Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Подростковый возраст по праву можно отнести к самым непростым периодам развития. Многие родители переживают, что у ребенка портится характер, и он уже никогда не станет прежним. Любые изменения кажутся глобальными и катастрофическими. Этот период неспроста считается одним из самых сложных в становлении человека. Именно в 14-16 лет наступает время стремительного развития личности, меняются приоритеты, взгляды, убеждения, формируется индивидуальное мировоззрение.
На этот период также обычно приходится первая влюбленность, которая оставляет весомый след на всю жизнь. Получая опыт проживания чувства к противоположному полу, человек становится сильнее, учится принимать на себя полную ответственность за свою жизнь.
Родители детей-подростков обязательно должны быть готовы к тому, что их любимое чадо в какой-то момент начнет демонстрировать свой характер. Переходный период характеризуется несколькими проявлениями, которые не всегда оказываются по нраву окружающим. У детей в 13-15 лет нередко наблюдается так называемое протестное поведение. Они стремятся делать все наперекор только для того, чтобы не соответствовать ожиданиям взрослого. Работа с родителями подростков как раз и заключается в том, чтобы попытаться понять свое чадо, а не осуждать его за каждую провинность.
Нельзя препятствовать самовыражению, стремлению познать самого себя. В противном случае можно надолго испортить отношения с сыном или дочерью.
Отношения подростка и родителей могут претерпевать существенные изменения с течением времени. В какие-то периоды будет отмечаться рост взаимопонимания. В другие промежутки времени, напротив, станет нарастать тревожность и подозрительность. Все потому, что внутренний мир юноши или девушки крайне неустойчив. Их действительно беспокоят происходящие изменения, они могут часами погружаться в тревожные размышления. Редкий подросток отличается уверенностью в себе. Вот почему не стоит торопиться навязывать ему свое мнение.
Цель: рассмотреть общение подростков с родителями.
Задачи:
- рассмотреть психологические особенности подросткового возраста;
- изучить особенности общения подростков с родителями;
- проанализировать проблемы общения подростков с родителями.
1. Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст зачастую связан с различного рода проблемами. В этот период с ребенком сложно общаться и быть для него авторитетом. Однако не все родители знают, как себя вести со своим чадом.
Прежде чем перейти к психологическим особенностям детей подросткового возраста, нужно понять, когда он начинается и как его определить. Это поможет родителям понять, в какой момент могут начаться трудности.
Подростковый возраст – это период, когда человек переходит от детства к юности. Обычно он начинается в 10-12 лет и длится до 15-16 лет. Также этот возраст называют переходным, пубертатным и отрочеством. На этом этапе жизни начинается половое созревание и бурный рост организма. Кардинально меняется сфера сознания и система взаимоотношений. Также формируется самооценка, развивается интерес к себе как к личности, часто ребенок ощущает себя взрослым. Если у подростка не будет возможностей для индивидуализации и реализации возможностей, то самовыражение может перейти в неблагоприятную форму [12, с.21].
С началом полового созревания человек начинает активно расти в высоту (до десяти сантиметров в год). Юноши обычно перестают вытягиваться в 22 года, а девушки – уже в 16-18 лет. В период отрочества у девочек начинает формироваться грудь, а у мальчиков – яички. Также у обоих полов активно растут волосы в паху и под мышками.
Физиологические и психологические особенности подросткового возраста тесно связаны между собой. Поэтому с внешними изменениями можно наблюдать перемены в характере. Ласковый и послушный ребенок может резко стать грубым, обидчивым и категоричным. Часто можно наблюдать эмоциональную неустойчивость, которая проявляется во вспыльчивости или же необщительности и замкнутости в школе. У многих подростков возникают проблемы с самооценкой: у одних она заниженная, а у других, наоборот, завышенная. Также для этого возраста характерен повышенный интерес к сверстникам. Поэтому ребенку важно следовать требованиям и ценностям определенного круга друзей. Многие девушки и юноши начинают пробовать алкоголь, табак и наркотические вещества.
Чтобы проблемы подростка не перешли грань, родителям важно самим не впадать в крайности. Нужно проявить терпение и чуткость к своему чаду и постараться стать для него другом, а не врагом. Чтобы лучше понять взрослеющего ребенка, следует рассмотреть психологические особенности подросткового возраста отдельно для каждого пола.
Взросление мальчиков можно разделить на три основные группы. Это физические, половые и эмоциональные признаки. Они тесно взаимосвязаны и вытекают один из другого под влиянием выработки гормона тестостерона. Именно благодаря нему мальчики постепенно становятся мужчинами.
Что касается физических признаков, у юношей активно развивается мускулатура и расширяются плечи. Запах пота становится сильным и более неприятным. На лице и спине у многих мальчиков возникает угревая сыпь. Также ломается голос. Волосы начинают усиленно расти на лице, в области подмышек и паха. Сначала они будут пушковыми, но постепенно станут более жесткими и заметными. В этом возрасте активно развиваются половые органы. Поэтому начинает появляться интерес к противоположному полу и сексуальное влечение. В ночное время возможны поллюции - неконтролируемое семяизвержение, которое проходит по мере взросления.
Уже в раннем подростковом возрасте психологические особенности меняются. Как правило, мальчики становятся агрессивными, невнимательными и рассеянными. Для них характерны перепады настроения и максимализм во всем. В то же время подрастающие юноши могут начать комплексовать по поводу своих внешних изменений. Поэтому родителям стоит заранее рассказать сыну о возможных физических проявлениях и тщательнее уделять внимание гигиене [5, с.141].
Психологи и педагоги дают множество советов родителям. Психологическим особенностям подросткового возраста специалисты уделяют большое внимание. Как же нужно вести себя с сыном?
В первую очередь родителям следует научиться вести конструктивный диалог без нудных нравоучений и чрезмерных нотаций. Доверие и взаимопонимание в этом деле станут лучшими помощниками. Ограничивать самостоятельность мальчика-подростка не стоит. Лучше тактично давать советы, чем выдавать готовые, но не всегда верные ответы. Также не нужно пытаться высмеивать ценности, которых придерживается сын.
Чтобы подрастающий мальчик мог выплеснуть лишнюю энергию, его нужно с ранних лет постепенно приобщать к спорту, физическим нагрузкам и качественному досугу. Также это поможет укрепить здоровье и сократить риск плохих компаний и алкоголизации.
У девочек-подростков развиваются репродуктивные органы, грудь, расширяются бедра, ягодицы и тазовые кости. Начинается менструация, появляются волосы в области лобка и подмышек. Из-за гормонального всплеска может возникнуть дисбаланс эндокринной, нервной и вегетососудистой систем. Поэтому родители должны не только просвещать дочерей о физических изменениях. Также важно уделять большое внимание здоровью и регулярно наблюдаться у врачей.
У девочек в подростковом возрасте психологические особенности связаны с физическим развитием еще сильнее. Это можно объяснить тем, что в них природой заложено нравиться мужчинам, поэтому внешнему виду уделяется огромное внимание. Из-за увеличения массы тела многие девушки начинают комплексовать. Порой доходит до того, что они начинают ограничивать себя в питании. Это может привести к анорексии - серьезному психическому заболеванию. Поэтому родители должны внимательнее следить за питанием дочери.
Большое значение имеет духовное и эстетическое воспитание подрастающей девочки. Поэтому родителям нужно сформироват
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александров И.М. Психология подростка. - СПб.: Прогресс, 2019. - 280 с.
2. Башкакова А. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Высшая школа, 2017. - 384 с.
3. Башкин М.В. Родители и подросток. - М.: Новое знание, 2019. - 304 с.
4. Дегтярев Г.П. Искусство управлять общением. - М.: Дашков и К°, 2018. - 172 с.
5. Дудко К.Ю. Ваш беспокойный подросток // Известие. – 2021. – №4. – С.141.
6. Кульчитцкий А.В. Личность и общение. – СПб.: Феникс, 2018. - 217 с.
7. Лавренова Е.С. Возрастные и индивидуальные особенности подростков. - М.: ЮНИТИ: ДАНА, 2018. - 345 с.
8. Лукина В.Д. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Академия, 2019. - 471с.
9. Лукина В.Д. Проблемы формирования личности. - М.: Практика, 2018. - 553 с.
10. Матвеев Д.А. Культура педагогического общения. - М.: ЮНИТИ: ДАНА, 2018.- 505 с.
11. Одинокова Т.Д. Педагогическая психология. - М.: Весь Мир, 2019. - 188 с.
12. Поляк Г.Б. Психология современного подростка. - М.: Дашков и К°, 2018. - 172 с.
13. Седова Ю.В. Взаимосвязь общественно-полезной деятельности и общения подростков. - М.: Проспект, 2019. - 259с.
14. Соловьев А.К. Исправление недостатков характера у детей и подростков. – М.: Проспект, 2019. – 336 с.
15. Туманянц К.А. Учим детей общению. – М.: Эксмо, 2018. - 309 с.
16. Фатхудинов А.Р. Психология старшеклассника. - М.: Академия, 2018. - 677 с.
17. Финогенова Ю.Ю., Козлов П.А. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии // Известия УрГЭУ. – 2020. – №6. – С.47.
18. Чеснокова Ю.В. Глазами подростков. - М.: Академия, 2019. - 471с.
19. Шевченко М.В. Мир детства. - М.: Просвещение, 2018. - 382с.
20. Якушев Е.И. Психологический анализ трудностей общения // Миг. – 2019. – №3. – С.14-15.