Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность изучения проблемы развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста обусловлена наличием у большинства детей, трудностей, связанных со звуко-различением. Подобные трудности тормозят развитие импрессивной и экспрессивной устной речи, вызывают проблемы на уровне развития письменной речи.
Успешная речевая деятельность в значительной мере обусловлена развитым фонематическим слухом, оказывающим влияние на становление других видов психической активности ребёнка, таких как перцептивная, когнитивная, регулятивная деятельность. Слаборазвитый фонематический слух препятствует формированию у детей способности осуществлять звуковой анализ и синтез слов, которые лежат в основе успешного овладения грамотой.
По этой причине несформированный фонематический слух часто приводит к учебной дезадаптации детей, так как на его фоне возникают стойки фонематические нарушения: дисграфия, дислексия и дискалькулия.
Успешное формирование фонетической стороны речи в целом зависит от уровня развития фонематического слуха. Стойкое исправление звукопроизношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Поэтому развитию фонематического слуха в логопедической работе с детьми дошкольного возраста уделяется большое внимание.
Существующая многолетняя практика в области логопедии показывает, что при целенаправленной систематической работе многие нарушения речевого развития могут быть преодолены. Потому поиск приемов и методик развития фонематического слуха в логопедической практике коррекции речи у детей не утратил своей актуальности.
Одним из наиболее востребованных в логопедической практике средств коррекции является использованием речевых игр и упражнений. Игры и игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием, помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Игра позволяет сделать более доступным сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников. Использование игр с целью развития фонематического слуха позволяет развивать у детей направленность на звуковую сторону речи.
В процессе речевых игр и упражнений дети вслушаются в звучание слов, узнают и выделяют отдельные звуки, а также звуки близкие или оппозиционные по звучанию и произнесению.
Отдельные вопросы развития фонематического слуха у детей раскрываются в работах таких авторов как Н.И. Дьякова, Г.Л. Волкова, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.
На основании вышеизложенного нами было установлено противоречие между необходимостью развития фонематического слуха у дошкольников и недостаточной методической разработанностью использования развивающих игр и упражнений в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности развивающих игр и упражнений в процессе развития фонематического слуха у дошкольников
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема
исследования: «Использование игровых упражнений на развитие фонематического слуха у дошкольников».
Цель исследования: теоретически изучить и практически обосновать эффективность развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста с использованием игровых упражнений.
Объект исследования: процесс формирования удошкольников фонематического слуха.
Предмет исследования: игровые упражнения как средство развития фонематического слуха у дошкольников
Гипотеза исследования: процесс развития фонематического слуха у дошкольников будет эффективен, если:
– отобрать игровые упражнения, способствующие закреплению
фонематических умений детей;
– разработать комплекс игровых занятий на основе речевых игр и упражнений, соответствующих речевым возможностям детей и направленных на развитие у них фонематического слуха.
Задачи исследования.
1. Проанализировать понятия «фонематический слух» в психолого-педагогической литературе
2. Определить роль игровых упражнений в развитии фонематического слуха
3. Подобрать комплекс игровых упражнений в развитии фонематического слуха у дошкольников
4. Разработать конспект занятия с использованием игровых упражнений в развитии фонематического слуха у дошкольников
Теоретико-методологическая основа исследования – теоретические положения Л.С. Волковой, Р.И. Лалаевой, Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичевой, Л.С. Цветковой, С.Н.Шаховской о структуре речевого дефекта дошкольников;
– концептуальные положения Н.И. Дьяковой, Л.Ф. Спировой, М.Ф. Фомичевой о нарушении фонематического восприятия и слуха у дошкольников;
– теоретические положения Е.П. Колесниковой, О.А. Лящук, И.Б. Пименовой, С.А. Ремезковой, О.В. Чон, А.А. Шабля о возможности применения игр и упражнений в процессе развития фонематического слуха у детей.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Объём и структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключении и списка источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДОШКОЛЬНИКОВ.
1.1 Анализ понятия «фонематический слух» в психолого-педагогической литературе
Теория и практика логопедической работы показывает, что важнейшим условием полноценного развития речи являются своевременно сформированные фонематические процессы, благодаря которым ребёнок способен дифференцировать речевые и неречевые звуки, различать слова, разные по значению, но схожие по звучанию, анализировать звуковой состав слова, а также понимать смысл обращённой к нему речи.
Исследованием фонематических процессов занимались такие отечественные ученые, как Л.С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А.Н. Корнев, Р.Е. Левина, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин, и другие
Фонематическая система включает в себя фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез и фонематические представления.
Понятие «фонема» впервые было введено известным советским учёным Л.С. Выготским. По его мнению, фонема является звуком, имеющим определённое значение. Ученый обратил особое внимание на восприятие фонем, упомянув о том, что оно происходит только на фоне звучащей человеческой речи.
Так же Л. С. Выготским был введён термин «фонематический слух», который включает в себя способность слышать наличие звука в слове, различать слова, состоящие из одних и тех же фонем, а также слова близко звучащие, но разные по значению. [6].
Понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» часто считают тождественными. Однако Г.В. Чиркина отмечает, что их необходимо отличать друг от друга. Поэтому следует уточнить их значение.[20].
В понятийно-терминологическом словаре логопеда «фонематический слух» определяется способностью человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слуха, обеспечивающего восприятие фонем родного языка.[18].
Исследователи речевого развития понимают сформированность фонематического слуха по-разному, однако сходятся в том, что уже в два года «первичный» фонематический слух становится основой речевого развития дошкольников.
А.Р. Лурия определяет фонематический слух как способность к обобщению разных звучаний в определённые группы. При этом существенные признаки звуков используются, а случайные игнорируются. [14].
Т.В. Туманова и Т.Б. Филичева понимают данный термин как способность практическим обобщениям понятий как о звуковом, так и морфологическом составе слова. [19].
М.Е. Хватцев говорит о том, что благодаря фонематическому слуху человек способен воспринимать звуки речи как смысловые единицы. И только при наличии данного компонента возможно восприятие не только звуков речи, но и смысла отдельных слов. [21].
Также Г.В. Чиркина отмечает, что фонематический слух является частью физиологического слуха человека. Его роль заключается в сопоставлении услышанных звуков с их эталонами, хранящимися в памяти человека. Развитый фонематический слух позволяет слышать фонемы родного языка [19].
В.И. Бельтюков, Н. Х. Швачкин, Г. М. Лямина доказали, что необходимо развивать наиболее высокие формы фонематического слуха, при которых бы детям удавалось разделять слова на звуки, определять порядок звуков в слове, то есть анализировать звуковую структуру слов. [2,57].
Д. Б. Эльконин называет такие специфические действия по анализу звукового состава слова фонематическим восприятием. Также он предположил, что фонематическое восприятие включает в себя умение определять наличие или отсутствие звука в слове, местоположение звука в слове, последовательность звуков, а также их количество.[22].
Однако, по мнению Г.В. Чиркиной, фонематическое восприятие – есть способность различать фонемы родного языка, а также определять звуковой состав слова. [15].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
2. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов процессе восприятия и усвоения устной речи [Текст] / В.И. Бельтюков. – М., 2010. – 117 с.
3. Бельтюков, В.И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] / В.И. Бельтюков. – М.: Просвещение,1964.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
5. Белякова, Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия [Текст]: учебное пособие / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с
6. Выготский, Л. С. Детская речь. [Текст] / Л.С. Выготский. – М., 1996. – 420 с.
7. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи [Текст]: пособие для воспитателей детских садов / М.Г. Генинг, Н.А. Герман. – 4-е издание – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980. – 134с
8. Гомзяк, О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи. [Текст] / О.С. Гомзяк. – М. : Гном-Пресс, 2018. – 160 с.
9. Журова, Л. Е. Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста [Текст]: Сенсорное воспитание дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 227с
10. Иванова, А. С. Использование игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием / А. С. Иванова, Е. П. Андреева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11325/ (дата обращения: 06.01.2022).
11. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей [Текст] / А.Н. Корнев. – Спб.,1997.
12. Кислякова Ю.Н. Звуковая мозаика /Издательство «Белый ветер, 2011 г. – 16 с
13. Логопедия: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин тов [Текст] / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др./Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х кн.– М.: Просвещение: Владос, 1995. – Книга I: 384с.; Книга II: 147с.
14. Лурия, А.Р. Язык и сознание. [Текст]: / А.Р. Лурия. – М.: Издательство МГУ, 2008. – 314 с
15. Основы логопедической работы с детьми [Текст]: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002.
16. Парамонова, Л.Г. Логопедия для всех [Текст] / Л.Г. Парамонова. – М., изд. АСТ, Спб.,Дельта., 1997.
17. Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов [Текст] / Е.А. Пожиленко. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 216 с
18. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 1997. – 400с.
19. Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2000. – 80с.
20. Чиркина, Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. [Текст] / Г.В. Чиркина – М., 2009. – 349 с
21. Хватцев, М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи: [Текст]: пособие для логопедов, студентов педагогических вузов / М.Е. Хватцев. – СПб., 2004. – 272 с
22. Эльконин, Д.Б. Психология развития [Текст]: / учебное пособие для студентов вузов / Д.Б. Эльконин – М., Академия, 2001 – 36 с