Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время Конституция для Рос-сийского государства значит очень много. В Конституции РФ и через нее общество реализует собственное видение обновляемой государственности.
Конституция РФ, в первую очередь, вносит организацию и структур-ный порядок в государственную жизнь, и что очень важно, устанавливает основы правового положения человека в обществе, принципы взаимодей-ствия государства и человека.
Конституции РФ отводится ключевое, приоритетное положение в си-стеме права. Именно в ней устанавливаются принципы и идеи, регламенти-рующие характер общества основные принципы политики, экономики, соци-альной области, государства и права. Конституция Российской Федерации устанавливает не только внутренне направление государственной политики, но и внешнее, а также соотношение внутригосударственного (конституцион-ного) и международного права.
Согласно собственному предназначению, отведенной ролью в госу-дарственной жизни, Конституция РФ представляет из себя правовой акт со всеми признаками и особенностями, характерными Основному закону госу-дарства, т.е. исключительным правовым свойствам. В частности, Конститу-ции РФ присущи такие правовые особенности, ка верховенство, ее высшая юридическая сила, особая процедура принятия и внесения поправок в нее, специальные формы охраны.
Юридические особенности Конституции Российской Федерации рас-крывают ее нормативно-правовую сущность, ее преимущества и достоинства в сравнении с конституциями иных государств, которые следует знать каж-дому гражданину РФ, а правоведу в особенности, так как Конституция РФ признается основой всего действующего законодательства РФ и ни один нормативно-правовой акт РФ, ни один закон РФ, который был принят в нашем государстве, не может противоречить нормам Конституции РФ.
Объектом данной работы являются общественные отношения, связан-ные с Конституцией РФ.
Предметом является Конституция Российской Федерации, ее структура и принципы.
Цель данной работы – комплексное исследование Конституции Россий-ской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть особенности конституционных реформ в России;
2) исследовать процедуру подготовки, принятия и внесения изменения в Конституции РФ;
3) рассмотреть отличительные особенности Конституции РФ, функции Конституции РФ;
4) исследовать структуру и принципы Конституции РФ;
5) выявить актуальные проблемы реализации Конституции РФ.
Методологическую основу данного исследования составляют как об-щенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация и т.д.), так и частнонаучные (формально-юридический, исторический, системный и т.д.) методы юридического исследования.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной ча-сти, заключения и списка нормативных правовых актов и литературы.
Глава 1.Общая характеристика Конституции РФ
1.1. Конституционные реформы 1988-1993 годов
Конституционные реформы 1988-1993 годов были обусловлены предыдущим конституционным опытом страны. Среди предпосылок их воз-никновения, как правило, указываются следующие:
1) отставание экономики страны от ведущих капиталистических госу-дарств мира (в том числе и благодаря использованию устаревших механиз-мов жесткой централизации экономики);
2) значительное снижение уровня жизни населения;
3) сдерживание возрастающей экономической и политической активно-сти населения старыми методами управления и идеологическими догмами;
4) появление и эскалация в обществе противоположных политике госу-дарства течений, базировавшихся на тезисах отрицательной роли плановой экономики и отсутствия реального парламентаризма и представительных органов власти народа.
Все указанные обстоятельства привели в результате к новому витку конституционного развития нашей страны – конституционным реформам. В научной литературе, такие реформы принято делить на два основных этапа:
1) конституционные реформы по модернизации существующего строя (1988 – 1990 годы);
2) конституционные изменения по революционной смене общественно-го и государственного строя (1990 – 1993 годы) .
Рассмотрим каждый из этих этапов в отдельности. Первый этап был, главным образом, связан с попытками правящей власти вернуться на путь социализма и преодолеть те негативные тенденции, которые сложились к началу 1988 года в обществе в целом. В контексте рассматриваемой нами темы основной интерес представляют те действия центральной власти, кото-рые непосредственно были связаны с конституционными институтами. В этом отношении особо хотелось бы отметить изменения, которые были вне-сены в действовавшую в то время Конституцию СССР 1977 года и, вслед за ней, в Конституцию РСФСР 1978 года:
1. Произошли важнейшие изменения в системе высших органов госу-дарственной власти. Съезд народных депутатов осуществлял функции выс-шего органа власти и мог рассматривать и разрешать любые вопросы, отно-сящиеся к ведению СССР или РСФСР. Верховный Совет же был постоянно действующим органом, выполнявшим законодательные и контрольные пол-номочия. По мнению некоторых ученых, данные изменения помогали раз-решить сразу несколько задач: привлечь к управлению государством наиболее активных и авторитетных граждан, повысить роль представитель-ных органов в управлении страной, перенести ряд полномочий из Президи-умов Верховных Советов и Совета Министров к Верховному Совету.
2. Была осуществлена реформа избирательной системы: избиратель-ный процесс стал носить состязательный характер (на один мандат могли выдвигаться несколько кандидатов), вводился запрет на совмещение депу-татского мандата и должности, а также часть активного избирательного пра-ва была передана общественным организациям.
3. Законом СССР от 1 декабря 1988 года был создан Комитет консти-туционного надзора, который являлся прообразом современного Конститу-ционного Суда РФ (подобного органа ранее не существовало).
4. Положения о руководящей и направляющей роли КПСС были ис-ключены из статьи 6 Конституции СССР и из статьи 6 Конституции РФСР.
5. Отдельными законами были внесены изменения в обе Конституции в части утверждения равной защиты государством всех форм собственности и отмены приоритета государственной собственности над остальными.
6. Был официально введен пост Президента РСФСР в качестве главы государства. Указанная должность носила выборный характер.
Несмотря на все шаги, принимаемые официальной властью на пути модернизации нового российского общества, их эффективность была доста-точно низкой. На наш взгляд, указанные нами выше изменения лишь кос-венно относятся к конституционному развитию нашей страны, так как в большей степени являются попыткой разрешить накопившиеся социально-экономические и политические проблемы номинальным способом и с чрез-мерной опорой на зарубежный опыт, что не позволило в достаточной степе-ни учесть особенности российского правового менталитета.
Реальные шаги в рассматриваемой нами области начали осуществлять-ся лишь на втором этапе конституционных реформ. В этом отношении особо следует выделить принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. В рамках этого документа:
1) были провозглашены независимость и суверенитет РСФСР в рамках обновленного СССР;
2) были установлены новый принципы общественного устройства (принцип разделения властей, политического плюрализма, например);
3) была указана необходимость разработки новой Конституции РСФСР .
Второй этап реформ 1990 – 1993 годов ознаменовался значительным количеством изменений конституционного характера, затронувших различ-ные сферы жизни общества.
Так, в экономической сфере произошел полный переход к рыночному типу экономики на основе равной охраны всех форм собственности и отме-ны системы государственного планирования.
В политической сфере, помимо уже рассмотренных нами выше изме-нений, произошло реальное формирование системы местного самоуправле-ния и утверждение новой модели федеративных отношений. Значительные изменения произошли и в сфере обеспечения прав личности – в Конститу-цию 1978 года была внесена Декларация прав и свобод человека и гражда-нина, которая более полно и единообразно (по сравнению с предыдущими попытками) отразила модель правового статуса личности .
Таким образом, в завершение анализа рассматриваемого нами перио-да, можно сделать вывод о том, что конституционное развитие России в пе-риод с 1988 по 1993 годы действительно шло бурными темпами, так как все-го лишь за шесть лет был полностью упразднен старый и утвержден новый общественно-государственный строй, а новая российская государственность получила свое правовое оформление. Все эти преобразования осуществля-лись путем внесения поправок в действующую Конституцию и изменения существующих конституционных институтов. Все эти события впоследствии привели к изменению статуса нашего государства и принятию новой Кон-ституции Российской Федерации 1993 года.
1.2.Порядок подготовки, принятия и внесения изменений в Конститу-цию РФ
Процедура принятия Конституции Российской Федерации устанавли-вается Указом Президента РФ от 15 октября 1993 года «О проведении все-народного голосования по проекту Конституции РФ».
Согласно данному Указу порядок принятия Конституции определялся Положением об общенародном голосовании по законопроекту Конституции Российской Федерации.
Положение об общенародном голосовании было охвачено комплек-сом норм права, которые регулировали самые значительные отношения, непосредственно связанные с их проведением. Притом данный комплекс складывался из двух ярко выраженных групп норм права. Первая категория образовывала принципы общенародного голосования, на основании кото-рых оно осуществлялось.
Принципы регламентировали: как и каким именно способом должно проходить голосование, кому именно принадлежит право принимать уча-стие и кто не вправе выступать в качестве субъекта голосования. Согласно статье 2 Положения общенародное голосование признавалось равным и все-общим, проводилось при помощи тайного голосования. Правом принимать участие в нем были наделены все граждане РФ, которые достигли возраста 18 лет. Его были лишены граждане, которые по судебному решению при-знавались недееспособным, а также граждане, которые находились в местах лишения свободы на основании вступившего в юридическую силу судебного приговора.
Ко второй категории следовало отнести правовые нормы, которые сформировали данные принципы определенным содержанием, определяла процедуру проведения общенародного голосования.
Избирательные комиссии по участкам занимались непосредственным руководством проведения голосования. Устанавливали его итоги по участку и сообщали информацию в избирательную комиссию округа.
В силу самой юридической природы конституции ей характерно такое качестве, как стабильность. Принятие новой конституции всегда было вы-звано значительным переменами в общественной жизни. Преобразования в ней должны были требовать значительного обоснования. По этой причине в большинстве мировых государств существует сложная процедура изменения конституции .
Конституция Российской Федерации использует новую терминологию, вводится понятие «пересмотр» норм Конституции РФ и «поправки» к ней. Посвященная всему этому главу называется «Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ». В ней содержатся четыре статьи: со 134 по 137. В статье 134 впервые в акте Конституции введено новое положение, определяющее перечень субъектов, которые вправе инициировать систему пересмотра Конституции, а также внесения в нее поправок.
Фрагмент для ознакомления
3
Список нормативных правовых актов и литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой инфор-мации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
Учебная и научная литература:
1. Аничкин Е. С. Преобразование Конституции РФ: сущность и причи-ны // Журнал «Вестник Томского государственного университета».- Выпуск № 323 / 2018. – С. 44
2. Беджанова Т.Е. Конституция РФ 1993 года: заимствования, особен-ности содержания, некоторые проблемы реализации // Журнал «Юридиче-ский вестник ДГУ». - 2018. - Т. 28. - № 4. - С. 60-66.
3. Виноградова Е. В., Патюлин Г. С. Поправки 2020 года в Конститу-цию Российской Федерации. К вопросу о роли Конституционного Суда Рос-сийской Федерации в защите прав и свобод человека и гражданина // Жур-нал «Образование и право». – 2020. – С. 24-28
4. Гузий А. Е. Конституция – основной закон? // Журнал «Вестник Ом-ской юридической академии». – 2017. – С. 63
5. Ерёменко Р.С. Конституция РФ – вершина правовой системы страны // Вестник международного Института управления. - 2018. - № 1 (146). - С. 9-22.
6. Колодий И.О. «Преобразование» Конституции РФ // Журнал «Меж-дународный журнал гуманитарных и естественных наук». – 2016. –С. 129
7. Конституционное право России. Учебник. – Под ред. В.Г. Стрекозо-ва, Ю.Д. Казанчева. – М.: Новый Юрист, 2017. – 288 с.
8. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Ба-глай. — 12-е изд., изм. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. — 768 с.
9. Миронов О. О. Функции конституции // Журнал «Вестник Саратов-ской государственной юридической академии». – 2017. – С. 134-136
10. Михайлова А.А., Виссаров А. В. К вопросу о верховенстве Кон-ституции РФ // Журнал «Марийский юридический вестник». – 2016. – С. 105
11. Михайлова А.А. К вопросу о природе учредительной и юридиче-ской функции Конституции РФ // Журнал «Студенческий форум». - 2017. - № 15 (15). - С. 21-23.
12. Михайлова А.А. Функции Конституции: общие подходы современ-ной научной доктрины // Студенческий форум:. научн. журн. 2017. -№ 15.- С. 221-223
13. Некрасов, С. И. Конституционное право : учеб. пособие для СПО / С. И. Некрасов. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 175 с.
14. Перфильева А.Э. Общие принципы права в Конституции РФ // Ак-туальные проблемы сравнительного правоведения. Сборник научных ста-тей. - 2017. - С. 177-181.
15. Протозанов С. А. Функции Конституции РФ // Журнал «Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право». – 2017. – С. 143
16. Советов И. К. Конституция России: достижения, противоречия, перспективы // Журнал «Историческая и социально-образовательная мысль». - Выпуск № 1 / 2018. – С. 14-15
17. Фадеев В.Н., Долганов А.В. Конституция РФ и проблемы ее со-вершенствования // Журнал «Вестник Московского университета МВД Рос-сии». – 2016. – С. 83
18. Хабриева Т.Я., Андриченко Л.В. Конституционные реформы на постсоветском пространстве: тенденции развития // Вестник Пермского уни-верситета. Юридические науки. – 2017. – С. 272-276
19. Цамаев Р.Р. Роль и функции конституции в современном мире // Евразийский научный журнал. - 2017. - № 1. - С. 312-313.
20. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры / М.: Статут, 2017.— 624 c.
21. Шахрай С. М. Созидательный потенциал Конституции РФ // Жур-нал российского права. – 2018.- С. 76-79
22. Шульженко Ю. Л. Понятие конституции в науке советского госу-дарственного права // Журнал «Труды Института государства и права Рос-сийской академии наук». – 2016. – С. 53-55
23. Эбзеев Б. С. Актуальные проблемы реализации Конституции Рос-сии 1993 года // Журнал «Вестник Саратовской государственной юридиче-ской академии». – 2018. – С. 74
24. Юсупов В.А. Обновление основных принципов Конституции РФ // Журнал «Философия социальных коммуникаций». - 2021. - № 1 (54). - С. 37-39.