Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена недостаточно полным отражением в научной литературе проблемы символики произведения А.И. Куприна «Гранатовый браслет», отсутствием систематизации видов символов, представленных в данном рассказе А.И. Куприна.
А. Ф. Лосев считал, что «учение о символе – это одна из самых очередных насущных проблем» философии культуры, литературоведения и других пограничных с ними наук. Представляется, что значимым является не только общетеоретическое учение о символе, но и исследование системы построения символов на материале конкретного литературного произведения.
Объектом данного исследования является символика художественного произведения.
Предметом исследования является символика рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
Цель исследования – выявление особенностей и видов символики в произведении А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть понятие символики в литературе и дать характеристику ее основных видов;
2) рассмотреть роль символов в создании художественных образов произведения;
3) проанализировать особенности символики на материале рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет»;
4) охарактеризовать систему символов рассказа «Гранатовый браслет», построенную на основе соотнесения всех видов символики и центральным символическим образом гранатового браслета.
Практическая значимость работы обусловлена представлением в ней контекстуального анализа и систематизации символики, нашедшей отражение в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
Материалом исследования является рассказ А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
Методологическую основу работы составляют научные труды, посвященные теоретическому исследованию символики, к которым относятся работы Д.А. Леонтьева, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана. Ряд работ посвящен изучению конкретных видов символики. К ним относятся, в частности, монографии и научные статьи Э. Бента, И.В. Гете, А.П. Журавлева, Н.Л. Зыховской, Г.М. Ибатуллиной, Ю.В. Казарина, Л.А. Качаевой, В.Ф. Петренко, В.В. Кучеренко, Г. Тонквиста, Г.Ф. Шигаповой.
Исследование Э. Бента посвящено проблемам психологии цвета. Вопросы цветового символизма нашли отражение также в трудах И.В. Гете, В.Ф. Петренко, В.В. Кучеренко, Г. Тонквиста. Проблема звуковой символики представлена на страницах исследований А.П. Журавлева, Ю.В. Казарина, Л.А. Качаевой. Г.Ф. Шигапова анализирует в своей статье особенности звуковой символики рассказа «Гранатовый браслет». Научная статья Н.Л. Зыховской посвящена рассмотрению функций ольфакторных включений в данном рассказе Куприна.
В работе использовались следующие методы исследования: сравнительный, системный, теоретический анализ, контекстуальный анализ.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, одна из которых носит теоретический, другая – практический характер, заключение, список использованной литературы. В первой главе рассматривается понятие символа, а также разнообразие литературоведческих и философских подходов к его содержанию, анализируется роль символики в создании художественного образа в литературном произведении. Во второй главе систематизированы и проанализированы результаты исследования, проведенного на материале рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет». В данной главе проанализированы особенности построения системы символов, сгруппированных вокруг центрального символического образа гранатового браслета и соотнесенных с его содержанием.
1 Значение и функции символики в художественном произведении
1.1 Понятие и виды символов в литературе
Раскрывая сущность символа в художественном произведении, необходимо подчеркнуть его основные функции – соединение и замещение. Данные функции нашли отражение в определении, которое дает символу О.В. Ромах. С точки зрения исследователя, символ в литературе – это знак или предмет, который замешает некоторый другой предмет, выражая его скрытую сущность и одновременно являясь проводником системы идей или представлений о мире, свойственных тому, кто применяет этот символ.
Символу принадлежит особое, определяющее место во всем многообразии знаково-языковых средств. Это – наиболее значительная форма выражения культурных ценностей и смыслов. Философская традиция связывает формальную особенность символа с образностью. В частности, Гегель считал, что символ – это первый еще несовершенный и незавершенный способ совпадения идеи и образа. По мнению П. Флоренского, действительность описывается символами или образами. А. Шафф подчеркивал, что «глубочайший смысл символов… состоит в том, что они приближают абстрактное понятие к человеку, показывая ему абстрактное содержание в образе материального предмета, то есть в форме, более легкой для восприятия разумом и сохранения в памяти».
Специфика формы символического выражения состоит в том, что она представляет собой своеобразную диалектику знакового и образного начал. В своих высших проявлениях символическая форма сливается с образностью, в низших же – со знаковостью.
Таким образом, в символе соединяется физическая картина и ее запредельный, метафизический смысл, который проглядывает сквозь обыденно-реальное, придавая ему черты иного, идеального бытия. Символ в собственном смысле слова может быть представлен как образ.
Как отмечает О.В. Ромах, символом в литературе могут служить предметы, животные, известные явления, например, природные, признаки предметов, действия и др. Вот примеры устойчивых в истории культуры символов: весы – справедливость, держава и скипетр – монархия, власть; голубь – мир, козел – похоть, зеркало – иной мир, лев – сила, см
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы / Анна Ахматова; сост., вступ. ст. и коммент. И. Сухих. – Белгород: ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2014. – 432 с.
2. Бент Э. Цвет в христианских видениях. Психология цвета / Э. Бент: пер. с англ. – М.: Академия, 1996. – 203 с.
3. Блок А. Собрание сочинений в шести томах. Т.2 / А. Блок. – М.: ТЕРРА, 2009. – 325 с.
4. Гегель Г.В.Ф. Эстетика Г.В. Гегель. – М.: 1968, Т. 1. – 412 с.
5. Гете И.В. К учению о цвете / И.В. Гете //Избранные произведения по естествознанию. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. – С. 261-361.
6. Журавлев А.П. Звук и смысл: книга для внеклассного чтения учащихся старших классов. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – 131 с.
7. Зыховская Н.Л. Художественные функции ольфакторных включений в «Гранатовом браслете» А.И. Куприна /Н.Л. Зыховская // Челябинский гуманитарий.2010. – №2(11). – С.29-32.
8. Ибатуллина Г.М. Образно-смысловые парадигмы софийного мифа в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» / Г.М. Ибатуллина // Вестник Удмуртского университета. – 2015. – Т.25, вып.2. – С.141-145.
9. Казакова И.Б., Полякова О.Л. Романтический пейзаж в живописи и поэзии первой половины XIX века / И.Б. Казакова, О.Л. Полякова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2010. – № 4 (2). – С. 854-857.
10. Казарин Ю.В. Проблемы фоносемантики поэтического текста: учебное пособие / Ю.В. Казарин. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. – 172 с.
11. Качаева Л.А. Музыка в произведениях Куприна / Л.А. Качаева // Писатель и жизнь: сборник статей. – М.: Советский писатель, 1986. – С. 227-236.
12. Куприн А.И. Собрание сочинений: в 9 т. / под ред. Э. Ротштейна и П. Вячеславова. – М.: Правда, 1964. Т. 5. – 383 с.
13. Леонтьев Д.А. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. – 1995. – № 1. – С. 97-110.
14. Лосев А.Ф. Проблемы символа и реалистическое искусство. – М.:1976. – 427 с.
15. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история / Ю.М. Лотман. – М.: Языки русской культуры. 1996. – 315 с.
16. Люшер М. Сигналы личности. – Воронеж: НПО «Модек», 1993. – 188 с.
17. Мокрушина А.В. Образ природы как стилевая доминанта в поэзии У. Вордсворта и английских романтиков / А.В. Мокрушина. – Молодой ученый. –2014. – №5 (64). – С.206-210.
18. Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Взаимосвязь эмоций и цвета / В.Ф. Петренко, В.В. Кучеренко // Вестник Московского университета. Сер. 14. 1988. – №3. – С.54-67.
19. Полная энциклопедия символов / Сост. В. М. Рошаль. – М.: 2003. – 528с.
20. Ромах О.В. Культурология. Теория культуры / О.В. Ромах. – М.: 2006. – 308 с.
21. Тонквист Г. Аспекты цвета. Что они значат и как могут быть использованы. Проблема цвета в психологии / Г. Тонквист. – М.: Академкнига, 1993. – 244 с.
22. Флоренский П. Небесные знамения (размышления о символике цветов) // П. Флоренский. Избранные труды по искусству. – М.: 1996. – 389 с.
23. Халтрин-Халтурина, Е.В. Поэтика «озарений» в литературе английского романтизма: романтические суждения о воображении и художественная поэтика / Е.В. Халтрин-Халтурина. – М.: Наука, 2009. – 232 с.
24. Шафф А. Введение в семантику / А. Шафф. – М.: 1963. – 410 с.
25. Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. – М.: 1999. – 399 с.
26. Шигапова Г.Ф. Звуковая символика в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» / Г.Ф. Шигапова // Вестник Тюменского государственного университета. –2013. – №1. – С.192-199.
27. Бродский И. Стихотворения и поэмы (основное собрание) // Lib.ru: Библиотека Максима Мошкова. URL: lib.ru/BRODSKIJ/brodsky_poetry.txt (дата обращения: 29.12.2021).
28. Книги Ветхого Завета UPL: http://bibliya-online.ru › vetkhiy-zavet / (дата обращения: 29.12.2021)