Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных условиях развития общества все более актуальной становится педагогическая работа, направленная на физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем посредством формирования интереса и ценностного отношения к здоровому образу жизни. На сегодняшний день количество детей со II и III группой здоровья преобладает в дошкольных образовательных организациях. Физическое воспитание является важнейшим элементом становления личности ребенка, его психофизиологического развития, оказывающего впоследствии значительное влияние на его жизненную активность, самореализацию.
Согласно требованиям ФГОС, содержание образовательной области «Физическая культура» является интегрированным с образовательной областью «Здоровье», что определяет целостный подход к физическому, психологическому и социальному благополучию детей дошкольного возраста.
Физическая культура в этом отношении выступает не только средством развития физических качеств детей, но и важным компонентом духовно - нравственного воспитания дошкольников. Важную роль в физическом воспитании детей с ослабленным здоровьем играет позиция педагога, его видение процесса физического воспитания, стремление использовать вариативные формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности, развивать у детей живой интерес к занятиям физической культурой.
Объект исследования - процесс физического воспитания.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия организации физического воспитания детей с ослабленным здоровьем в ДОУ.
Цель исследования - теоретически обосновать и реализовать психолого-педагогические условия организации физического воспитания детей с ослабленным здоровьем в ДОУ.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести обзор психолого-педагогической литературы по проблеме организации физического воспитания детей с ослабленным здоровьем в условиях дошкольной образовательной организации.
2. Выявить психолого-педагогические условия организации физического воспитания детей с ослабленным здоровьем в ДОУ.
3. Проанализировать полученные результаты и дать методические обоснования по организации физического воспитания дошкольников с ослабленным здоровьем.
Методологическая основа исследования - положения культурно-исторической теории развития Л. С. Выготского, в частности, положение о роли среды в развитии ребенка; подходы к изучению организации физического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОО (Т. В. Вантеева, Л. Н. Волошина, И. В. Железнова, Л. П. Кудаланова, И. Г. Демьянюк, С. В. Кожевникова, А. А. Модестов, Н. Н. Кожухова, С. А. Косова и др.).
Практическая значимость исследования представлена тем, что полученные результаты могут быть использованы в дальнейшей психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с ослабленным здоровьем с целью повышения уровня физического развития, а также в консультировании родителей по вопросам оказания помощи ребенку в его физическом и психическом развитии.
База исследования - МБДОУ №5 «Светлячок» г. Арамиль.
Методы исследования:
1) теоретические (анализ литературы), обобщение педагогического опыта;
2) эмпирические (наблюдение, диагностика, количественный и качественный анализ полученных данных).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Проблема физического воспитания детей с ослабленным здоровьем
На сегодняшний день все более актуальными являются вопросы физического воспитания, формирования сознательного отношения детей к здоровью, здоровому образу жизни, поскольку обществу необходимы активные, творческие, физически и психически здоровые люди.
По определению ВОЗ, здоровье человека характеризуется полным физическим, душевным и социальным благополучием, а не только отсутствием болезней и физических дефектов [3].
С точки зрения Г. С. Никифорова, можно выделить три уровня здоровья человека:
1. Биологический (в фокусе внимания - равновесие работы всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды, т.е. физическое благополучие функционирования организма).
2. Психологический (в фокусе внимания - личностный контекст, интегрированность человека в общество, степень его социализации, самореализации, духовного уровня развития, межличностных отношений).
3. Социальный уровень (в фокусе внимания - качество выполнения человеком социальных функций, его степень участия в жизни общества) [1].
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту (ФГОС), принятому 17 октября 2013 г. (приказ № 1155 Минобрнауки РФ), психолого-педагогическая работа по физическому воспитанию детей ориентирована на развитие осознанного отношения к собственному здоровью [2].
В определении уровня здоровья детей выделяют пять групп:
1 группа - здоровые дети, которые не имеют никаких отклонений по показателям здоровья;
2 группа - здоровые дети, среди них могут быть дети, которые часто болеют, с «риском» возникновения хронической патологии;
3 группа - больные дети, имеющие хронические заболевания, не в тяжелой форме и в стадии компенсации;
4 группа - дети, имеющие хронические заболевания, врожденные пороки, в состоянии субкомпенсации;
5 группа - дети, имеющие тяжелые хронические заболевания, с врожденными пороками в стадии декомпенсации [7].
Дети, относящиеся по состоянию здоровья ко 2 и 3 группе, определяются как «дети с ослабленным здоровьем». Это дети, которые часто болеют, имеют риск возникновения хронической патологии, или дети, здоровье которых ослаблено вследствие перенесенного заболевания.
Дети с ослабленным здоровьем испытывают состояние соматического дискомфорта, некоторое неблагополучие со стороны отдельных органов и систем организма. Причины такого состояния могут быть разными - недосыпание, неправильное питание, переутомление. Также это состояние может быть вызвано повышенными физическими нагрузками.
Дети с ослабленным здоровьем подвержены частым и длительным острым респираторным заболеваниям, приводящим не только к снижению иммунитета, но и к формированию хронических патологий в органах дыхания, это обусловливает отставание в физическом и нервно-психическом развитии [1].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авсаджанишвили, В. Н. Медико-социальное исследование детей дошкольного возраста с заболеваниями органов дыхания и пути их оздоровления в амбулаторных условиях [Текст] : автореф. дисс. ... канд. мед. наук: 14.02.03 / В. Н. Авсаджанишвили. - М., 2018. - 25 с.
2. Альбицкий, В. Ю., Баранов, А. А., Камаев, И. А. Часто болеющие дети [Текст] / В. Ю. Альбицкий, А. А. Баранов, И. А. Камаев, М. Л. Огнева - СПб. : Морской Петербург, 2019. - 180 с.
3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] /Л. И. Божович. - М. : Директ-Медиа, 2017. - 612 с.
4. Вантеева, Т. В. Реализация технологий сохранения и стимулирования здоровья в работе с детьми дошкольного возраста посредством применения нестандартного оборудования [Текст] / Т. В. Вантеева // Амурский научный вестник, 2019. №1. С. 24-28.
5. Владимирова, Е. В. Часто болеющие дети: клинико¬психологические особенности, механизмы адаптации, реабилитация [Текст] : автореф. дисс.. канд. мед. наук: 14.01.08 / Е. В. Владимирова. - Саратов, 2020. - 22 с.
6. Волкова, О. В. Социокультурный аспект развития личности ребенка с ослабленным здоровьем [Текст] / О. В. Волкова // Медицинская психология в России: электронный журнал. - 2019. - № 6 (17). - С. 1-7.
7. Волохина, Е. А. Дидактика [Текст] : конспект лекций / Волохова Е. А., Юкина И. В. - Ростов- н/Д. : Феникс, 2019. - 288 с.
8. Волошина, Л. Н. Представления современного ребенка- дошкольника о здоровье и здоровом образе жизни [Текст] / Л. Н. Волошина, Л. П. Кудаланова // Фундаментальные исследования. - 2018. - №3. - С. 269-272.
9. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Эксмо, 2017. - 508 с.
10. Галанов, А. С. Игры, которые лечат : для детей от 1 до 3 лет [Текст] / А. С. Галанов. - М. : «ТЦ Сфера», 2020. - 96 с.