Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования: Огромные социальные преобразования, происходящие в нашей стране, стремительный научно-технический прогресс, требуют от современного человека значительного умения ориентироваться в окружающем мире, требуют нового видения себя в изменившихся реалиях жизни. В каждый момент своего существования человек всегда стремился быть творцом своей жизни, инициировать и осуществлять практические действия, процессы познания, наблюдения, предсказания и другие виды специфической человеческой деятельности и ее творческого осмысления.
Мысли, эмоции и поведение тесно связаны, влияют друг на друга и меняют нашу жизнь. Вот почему наши мысли, индивидуальное восприятие действительности, природа мысли иногда помогают нам, иногда подавляют нас.
Мысль и ее структура являются объектом изучения целого комплекса наук, охватывающий многие десятилетия. Философско-психологический анализ позволяет выявить различные тенденции в трактовке мысли и определить общие подходы исследователей с учетом ее особенностей. Например, У. Джеймс, М. Вертхаймер, В. Келер, К. Дункер, Дж. Дьюи, А.В. Брушлинский и другие рассматривали мышление как процесс (особенно процесс принятия решений). А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров в своих работах представил мышление как особую деятельность. Субъект образования в образовательной ситуации, были в центре внимания В.В. Давыдова, его учеников и последователей. При изучении мышления необходимо учитывать научные тенденции и глубже понять особенности этого сложного явления, приблизиться к особенностям развития мысли в обучении, что и обусловило актуальность исследования.
Цель исследования: выявление основных особенностей развития мышления в онтогенезе.
Объект исследования: изучение возрастных особенностей в контексте когнитивного развития.
Предмет исследования: развитие мышления в онтогенезе.
Задачи исследования:
1. Провести анализ понятия «мышление» и выделить основные типы мышления;
2. Указать отличительные особенности мыслительного процесса;
3. Описать развитие мышления в онтогенезе на примере отдельных возрастных этапов.
Глава 1. Общие подходы к пониманию мышления в современной научной мысли
1.1. Анализ понятия «мышление». Типы мышления
Познавательная деятельность человека начинается с ощущений и восприятий.
Отражая действительность на чувственном уровне с участием анализаторов, человек получает разностороннюю информацию о внешних свойствах и признаках предметов, которые фиксируются в его сознании в форме звуковых, пространственных, временных, вкусовых, осязательных и других представлений. Однако такой информации об окружающем мире человеку недостаточно для удовлетворения разнообразных потребностей практической деятельности, которая требует практического и всестороннего знания объектов, с которыми приходится иметь дело. Исчерпывающие знания об объектах действительности, их внутреннюю, непосредственно не данную в ощущениях и восприятиях сущность человек получает с помощью мышления – высшей абстрактной формы познания объективной реальности [2, 155].
Мышление есть прежде всего психический процесс самостоятельного поиска и открытия чего-то принципиально нового [5, 12].
Выделят следующие виды мышления:
˗ наглядно-действенное;
˗ теоретическое;
˗ наглядно-образное;- практическое;
˗ словесно-логическое. - творческое.
Переход от наглядно-действенного через наглядно-образное к словесно-логическому мышлению обнаруживает его онтогенез, тогда как другая классификация, за основу принимает характер задач.
Наглядно-действенное мышление – это решение задач, представленных в наглядной форме, путем практических действий. Этот вид мышления обнаруживают некоторые животные. Так, изменяя соотношения элементов ситуации, в которой находится объект, он получает нужный ему предмет [1, 307].
У ребенка наглядно-действенное мышление является первым шагом к опосредованного познания своего окружения.
Наглядно-образное(образное, пространственное) мышление – это решение задач путем идеального преобразования их условий. Ребенок четырех-шести лет, не имея возможность действовать практически, способен оперировать образом объекта, что вызвал интерес. Однако он еще не выходит за пределы его восприятия.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бережковская, Е. Л. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов / Е. Л. Бережковская. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 357 с.
2. Возрастная и педагогическая психология : учебник для вузов / Б. А. Сосновский [и др.] ; под редакцией Б. А. Сосновского. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 359 с.
3. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 336 с.
4. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для вузов / О. О. Гонина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 425 с.
5. Джеймс У. Психология / Пер. И. Лапшиной. СПб., 2017. [James W. Psikhologiya [The Principles of Psychology]. I. Lapshina (translated in Russ.). St. Petersburg, 2017.]
6. Казначеев С.В., Ципцина М.Н. Проблемы развития мышления в дошкольном возрасте // Символ науки. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-myshleniya-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения: 10.01.2022).
7. Кирякина А.В. Развитие и коррекция наглядно-образного мышления у старших дошкольников с нарушением зрения / А.В. Кирякина, Т.В. Слюсарская // Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Тула, 1 апр. 2021 г.) / редкол.: С.Н. Башинова [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2021. – С. 232-236. – ISBN 978-5-907411-26-5.
8. Кузнецова, Д. А. Особенности развития мышления в подростковом возрасте / Д. А. Кузнецова, О. А. Братцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 285-288. — URL: https://moluch.ru/archive/208/50908/ (дата обращения: 10.01.2022).
Розин В.М. — Эволюция представлений о мышлении (три культурных старта) // Культура и искусство. – 2021. – № 2. – С. 56 - 64.
9. Куликов Д.К. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Э.В. Ильенков: определение деятельностной природы мышления // Экономические и социальногуманитарные исследования. 2018. № 3 (19). С. 71–84. [Kulikov D.K. L.S. Vygotskу, A.N. Leontiev, E.V. Ilyenkov: The definition of thinking nature in the meaning of activity. Economic and Social Research. 2018. No. 3 (19). Pp. 71–84. (In Russ.)]
10. Мандель, Б. Р. Возрастная психология : учебное пособие / Б.Р. Мандель. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 350 с.
11. Матяш, Н. В. Возрастная психология / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. – Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 268 с.
12. Михайлова А. Е., Иванова М. К. Развитие мышления в онтогенезе детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – . – С. 681–685. – URL: http://e-koncept.ru/2018/0.htm.
13. Нарциссова С.Ю., Сиротин В.П. Мышление: феноменология процесса: монография / С.Ю. Нарциссова, В.П. Сиротин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Академия МНЭПУ» - 2018. - 200 с.
14. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.
15. Пирлик, Г. П. Возрастная психология: развитие ребенка в деятельности : Учебное пособие / Г. П. Пирлик, А. М. Федосеева. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2020. – 372 с.
16. Полушина, Н. А. Индивидуальные особенности мышления / Н. А. Полушина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 187-190. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48849/ (дата обращения: 10.01.2022).
17. Рахимбаева А.К. Психологическая сущность мышления и его специфика // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-suschnost-myshleniya-i-ego-spetsifika (дата обращения: 10.01.2022).
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2017. [Rubinstein S.L. Osnovy obschei psikhologii [The basics of general psychology]. St. Petersburg, 2017.]
19. Самигулина Ф.Г. Когнитивные стили мышления и стратегии дефинирования в онтогенезе: психолингвистический аспект // Уральский филологический вестник. Серия: Психолингвистика в образовании. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-stili-myshleniya-i-strategii-definirovaniya-v-ontogeneze-psiholingvisticheskiy-aspekt (дата обращения: 10.01.2022).
20. Титов А.А. Мышление как процесс и как деятельность: анализ философско-психологических исследований мышления // Педагогика и психология образования. 2020. № 1. С. 180–197.
21. Чурина, В. А. Особенности развития мышления у дошкольников с ЗПР / В. А. Чурина // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 20. – С. 702-712.
22. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 576 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-4042-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/391941 (дата обращения: 10.01.2022).
23. Шумило, О. В. Развитие словесно-логического мышления у детей с ДЦП младшего школьного возраста / О. В. Шумило. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 268-270. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79231/ (дата обращения: 10.01.2022)