Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы связана с проблемой разрешения противоречия между возрастающими предпосылками на современной стадии развития общества для внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс и отсутствием целостной методической системы применения данного средства в обучении учащихся школьного возраста.
Дистанционное обучение представляет педагогическую технологию, которая полностью строится на использовании информационных и коммуникационных технологий. По мнению экспертов современные учащиеся усваивают 20% из того что видят, 50% информации, которую видят, слышат и примерно 70% информации, которую они добывают самостоятельно. Дистанционное обучение может открыть перед обучающимися новые возможности по изучению учебного материала [5].
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирует образовательные организации на переход к более гибкому, динамичному и персонализированному обучению. Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» [1] в редакции от 25 декабря 2018 года, общее образование должно быть направлено «на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе». В документе указано, что успешная реализация образовательных программ возможна на основе внедрения дистанционных образовательных технологий.
Дистанционное обучение, ограничиваясь онлайн-пространством, лишает обучающегося возможности сравнивать собственные успехи с достижениями других. Показателем успешности здесь служит только отметка педагога, но в то же время дистанционная система в данном случае дает возможность педагогу для развернутого ответа с оцениванием, не ограничивая обсуждение результатов выполненной работы одним уроком. Именно обратная связь, даже в виде онлайн-сообщения, способна замотивировать обучающегося.
Положительные качества дистанционного образования в отечественной педагогике хорошо проанализированы в работах: А.А. Андреева, В.Ф. Горнева, Ю.П. Господарика, В.П. Колмогорова, В.И. Кинелева, В.Н. Лазарева, А.В. Могилева, В.И. Овсянникова, О.П. Околелова, Е.С. Полат, А.Е. Петрова, В.И. Солдаткина, Э.Г. Скибицкого, В.А. Шаповалова, В.П. Тихомирова, О.Б. Тыщенко, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова [3].
Дистанционные образовательные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой обучающийся был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности [9].
Цель исследования состоит в изучении специфики использования дистанционного обучения учащихся школьного возраста.
Объект исследования – дистанционное обучение учащихся школьного возраста.
Предмет исследования – достоинства и недостатки дистанционного обучения учащихся школьного возраста.
В соответствии с целью исследования мы ставили перед собой следующие задачи:
1. Провести анализ научной литературы с целью определения взглядов ученых на сущность дистанционных образовательных технологий;
2. Выявить достоинства и недостатки дистанционного обучения;
3. Описать психолого-педагогические особенности дистанционного обучения;
4. Проанализировать статьи учителей общеобразовательных учреждений на предмет реализации дистанционного обучения учащихся;
5. Описать дидактические, организационные средства и формы организации дистанционного обучения школьников.
В работе были использованы следующие методы исследования: сбор и анализ литературы по теме исследования, её обобщение в виде глав и параграфов работы.
Практическая значимость заключается в рассмотрении различных подходов к применению дистанционного обучения в школьном звене, выявления круга проблем и путей их решения, описания различных форм, средств, условий для эффективного обучения в рамках дистанционных технологий.
Работа состоит из 2 глав, заключения, списка литературы.
Глава 1 Дистанционное обучение в системе образования
1.1 Понятие дистанционного обучения, его модели и технологии
На сегодняшний день не существует единого определения дистанционного обучения. Исследователи и специалисты в данной области, говоря о дистанционном обучении, очень часто вкладывают разный смысл в это понятие. Для того чтобы разобраться и глубже понять сущность определения «дистанционное обучение», необходимо рассмотреть трактовки данного определения, предлагаемые различными учеными.
И. В. Роберт считает, что дистанционное обучение – это процесс передачи знаний, формирования умений и навыков при интерактивном взаимодействии как между обучающим и обучающимся, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающий все присущие учебному процессу компоненты (средства обучения, содержание, цели, организационные формы, методы), осуществляемый в условиях реализации средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [18].
Похожее определение этому понятию дает Е. С. Полат. Она утверждает, что дистанционное обучение – это система обучения, основанная на взаимодействии преподавателя и студента, студентов между собой на расстоянии, отражающая все присущие учебному процессу компоненты (средства обучения, содержание, цели, организационные формы, методы) специфичными средствами ИКТ и Internet-технологий [19].
Особняком стоит трактовка данного понятия A. M. Бершадским и И. Г. Кревским. По их мнению, дистанционное обучение – это метод, который может использоваться как в рамках новой формы получения образования, так и в рамках традиционных форм - очной и заочной, а также при обучении, не имеющем целью получение систематического образования [4].
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 497-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета - Федеральный выпуск № 294(7757);
2. Алешкина, О. В. Дистанционные образовательные технологии – ключ к массовому образованию ХХI века / О. В. Алешина, М. А. Миналиева, Н. А. Рачителева // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. – С. 63- 65;
3. Ахметова, Д. З. Дистанционное обучение: от идеи до реализации / Д. З. Ахметова. – Казань : Издательство «Познание» Института экономики, управления и права, 2011. – 176 с.;
4. Бершадский, А. М. Актуальные проблемы контроля знаний / А. М. Бершадский, А. А. Белов, Р. И. Вергазов // Вестник компьютерных и информационных технологий № 1, 2013. – С. 40-48;
5. Бухаркина, М. Ю. Анализ отечественного и зарубежного опыта дистанционного обучения в среднем образовании и системе повышения квалификации педагогических кадров / М. Ю. Бухаркина. - [Электронный ресурс]. URL: http://distant.ioso.ru (дата обращения 25.12.2021);
6. Бухаркина, М. Ю. Теория и практика дистанционного обучения / М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, Е. С. Полат. М. : Академия, 2004;
7. Введение в сетевые технологии обучения / Под ред. Л. Г. Титарева, Ю. Б. Рубина. М. : Альфа, 2003;
8. Демина, Г. М. Дистанционное обучение в школе. / Г. М. Демина. - [Электронный ресурс]. URL: https://docs.google.com/document/d/1Ym-RzfgclxsMRM4CnS7_WtqextZL7LA1-2nDYynN5Hs/edi (дата обращения 25.12.2021);
9. Дистанционное обучение (из опыта работы) URL: https://infourok.ru/distancionnoe-obuchenie-iz-opyta-raboty-5089646.html (дата обращения 25.12.2021);
10. Задоя, Э. С. Проблема энергоинформационных взаимоотношений со средой / Э. С. Задоя // Научные основы энергоинформационных взаимодействий в природе и в обществе : мат-лы междунар. конгресса «ИнтерЄНИО-97». Крым, Украина, 1997;
11. Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании. Проект «Информатизация системы образования». - URL: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt7.html (дата обращения 25.12.2021);
12. Киселева, И. В. Дистанционное обучение. Опыт. / И. В. Киселева. - [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2020/11/25/distantsionnoe-obuchenie-opyt (дата обращения 25.12.2021).
13. Красильникова, В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В. А. Красильникова. – М. : Дом педагогики, 2006. — 231 с.;
14. Коротенков, Ю. Г. Информационная образовательная среда основной школы / Ю. Г. Коротенков. — М. : Академия АйТи., 2013. - URL: http://eor.it.ru/file.php/1/metod_material/Uchebnoe_posobie_IOS.pdf. Дата обращения: 22.10.2021;
15. Кузьмина, Л. В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения / Л. В. Кузьмина // Вестник Московского университета МВД России. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-i-nedostatki-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 20.11.2021);
16. Макаревич, И. Г. Первые шаги в Интернете / И. Г. Макаревич // Иностранные языки в школе. - М. : Просвещение, 2007. - № 6. - С. 26;
17. Мур, М. Г. Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании / М. Г. Мур, У. Макинтош, Л. Блэк и др. М. : Обучение-Сервис, 2006.
18. Полат, Е. С. Теория и практика дистанционного обучения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Буханкина, М. В. Моисеева / под ред. Е.С. Полат. – М. : Академия, 2014. – 416 с.;
19. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / И, В. Роберт. – М. : ИИО РАО, 2012. – 140 с.;
20. Сухомлин, В. А. ИТ-образование / В. А. Сухомлин. – М. : Горячая линия - Телеком, 2005. — 175 с.;
21. Троян, Г. М. Концепция дистанционного образования, его эволюция и роль информационных и коммуникационных технологий / Г. М. Троян // ИИТО ЮНЕСКО. М. : МЭСИ, 2001