Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Важнейшим приоритетом обновления современного образования является творческая индивидуальность учащегося, ее способность творить и создавать окружающий мир. В этой ситуации происходит переориентация всей системы обучения и воспитания «от человека образованного, к человеку творческому» [17].
Творчество предполагает новое видение действительности, преодоление штампов и стереотипов, готовность к отказу от привычных схем и способов работы, стандартов поведения и мышления, способность к самоизменению. В этих условиях необычайно актуализируется построение педагогических систем, создающих необходимые предпосылки для раскрытия и развития вербальной креативности каждого младшего школьника.
Проблема обучения интерпретационной деятельности на уроках русского языка рассматривается в трудах многих учёных (А.Д. Дейкиной, Н.Д. Десяевой, А.П. Еремеевой, О.Н. Левушкиной, Н.Л. Мишатиной, Т.М. Пахновой, Л.А. Ходяковой и др.). Интерес к этому вопросу объясняется тем, что интерпретация текста, прежде всего художественного, вызывает у школьников сложности, связанные как с неполным овладением соответствующими операциями, так и с природой текста как объекта данной деятельности. Поэтому поиск путей обучения восприятию, анализу и интерпретации художественного текста является актуальной научно-методической проблемой, острота которой усиливается в новых информационных и социокультурных условиях.
Вместе с тем накопленный «опыт» словотворчества, безусловно, не исчезает бесследно, он «включается» в операциональную базу языковой способности и может быть актуализирован в специально смоделированных для этого условиях.
Для проверки гипотезы представляются продуктивными экспериментальные психолингвистические методы и методики, которые позволяют не только диагностировать степень сформированности (выраженности) креативных способностей конкретной языковой личности, но и развивать эти способности в процессе решения респондентами нестандартных лингвистических «задач».
Объект исследования – методика заполнения текстовых лакун.
Предмет исследования – методика заполнения текстовых лакун как тренинг вербальной креативности.
Цель исследования: определение методики заполнения текстовых лакун как тренинга вербальной креативности.
Задачи:
1. Изучить понятия вербальной креативности, тренинга как метода обучения в научно-методической литературе;
2. Рассмотреть особенности развития лингвокреативных способностей и методики заполнения текстовых лакун;
3. Провести опытно-экспериментальное исследование использования методики заполнения текстовых лакун как тренинга вербальной креативности;
4. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования.
В данной работе используются следующие методы:
1) Теоретический: поиск, изучение, анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, анализ полученных результатов;
2) Эмпирический: педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение.
Методологическую основу работы составляют
- теории и концепции креативности как творческой способности создавать новые оригинальные предметы, объекты и ценности, принимать нестандартные решения (Дж. Гилфорд, Дж. Брунер, М.Р. Львов, А. Маслоу, Э.П. Торренс и др.);
- концепции языковой личности (Г.И. Богин, Н.Ю. Караулов, И.И. Горелов, К.Ф. Седов, Г.В. Эйгер, И.А. Раппорт);
- методологический принцип адаптации экспериментальных методик в качестве операциональной базы проведения тренинга вербальной креативности (Т.А. Гридина).
- концепция проявления креативности в более свободных, произвольных условиях, жизненных ситуациях (М. Воллах, Н. Коган);
- гипотеза многоуровневой структуры креативности в обосновании Л.С. Выготского.
База исследования: ???
Глава1. Теоретические аспекты методики заполнения текстовых лакун как тренинга вербальной креативности
1.1. Понятие вербальной креативности
Т.А. Гридина рассматривает вербальную креативность как одну из составляющих понятия креативности языковой личности, выявляющую способность носителя языка к творческому использованию готовых языковых форм и значений и обновлению их репертуара в условиях осознанного отступления от канонических форм речи [6].
Понятие вербальной креативности — активно обсуждаемый феномен. Его интерпретация в психолингвистическом освещении связывается с механизмами лингвокреативного мышления, в основе которого лежит способность говорящих к ломке и переключению ассоциативных стереотипов, созданию нового речевого продукта на базе переработки уже существующего языкового материала [6].
Особым аспектом исследования вербальной креативности является ее формирование и проявление в речевой деятельности ребенка. В качестве лингвокреативной составляющей в этой сфере рассматриваются в первую очередь словотворческие инновации. При этом разграничиваются инновации, имеющие компенсаторный характер (восполняющие лексический дефицит, преимущественно в речи ребенка-дошкольника), и инновации, имеющие характер осознанной языковой игры, проявляющие интенцию к преднамеренному нарушению канона [8].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Белянин В. П. Введение в психолингвистику. – М., 1999.
2.Боно Э. Серьезное творческое мышление. – Минск: Попурри, 2005. – 416 с.
3.Вачков И. В., Дерябо С. Д. Окно в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004. 272 с.
4.Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта// Психология мышления. – М.: Прогресс, 1965.
5.Гридина Т. А. Экспериментальный ресурс диагностики и тренинга вербальной креативности // Филологический класс. — 2014. — № 2 (36). — С. 30–35.
6.Гридина Т. А. Ассоциативный потенциал слова как основа лингвистической креативности: экспериментальные данные // Вопросы психолингвистики. — 2015. — № 25. — С. 148–157.
7.Гридина Т.А. Объяснительный словарь детских инноваций: монография и словарь / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2012. – 202 с.
8.Гридина Т. А., Пипко Е. И. Ступеньки словесного творчества: тренинг вербальной креативности. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2014. — 81 с.
9.Гоголина Т. В. Психолингвистического эксперимент как метод изучения грамматической семантики: учебное пособие / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2015.
10.Дружинин В. Н. Творчество: природа и развитие // Психология. Журнал ВШЭ. 2005. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorchestvo-priroda-i-razvitie (дата обращения: 19.01.2022).
11.Клементьева М. В. Предпосылки развития вербальной креативности в дошкольном возрасте на материале сочинения сказочных текстов : дис. … канд. психол. наук. – М., 2004.
12.Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб. : Искусство-СПб, 1998. С. 14–285
13.Сорокин Ю.А., Марковина И.Ю. Культура и текст. Введение в лакунологию: учебное пособие. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. 144 с.
14.Ступеньки словесного творчества: тренинг вербальной креативности. Программа внеурочной деятельности (для учащихся основной общеобразовательной школы) / Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2014. – 81 с.
15.Шубин А.В., Серпионова Е.И. Асимметрия мозга и особенности вербальной креативности// Вопросы психологии. –2007. –№4. –С.89–98.
16.Шульга О. К. Вербальная креативность как составляющая языковых и речевых способностей // Традиции и инновации в исследовании и преподавании языков: материалы Республиканского науч-практич. сем. с междунар. участием «Инновационные технологии в современной парадигме языкового образования» (Минск, Белорус. гос. ун‐т, 26–27 октября2012 г.) /отв. ред. О.И. Уланович.–Минск: Изд.центр БГУ, 2013.–С.13–16.
17.Уварина Н. В. К вопросу о проявлении феномена творчества в процессе самоактуализации личности // Человек. Спорт. Медицина. 2006. №16 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-proyavlenii-fenomena-tvorchestva-v-protsesse-samoaktualizatsii-lichnosti (дата обращения: 19.01.2022).