных служб, специалистами, работающими с ли-цами юношеского возраста в преодолении гендерных стереотипов в прак-тической деятельности и в учебном процессе.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), выводов по главам, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования гендерных стереотипов и Я-концепции
1.1. Понятие Я-концепции в научной литературе
Психологический аспект изучения проблемы Я-концепции подразу-мевает раскрытие его специфики в качестве особого процесса человеческой психики, направленного на саморегуляцию поведения субъекта посред-ством самопознания и эмоционально - ценностного отношения к себе, то есть Я-концепция рассматривается как один из механизмов осуществления личностью самой себя, реализации своей сущности [34].
В зарубежной психологии проблема Я-концепции имеет более давние традиции изучения. В. Вундт применил естественнонаучное мышление ко всем категориям психологии, таким образом он различал субъект и объект «Я» и внешний мир. В. Вундт определил «Я» как чувство связи всех пси-хических переживаний индивида, с преобладанием кинестетических ощу-щений. Он описал самосознание как сумму чувствований и представлений, они выделялись из всей совокупности элементов сознания и тесно слива-лись с чувствованием нашего Я. Чувствования, представления и волевые процессы рассматривались как составляющие компоненты феномена само-сознания. В. Вундт полагал, что развитие Я-концепции (самосознания) стремится к ограничению лежащими, в его основе чувствованиями и идет равномерно с развитием ассоциаций и апперцепций, а также одновременно с развитием сознания вообще [39].
А. Пфендер и Т. Липпс разрабатывали проблему самосознания в рамках интроспекционизма, руководствуясь принципом непосредственной данности психического. А. Пфендер предложил понятие «само» для опре-деления образа самого себя. Он полагал, что «само» имеет ядро, которое включает прошлую жизнь, действия человека, осознание его способности или неспособности к тем или иным действиям, а также периферию, вклю-чающую все то, что находится вне психического. Таким образом, подход к проблеме самосознания с позиций интроспекционизма снял важный во-прос о соотношении сознания и самосознания, самосознания и «Я». Ин-троспекционисты отождествили сознание и самосознание и развели поня-тия самосознания и «Я». С одной стороны это понимание затруднило изу-чение феномена, но и одновременно наметило дальнейшие пути его иссле-дования [26].
У. Джемс одним из первых выделил социальный фактор в Я-концепции личности. Он развил положения о личности в целом, оказал большое влияние на становление проблемы самосознания, самооценки, уровня притязаний. Он признал, что Я-концепции текучая и изменчивая, но чистое «Эго» («познающее Я») рассматривалось им как некий неизмен-ный субстрат, деятель, вызывающий изменение в нашем сознании, всегда и везде тождественный с самим собой [9]. Противоречие его концепции за-ключается в том, что он одновременно утверждал важность внешнего вли-яния на формирование Я-концепции и выделял чувство внутренней актив-ности, которое является непосредственным проявлением жизненной суб-станции нашей души. Полагал, что принцип духовной деятельности лежит в основе когнитивного и оценочного компонентов Я-концепции.
К. Роджерс попытался по новому взглянуть на самосознание лично-сти, рассматривая Я-концепцию индивида. Согласно его взглядам Я-концепция - это последовательный концептуальный и организованный гештальт, составляемый из восприятий свойств «Я» и восприятий взаимо-отношений «Меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также из ценностей, связанных с этими восприятиями. Это гештальт, кото-рый доступен осознанию, хотя и не обязательно осознаваемый [27].
В рамках гуманистической психологии А. Маслоу развил теорию самоактуализации, в основу которой было положено утверждение об из-начальном и спонтанном стремлении личности к самоактуализации. А. Маслоу предложил иерархию потребностей, где потребность в самоактуа-лизации занимала верхнюю ступень, достигнуть которую можно только удовлетворив все низшие потребности, например, потребность в еде, в безопасности и т. д. Он интерпретировал самоактуализацию как чисто внутренний процесс, детерминированный наследственными факторами, не учитывая важность постоянного развития личности и ее мотивационной сферы [17]. Теория самоактуализации игнорировала социальные условия бытия личности, лежащие в основе самореализации.
Гуманистическая психология выдвинула на передний план проблему «самости», которая рассматривалась в рамках самосознания человека. Представители данного направления делали акцент на внутреннем един-стве самости и скептически относились к возможности экспериментального изучения самосознания.
З. Фрейд предложил свое видение проблемы Я-концепции, носившее практический характер. Он полагал, что врожденные биологические ин-стинкты, иррациональные бессознательные силы лежат в основе психиче-ской деятельности человека, в том числе и Я-концепции. Автор психоана-лиза предложил рассматривать три системы психики человека: Оно, Я, Сверх-Я, которые постоянно взаимодействуют между собой, приводя к возникновению конфликтных состояний личности. Им выделены средства самоподдержания человеческой психики или механизмы психологической защиты, с помощью которых вытесняется из сознания неприемлемая для человека информация о мире и о самом себе. Согласно З. Фрейду меха-низмы психологической защиты детерминируют возможность существова-ния инвариантного основания развивающегося самосознания [35].
Изучая природу невроза в рамках психодинамической теории, К. Хорни обращалась к проблеме Я-концепции. Центральным понятием ее концепции явилось понятие о «реальном Я» как самой существенной части Я, осознание которой необходимо для преодоления невроза. Исследуя па-тологические состояния самосознания, она считала, что оно детерминиро-вано изнутри, как и все психическое в жизни человека. Таким образом, по-нятие «реальное Я» тождественно фрейдовскому инстинкту жизни [36].
Э. Эриксон, опираясь на теорию 3. Фрейда, разработал уровневую концепцию Я-концепции. Э. Эриксон объединил идентичность с «Эго» в понятии «Эго-идентичность» и употреблял последнее в различных значе-ниях: как «осознанное чувство индивидуальной идентичности», как «бес-сознательное стремление к последовательности личного характера», как «критерий молчаливой деятельности Эго-синтеза» [36].
Д. Левингер продолжил после Э. Эриксона рассмотрение психосоци-альной идентичности. В ходе разработки проблемы «Я» он выдвинул тео-рию «развития Эго», определив ее как синтетическую, организующую функцию мозга. По его мнению, развитие Эго является более узким про-цессом, чем развитие личности. Центральным моментом в его концепции является идея психосоциальной идентичности как конечного, интегриру-ющего свойства личности. Знание самого себя на индивидуальном уровне, согласно автору теории, является результатом установления самоиденти-фикации, то есть признания себя принадлежащим к определенному сооб-ществу и обретения в себе выразительности черт, присущих этому сообще-ству, а также отсутствие отличительных черт противостоящего сообщества [4].
И.С. Кон определял Я-концепции как совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя как субъект дея-тельности. Все представления о самом себе складываются в определенный «образ Я», считал И. С. Кон. Согласно его исследованиям, «Я» соотносит-ся, и даже может сливаться воедино с концепцией личности, с одной сторо-ны, а с другой стороны - с концепцией самосознания. Для него «Я» пред-ставляет собой личность, которую рассматривают изнутри. И.С. Кон пола-гает, что самосознание, в отличие от «Я» может быть как индивидуальным, так и групповым [12].
И.С. Кон рассматривает Я-концепцию как установочную систему из трех уровней:
- 1 – неосознанные установки;
- 2 – самооценка и осознание;
- 3 – целостный образ, встроенный в общую систему ценностных ориентаций личности, как единая установка по отношению к самому себе [13].
В его концепции нижний уровень отражает эмоциональный характер установок, средний уровень – осознание и самооценка – связан с ценност-ным аспектом установок, которые синтезируются в целостный образ; верхний уровень представляет собой завершенный образ «Я», который входит в единую систему ценностных ориентаций и выполняет исполни-тельную функцию достижения осознанных целей личности.
Уровень Я представляет собой динамичную систему, способную к изменениям и трансформациям, способную производить частичную кор-ректировку нижележащих уровней. Образ Я при этом рассматривается как ядерное образование в психике человека, его сознательная и активная часть [19].
Анализируя современное исследовательское пространство Я-концепции, В.С. Агапов выделяет шесть основных концептуальных подхо-дов:
1. Я- концепция – это уникальность нейроструктурных основ инди-видуального Я человека;
2. Я- концепция – это то, чем я обладаю;
3. Я- концепция – это совокупность всех представлений о себе, со-пряженная с их оценкой;
4. Я- концепция – совокупность установок, направленных на самого себя;
5. Я- концепция – «система образов Я», в которой Я – образы посто-янно меняются;
6. Я- концепция – система самовосприятий и связанных с ними цен-ностей [1].
В своих работах В.С. Агапов обращается к анализу условий уровне-вой дифференциации становления Я-концепции и закономерностей межу-ровневых взаимодействий, затрагивая другую важную проблему форми-рования и развития уровней Я-концепции – динамики содержательных ха-рактеристик, связанных с переходом с одного уровня на другой. В.С. Ага-пов расширяет трехуровневую концепцию И.С. Кона и выделяет в содер-жании Я-концепции пять уровней ее становления:
1) агармоничный – в структуре Я-концепции связи слабые или отсут-ствуют, взаимоотношение с миром неустойчиво, имеет место упрощенче-ство в понимании себя и других, себя в глазах других;
2) дисгармоничный – содержание структуры Я-концепции характе-ризуется наличием связи, но она имеет либо выраженный противоречивый характер, либо отличается доминированием определенных компонентов и качеств, поэтому диапазон отношений с окружающим миром колеблется от активного до безынициативного;
3) смешанный – сочетание характеристик дисгармоничного и опти-мального уровней;
4) оптимальный – структурные связи Я-концепции устойчивы, отсут-ствует доминирование определенных компонентов, равновесие отношений к себе и внешнему миру, появляется стремление к самореализации;
5) гармоничный – в структуре Я-концепции устойчивые и выражен-ные связи, диалогическая модель отношений с миром, самореализация че-рез различные способы, проявление потребности в самосовершенствова-нии [2].
В понимании автора, Я-концепция представляет собой многокомпо-нентную и многоуровневую систему. Это комплексное личностное образо-вание и механизм, который осуществляет интеграцию индивидуальности, компонентов
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Агапов В.С. Возрастная репрезентация Я-концепции личности / В.С. Агапов // Психология. – 2015. – № 4. – С. 90 – 98.
2. Агапов В.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований / В.С. Агапов // Акмеология – 2012 – № 3 – С. 26-30.
3. Агапов В.С. Фундаментальные идеи С.Л. Рубинштейна в современ-ных исследованиях самосознания и Я-концепции субъекта / В.С. Ага-пов // Философско- психологическое наследие С. Л. Рубинштейна – М.: Ин-т психологии РАН, 2011. – С. 234-247.
4. Бекоева Д.Д. Самосознание / Д.Д. Бекоева. - М.: Альфа, 2001. - 192 с.
5. Бем С.Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему не-равенства полов / С.Л. Бем. – М.: РОССПЭН, 2004. – 336 с.
6. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2019. – 320 с.
7. Варзонова Н.В. К вопросу о гендерном неравенстве в России / Н.В. Варзонова, И. Каса // Всероссийский научно-практический журнал «История, философия, экономика и право». – 2016. – 3. – С. 1 – 5.
8. Девятых С.Ю. Половая социализация молодежи в условиях социо-культурной трансформации семьи: монография. – 2-е изд., испр. и доп. / С.Ю. Девятых. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 187 с.
9. Джемс, У. Психология / У. Джемс. – СПб.: Академический Проект, 2011. – 431 с.
10. Иванова Л.Н. Самоопределение женщин с различными типами ген-дерной идентичности / Л.Н. Иванова, Е.В. Кулавева // Ученые запис-ки. – 2011. Т. 4. – № 1 (13). – С. 14 – 24.
11. Ильин Е.П. Пол и гендер / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2016. – 686с.
12. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / Проблема «Я» в психологии / И.С. Кон // Психология самосознания. хрестома-тия по социальной психологии личности / Под ред. Д.Я. Райгород-ского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2007. – с. 45-96.
13. Кон И.С. Социологическая психология / И.С. Кон. – Воронеж: МОДЭК, 1999. – 560с.
14. Краева К.В. Особенности проявления уверенности в себе у студентов с различным уровнем экзаменационного стресса / К.В. Краева, И.А. Казановская // Личность в образовательном пространстве: сборник научных трудов. – Хабаровск: Тихоокеанский государственный уни-верситет, 2020. – С. 303-308.
15. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европей-ских, российских и американских традиций: УЧ пособие для студ высш уч. заведений - 3-е изд. / А.В. Либин. – М: Смысл, 2004. – 532с.
16. Лукьященко И.Е. Гендерные стереотипы: социокультурный подход / И.Е. Лукьященко // Вестник КРСУ. – 2016. – Том 16. – № 10. – С. 71 – 74.
17. Маслоу А.Г. По направлению к психологии бытия / А.Г. Маслоу. – М.: Эксмо-Пресс, 2002. – 272 с.
18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2007. – 640 с.
19. Нагибина Н.Л. Психология типов. Системный подход. Психодиагно-стические методики. Ч.1. / Н.Л. Нагибина. – М.: Институт молодежи, 2000. – 155с.
20. Налчаджан А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии: 2-е изд., перераб. и доп. / А.А. Налчаджян. – М.: Эксмо, 2010. – 368с.
21. Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. – СПб.: Сова, 2008. – 671 с.
22. Ожигова Л.Н. Гендерные нормы как социально-психологический фе-номен / Л.Н. Ожигова, Е.В. Иоффе. – М: Проспект, 2019. – 144 с.
23. Петровский А.В. Психология и время / А.В. Петровский. – СПб.: Пи-тер, 2007. – 447с.
24. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной: 3-е изд. – СПб.: Питер 2019. – 479с.
25. Психодиагностические методики изучения гендерных особенностей личности: метод. рекомендации для студентов / сост. Е.Д. Беспанская-Павленко. – Минск: БГУ, 2013. – 87с.
26. Психология самосознания: хрестоматия / под ред. Д.Я. Райгородско-го. – М.: Бахрах-М, 2007. – 672 с.
27. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Р. Роджерс. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 415 с.
28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2017. – 718 с.
29. Рудченко А.В. Анализ ситуации гендерной асимметрии на рынке труда: теоретический аспект / А.В. Рудченко // Вестник международ-ного института рынка. – 2020. – №2. – С. 44 – 53.
30. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика от-ношений в паре / Т.В. Румянцева. – СПб., 2006. – 176с.
31. Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия / под ред. Д.Я. Райгородского. – М.: Бахрах-М, 2008. – 654 с.
32. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2013. – 353с.
33. Сосновский Б.А. Общая психология: учебник для вузов / Б.А. Сос-новский, О.Н. Молчанова, Э.Д. Телегина; под редакцией Б.А. Сос-новского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 342с.
34. Столин В.В. Уровни и единицы самосознания. Психология самосо-знания: хрестоматия по социальной психологии личности В.В. Сто-лин / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2003. – 671с.
35. Фрейд З. «Я» и «Оно» / З. Фрейд. - М.: Эксмо-Пресс, 2017. - 864 с.
36. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. – СПб.: Академический проект, 2009. – 208 с.
37. Шелехов И.Л. Взаимодействие систем «личность» – «социум» / И. Л. Шелехов, Г. В. Белозёрова // Научно-педагогическое обозрение. – 2017. – Вып. 3 (17). – С. 117–126.
38. Штылева Л.В. Теоретико-методологические и правовые основы ген-дерного образования социальных педагогов в высшей школе / Л.В. Штылева // Социальная педагогика. – 2016. – № 6. – С. 98-100.
39. Шутенко Е.Н. Развитие самосознания личности как проблема психо-логической теории и практики / Е.Н. Шутенко // Проблемы педагоги-ки и психологии. – 2012. – №1. – С. 96 -102.
40. Эриксон Э. Психология самосознания. Идентичность / Э. Эриксон. – М.: БАХРАХ-М, 2003. – 672 с.