Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования: Проблема общения в области педагогики и психологии исследуется специалистами в разных направлениях и аспектах. В одних исследованиях общения педагога с учащимися рассматривается как условие организации учебно-воспитательного процесса, когда в центр внимания относятся социально-психологические «координаты» общения, его функционально-познавательные цели и эмоционально-психологические характеристики. В других исследованиях акцентируется именно педагогический аспект, то есть формирующий смысл общения учителя с учениками. В этом случае оно рассматривается как условие и средство становления целостной личности.
В работах А. Леонтьева рассматривается целый ряд социально-психологических характеристик общения педагога с учащимися (благоприятный психологический климат, оптимизация отношений), которые влияют на эмоционально-нравственное самочувствие участников образовательного процесса [7]. К тому же направлению можно отнести исследования В. Кан-Калика, который рассматривает роль общения в становлении и развитии коммуникативных связей учителя и учеников в управлении образовательным процессом [3]. Более целостный подход к пониманию общения в образовательном процессе наблюдается в исследованиях психолога В. Ляудис, которую как преподавателя и ученого не удовлетворяет, что смысл этого общения сводят к коммуникативных аспектов обучения. Исследовательница считает, что сущность общения составляет сотрудничество и взаимовлияние личностных позиций ее участников [4].
Ш. Амонашвили образно называет общения педагога с детьми «педагогической симфонией», подчеркивая роль педагогического мастерства в умении строить диалог разных индивидов, в которых отражаются их личностных - нет позиции. Ученый рассматривает роль педагога в качестве дирижера диалога, который обнаруживает точки зрения, личностные позиции и оценки, высказывания и сводит их к целостности миропонимания [4]. Важность гуманных взаимоотношений между учителем и учениками для производительности учебно-воспитательного процесса в своих трудах неоднократно указывал В. Сухомлинский, а Х. Лиймитес и А. Мудрик рассматривают общение как важнейший фактор воспитания, развития и формирования личности ребенка [5; 6; 7].
Степень разработанности проблемы. Проблема эффективности общения имеет в наше время большое значение. Ей посвящены труды многих известных психологов - А. Бода- лева, Б. Ломова, Е. Кузьмина, В. Занкова, А. Леонтьева, А. Реана и др. Следует отметить, что в качестве самостоятельного направления выделяется проблема эффективного педагогического общения (И. Зимняя, Я. Коломинский, С. Кондратьева, А. Леонтьев, Н. Кузьмина и др.). Экспериментальные исследования показывают, что среди многих психолого-педагогических задач, наиболее сложными являются задачи, связанные с общением. Они предполагают, что педагог обладает достаточно высоким уровнем развития коммуникативных умений.
Общение в педагогической работе является очень важным. Иногда именно сложности общения определяют отношение к педагогическому труду и отношение учащихся к учителям. Еще 20 лет назад психолого- педагогическая наука доказала, что для того, чтобы воспитание было эффективным, у ребенка нужно вызвать положительное отношение к тому, что мы хотим в него воспитывать. А то или иное отношение всегда формируется в деятельности через сложный механизм взаимоотношений, общения.
Проблема исследования: Каким образом следует организовать педагогическое общение для эффективного воспитания школьников.
Объект исследования: педагогическое общение в школьной среде.
Предмет исследования: стили педагогического общения как процесс взаимодействия субъектов образовательной деятельности;
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что конструктивное взаимодействие на основании оптимальных педагогических стилей руководства будет способствовать эффективному воспитанию обучающихся.
Цель исследования: выявить основные особенности стилей педагогического общения как процесс взаимодействия субъектов образовательной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы изучения стилей педагогического общения как процесса взаимодействия субъектов образовательной деятельности;
2. Указать типология стилей педагогического общения;
3. Привести результаты эмпирического исследования стилей педагогического общения как процесса взаимодействия субъектов образовательной деятельности.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, систематизация, моделирование, прогнозирование и др.; наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.
Теоретическое значение курсовой работы: в работе представлены теоретические основы изучения стилей педагогического общения как процесса взаимодействия субъектов образовательной деятельности.
Практическая значимость курсовой работы: в работе представлены результаты исследования стиля педагогического общения по методике диагностики стиля взаимодействия В.Л.Симонова. Для изучения сотворчества учителей и учеников как внешнего фактора коммуникации в педагогическом взаимодействии мы модифицировали методику «Уровень сотрудничества в детском коллективе» А. Я. Варги, В. В. Столина, также широко применялось анкетирование.
Глава 1. Теоретические основы изучения педагогического общения как эффективное средство воспитание школьников
1.1. Педагогическое общение как психолого-педагогическая проблема
Для нашего исследования важно различение понятий «общение» и «педагогическое общение».
Общение - это процесс взаимодействия между людьми, в котором происходят обмен деятельностью, информацией, опытом, умением и навыками, а также результатами деятельности. Общение является одним из проявлений человеческой сущности, личностной формой существования и функционирования общественных отношений. Оно является неотъемлемой 'емкой и очень важной стороной человеческого существования, необходимой предпосылкой формирования человека как социального существа, способного к сосуществованию с себе подобными [1].
Что касается педагогического общения, то это - профессиональное общение педагога со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, которое направлено на создание оптимальных условий для осуществления целей, задач воспитания и обучения; как профессионально-этический феномен оно требует от педагога специальной подготовки не только в отношении технологии взаимодействия, но и нравственного опыта, педагогической мудрости в организации взаимоотношений с учениками, родителями, коллегами в различных сферах учебно-воспитательного процесса.
По своему содержанию и сфере функционирования оно может быть профессиональным и непрофессиональным. Профессиональное педагогическое общение является коммуникативной взаимодействием педагога с учениками, родителями, коллегами, направленным на установление благоприятного психологического климата, психологическую оптимизацию деятельности, взаимоотношений. Оно обеспечивает передачу через учителя ученикам человеческой культуры, помогает в усвоении знаний, способствует формированию ценностных ориентаций при обмене мнениями [1].
Итак, профессиональное педагогическое общение предполагает высокую его культуру, которая свидетельствует умение педагога реализовывать свои возможности в общении с другими людьми, способность воспринимать, понимать, усваивать, передавать содержание мыслей, чувств, стремлений в процессе обучения и воспитания.
В противоположность ему непрофессиональное педагогическое общение порождает страх, неуверенность, вызывает снижение работоспособности, нарушение динамики речи, нежелание думать и действовать самостоятельно, отчужденность, устойчивое негативное отношение к педагогу, обучения [1].
Ведущим компонентом педагогического общения являются эмоциональные переживания, которые охватывают все остальные составляющие - наглядные представления (образы), суждения и тому подобное. Именно эмоциональные отношения - положительные, отрицательные, амбивалентные - проявляются в содержании и формах педагогической поведения - вербальных и невербальных. При этом используются закрепленные в языке и культурных традициях средства выражения положительного и отрицательного отношения [10].
В контексте нашего исследования следует отметить, что исследователи выделяют различные типы межличностного педагогического взаимодействия: положительные и отрицательные. Положительный тип - учитель чувствует положительное эмоциональное отношение к детям, на поведенческом уровне адекватно общается с ними. При отрицательном типе педагогического взаимодействия учитель проявляет свое «холодное» отношение в своей вербальной и невербальной поведении (такие типы встречаются не часто).
Более распространенными являются противоречивые типы педагогического взаимодействия: положительно-отрицательный и негативно-позитивный. При позитивно-негативном учитель при внутреннем положительном эмоциональном отношении к ученикам проявляет авторитарные, дистантные формы педагогического общения. В этом случае нужно при подготовке будущих учителей формировать в них гуманистические педагогические убеждения как важный элемент их профессиональной педагогической культуры, а также технику педагогического общения; негативно- положительный тип педагогического взаимодействия заключается в том, что учитель внутренне холодно, даже иногда негативно относится к детям и педагогической деятельности, но при этом демонстрирует положительные формы общения. Ученики быстро «прочитывают» за фасадом мягких, либеральных внешних проявлений внутреннюю холодность, безразличие педагога [8].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреев А.А. Влияние стиля педагогического общения на познавательную активность учащихся на уроке: Автореф. дис. ... канд. психол. науч. Л., 1984.- 20 с.
2. Березовин Н.А., Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив. - Минск: Изд-во БГУ, 1975. - 160 с.
3. Бисерова Г.К. Влияние стиля педагогического общения на развитие личности подростка // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-stilya-pedagogicheskogo-obscheniya-na-razvitie-lichnosti-podrostka (дата обращения: 14.05.2021).
4. Бодалев А.А. Воздействие стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт // Личность и общение. Избранные труды. - М .: Педагогика, 1983. - С. 65-69.
5. Вачков И. Такие разные учителя или новая типология педагогов // Школьный психолог. - 2000. - № 3. - С 24 30.
6. Ляудис В. Я. Методик а преподавания психологии / В. Я. Ляудис. - Изд-во МГУ, 9984. - 982 с.
7. Маслова Н.Ф. Стиль руководства учителя как способ социально-психологического воздействия // Руководство и лидерство. - М., 1973. - С. 45-53.
8. Модели педагогического общения / Акимова М. Н., Илькухин А. А. Самопознание — путь профессионального становления учителя. — Самара, 2011. — С. 36–41. Осипян И. Ю. Педагогическое общение и его стили [Текст] / И. Ю. Осипян // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 1 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (7). — С. 26–30.
9. Орлов А. Б. Две стратегии воспитания / А. Б. Ор лов // Человек в мире диалога. - Л. : АН СССР, 9990. - С. 934-936.
10. Подлиняев О.Л., Иванов С.Е. Стиль педагогического общения. Его влияние на психологическое благополучие школьников // Проблемы педагогики. 2018. №3 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stil-pedagogicheskogo-obscheniya-ego-vliyanie-na-psihologicheskoe-blagopoluchie-shkolnikov (дата обращения: 14.05.2021).
11. Подлиняев, О. Л. Стиль педагогического общения и проблемы его классификации / О. Л. Подлиняев, С. Е. Иванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 359-362. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54776/ (дата обращения: 14.05.2021).
12. Раншбург И., Поппер П. Секреты личности. - М .: Педагогика, 1983. - 160 с.
13. Рубцов В. В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения соцыальных взаимодействий и обучения / В. В. Рубцов // Вопросы психологии. - 1998. - № 5. - С. 49-58.
14. Сарбалаева, А. Д. Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся / А. Д. Сарбалаева, О. А. Белянкина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 92-95. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14086/ (дата обращения: 14.05.2021).
15. Семенова С. Влияние стиля общения на отношение ребенка к взрослому в игровых и учебных ситуациях: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1986. - 23с.
16. Симонов П.В. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. - М .: Международная педагогическая академия, 1985. - 192 с.
17. Субботский Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения // Вопросы психологии. - 1981. - №2. - С. 68-78.
18. Уровень сотрудничества в детском коллективе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // psylist.net/praktikum/00259.htm.
19. Чернявская А. П. Партнерские позиция как осно ва организации субъект-субъектного взаимодей ствия в школе / А. П. Чернявская // Ярославский педагогический вестник: ЯГПУ им. К Д. Ушинского м. - № 3. - 2007. - С. 3-8.
20. Шеин С.А. Типология стилей педагогического общения и анализ потенциала их разви вающего воздействия // Психология воздействия (проблемы теории и практики). - М .: Изд-во АПН СССР, 1989. - С. 132-141.
21. Юрченко Е. В., Костенко И. К. Стили педагогического общения // Вологдинские чтения. 2009. №76. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stili-pedagogicheskogo-obscheniya (дата обращения: 14.05.2021).