Фрагмент для ознакомления
2
3. Избегать критики и неудовлетворения в случае неудачи в достижении поставленной этапной цели.
4. Не привлекать школьника в соревнования с товарищами, особенно с более сильными; лучше посоветовать ему соревноваться с самим собой под девизом «сегодня лучше, чем вчера» [3].
В случае завышенной самооценки целесообразно использовать другие приемы:
1) во время проверки достигнутого учеником уровня самосовершенствования периодически «организовывать ситуации неудачи» (предложить соревнование с более сильными учениками);
2) с самого начала ставить перед ним сложные задания, чтобы предотвратить радости «легкого» успеха;
3) обоснованно оценивать достижение позитивного результата;
4) не сравнивать его достижения с достижениями слабых учеников.
Необходимость помощи школьникам в формировании адекватной самооценки связана с тем, что в детской среде сильно выражен оценочный аспект. Некоторые дети ошибочно оценивают себя негативно через любые неудачи, которые воспринимаются ими катастрофически. Понятно, что такие оценки нереалистичны. У других детей действительно может быть низкий уровень достижений, заметный всем. Понятно, адекватная самооценка должна быть в таких случаях негативной. Но учитель должен помочь детям использовать эту негативную оценку для конструктивной основы, при продвижении к позитивным результатам. Неадекватные оценки лишь усложняют проблемы, связанные с действительными неудачами, и приводят к тому, что переживание неуспеха переносится ребенком на весь последующий опыт [6].
Адекватная самооценка должна основываться на сравнении с другими результатами. Достижения одного ребенка часто сравниваются с результатами другого ребенка на основе определенных достижений. Но, более целесообразно сравнивать результаты ребенка с его же начальными результатами. Это приведет к позитивным результатам, полезным для самого ребенка [4].
Недостаточное развитие знаний о себе, их неточность и неполнота делают ребенка беззащитным перед негативными внешними оценками, он принимает их на веру, которая иногда приводит к развитию негативного отношения к себе, блокирует его активность. Негативные внешние оценки, не встречая противодействия в виде точного знания себя самого, накапливаются и тяжелым грузом «гнут самооценку к земле» [11].
Знание о себе у детей одного и того же возраста разные. Ученые определили три варианта их развития:
Первый вариант - самооценка реалистичная. Дети неплохо знают свои особенности. При этом они видят их не только в отдельных, сегодняшних ситуациях, это уже достаточно обобщенные знания («В таких случаях я всегда так поступаю»). Дети хорошо знают свои возможности и потому могут прогнозировать свои действия - что будет, что нет. Причины своих неудач они относят к своим собственным недостаткам. Им не свойственна категорическая самоуверенность. Говоря о себе, они склонны употреблять осторожные высказывания: «я думаю», «мне кажется», «возможно».
Второй вариант - реалистичных самооценок становится меньше. Знания о себе все чаще воссоздают мнение окружающих, становятся менее самостоятельными. В основу определения и оценки собственных качеств положены конкретные факты, отдельные случаи, а перечень этих качеств беден. Эти дети недостаточно понимают свои способности и возможности, потому чаще ошибаются в прогнозировании. Причины своих неудач они часто видят в негативных обстоятельствах. Их оценочные суждения относительно себя, более категорические, чем у детей первой группы, они меньше склонны к сомнениям и размышлениям по этому поводу.
Третий вариант - самооценка преимущественно неадекватная, при этом, младшему школьнику всегда хочется оценить себя выше (завышенная самооценка). Других обоснований, кроме как «мне так хочется», ребенок не приводит. Даже конкретных, единичных фактов в подтверждение самооценки он привести не может. Накопление только негативного опыта внешних оценок приводит таких детей к абсолютной «затурканности»: они не считают себя способным ни на что позитивное. При этом причину своих неудач они видят лишь в стечении обстоятельств («Плохо написал диктант, потому что потекла ручка, и сосед мешал») [4].
Как видим, в движении от первой группы к третьей, все менее существенными становятся размышления детей о себе. Если в первой группе дети анализируют ситуации своей жизни, свои поступки и отношения, то во второй группе более доверяют посторонним суждением, а в третьей нет и этого: дети не думают о себе, и практически ничего не знают о своих реальных качествах и возможностях.
Лишь реальные и достаточно полные знания о себе, дадут ребенку действительную опору в жизни, помогут повысить свой статус, реализовать свои возможности, сформироваться как личность.
Следовательно, одним из путей формирования у младших школьников оптимального способа оценивания себя, является сотрудничество со взрослыми, анализ и общее обсуждение содержательных сторон деятельности. Если самооценка базируется на осознанных результатах самоконтроля, размышлений о себе и других, она становится реальным помощником школьникам в определении своих путей в будущее.
Раздел II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Методика и процедура исследования младшего школьника.
У младших школьников могут наблюдаться такие виды самооценки по степени ее адекватности: дети с устойчивой завышенной самооценкой (высокомерие, пренебрежение, критическое отношение к достижениям других), с целью формирования у них адекватной самооценки - нужно осуществлять четкую систему требований оценки достижений ребенка. Второй вариант – дети с адекватной самооценкой (уверены в своих силах, знают, на что способны) - подтвердить это реальными достижениями.
Эмпирическое исследование формирования оптимальной самооценки младших школьников состояло из следующих этапов:
1. Подготовительный, теоретический (составление программы исследования, обработки литературы, подбор диагностических методик).
2. Экспериментальный (проведение исследования, обработка и интерпретация результатов).
3. Обобщающий (подведение итогов работы, формулирование выводов).
Эмпирическое исследование формирования оптимальной самооценки младших школьников предусматривало исследование различных аспектов самооценки личности младшего школьника, разработку психокоррекционной программы формирования ее оптимального уровня. Под оптимальным уровнем самооценки младшего школьника понимается такой уровень, когда учитываются индивидуально-психологические особенности личности ребенка. Так, как было указано ранее, для младшего школьного возраста оптимальной является завышенная самооценка. Однако, необходимо отметить, что для некоторых детей такая самооценка не является оптимальной и нуждается в корректировке. Поэтому в эмпирическом исследовании учитывались непосредственно психологические особенности каждого отдельно взятого ребенка. В исследовании принимали участие ученики третьих классов, в количестве 51 человека в возрасте 8-9 лет.
Модифицированная методика «Ступеньки» В. Г. Шур предназначена для определения типа самооценки. Это проективная методика, которая предусматривает определение ребенком собственного места и определение его места значимым взрослым на нарисованных на бумаге ступеньках. Для определения особенностей самооценки ребенка и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди, использована модифицированная методика «Ступеньки» В. Шур. Детям предлагалось поставить себя на одну из ступенек и обосновать свой ответ. Затем ребенку предлагалось поставить фигурку на ту ступень, на которую, по его мнению, поставит его мама.
Результаты обрабатывались следующим образом: если ребенок считает, что мама поставила его выше, чем он сам себя, то это свидетельствует о том, что такие дети испытывают твердую поддержку «за спиной», уже имеют выраженную способность критически оценивать себя, как личность. Этот вариант, по мнению автора методики, является благоприятным и отвечает адекватной самооценке; если ребенок считает, что мама его поставит ниже, чем он сам себя, то это характеризует детей, как неблагополучных и этот вариант рассматривается как заниженная самооценка; если ребенок считает, что его мнение и мнение мамы совпадает, это свидетельствует о том, что эти дети менее благополучные чем в первом варианте или выдают желаемое за действительное, что говорит о завышенной самооценке. Результаты исследования по этой методике представлены в таблице.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бех И. Д. Справедливость - несправедливость в межличностных взаимоотношений Д. Бех // В мире воспитания. - 2006. - № 3 (16). – С 10.
2. Бибик Н. М. Компетентностный подход: рефлексивный анализ применения / Н. М. Бибик // Компетентностный подход в современном образовании. Мировой опыт и перспективы / под общ. ред. Овчарук О. В. - М., 2001.- 111 с.
3.Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей / Н. Ю. Борякова. — М. : Астрель, 2008. — 222 с.
4.Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М., Педагогика, 1991. — 436 с.
5.Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей / О.Л. Зверева, А. Н. Ганичева. — М. : Сфера, 2009. — 256 с.
6.Касицина Н. Тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика / Н. Касицина, С. Юсфин. — М. : Агенство образовательного сотрудничества, 2010. — 176 с.
7.Костылёв Ф. В. Учить по-новому. Нужны ли оценки, баллы. Книга для учителя / Ф. В. Костылёв. — М. : Владос, 2005. — 104 с.
8.Леонтьев А. Н. Формирование самооценки школьника / А. Н. Леонтьев. — М. : Просвещение, 1986. — 348 с.
9. Медникова И. Самооценка и уровень притязаний личности как динамическая система: дис. кандидата психол. наук: 19.00.01 / Медникова Анна Игоревна. - Одесса, 2002. -194 с.
10. Рубинштейн С. Л. Мышление / С. Л. Рубинштейн // Основы общей
психологии: учебник / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2000. - С.309- 380.
11.Рейчлин Г. Карманный справочник для родителей / Г. Рейчлин, К.Винклер. — М. : АСТ, 2007. — 359 с. 5. Савченко А. Я. Дидактика начальной школы: учебник для студентов пед. ф-тов / Я. Савченко. - М.: Грамота, 2012. - 504 с.
12.Феннел М. Как повысить самооценку / М. Феннел. — М. : АСТ, 2005. — 287 с.